Предварительная спортивная подготовка юных легкоатлетов в условиях школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 15:48, доклад

Описание работы

Этап предварительной спортивной подготовки начинается в младшем школьном возрасте и заканчивается с началом спортивной специализации. О спортивной тренировке на этом этапе можно говорить лишь условно, поскольку специфические черты спортивно-тренировочного процесса здесь лишь намечаются.

Работа содержит 1 файл

Предварительная спортивная подготовка юных легкоатлетов в условиях школы.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

- воспитание  быстроты  80  84  90  

- воспитание  скоростно-силовых качеств  54  56  60  

- воспитание  силы  26  28  30  

- воспитание  выносливости  54  56  60  

- воспитание  гибкости и координационных способностей  54  56  60

2  Техническая подготовка: (обучение основам техники видов легкой атлетики и других видов спорта)  66  70  80

3  Специальная физическая подготовка:  4  18  80  

- контрольно-переводные  испытания  4  4  6  

- участие в  соревнованиях (колич.)  6  12  16

4  Теоретическая подготовка  4  6  8

5 Медицинское обследование  вне сетки часов

  Всего часов  342  374  468  
 

Исходя из структуры  школьного учебного года и занятости  в нем детей, учебно-тренировочный  процесс в группе начальной подготовки мы построили по типу блочной системы.  

Первые два  года он был направлен на общую  физическую подготовку и строился на основе единства обучения и воспитания двигательных качеств детей, что  обеспечивало освоение ими рациональных способов управления разнообразными движениями и количественные и качественные изменения их двигательных возможностей и физической работоспособности.  

Годичный цикл разбивали на пять блоков, каждый из которых имеет этап базовой подготовки и этап реализации. Первые четыре блока по длительности соответствуют I, II, III, IV четвертям учебного года, а пятый - продолжительности летнего каникулярного отдыха. Общая направленность учебно-тренировочного процесса преследовала цель выработать устойчивую мотивацию к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в частности легкой атлетикой, на основе средств общей физической подготовки.  

В I четверти (1-й  блок) в основном решали задачу формирования простейших неспециализированных умений и навыков (различные виды бега, прыжков, метаний, элементов гимнастики и акробатики, спортивных игр и т.д.).  

Во П четверти (2-й блок) решали задачи по комплексному воспитанию двигательных качеств. Методика работы на этом этапе подробно описана  ниже.  

Содержанием работы в III четверти являлась сопряженная подготовка. В IV четверти (4-й блок) осуществляли ознакомление с видами легкой атлетики. Причем половину времени занятий отводили на просмотр техники видов легкой атлетики, разбор и объяснение правил соревнований, техники безопасности в занятиях легкой атлетикой и т.п. (специальная теоретическая подготовка), а 50% - на проведение различных подвижных игр, веселых эстафет с простейшими элементами техники видов легкой атлетики (специальная двигательная подготовка). Задачи этого блока подготовки частично решались в оздоровительно-спортивном лагере. Помимо этого проводили работу по оздоровлению и закаливанию учащихся.  

Построение спортивной тренировки в группах начальной  подготовки по типу блочной системы  полностью соответствовало структуре школьного учебного года, в результате чего оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи как в школе, так и в ДЮСШ решались на единой основе, без рассогласования во времени. Все это позволяло выработать у учащихся стойкий интерес и осознанную привычку к систематическим занятиям спортом. Кроме того, преимущественная направленность и концентрация во времени позволили более целенаправленно решать образовательные задачи и задачи по комплексному воспитанию двигательных качеств учащихся.  

Здесь необходимо отметить, что в тренировочных занятиях применяли следующие методы выполнения упражнений:  

равномерный, повторный, переменный, игровой, круговой и соревновательный. Но не реже одного раза в неделю проводили  занятия с использованием игрового метода типа "круговой тренировки".  

В задании обычно было 7-8 пунктов (станций). Полный круг занимающиеся проходили не более  двух раз.  

Примерное содержание занятия, направленного на воспитание ловкости и координационных способностей, представлено ниже:  

1-я станция. "Делай наоборот". Один ученик из пары выполняет упражнение стоя руки вверх, другой приседает держа руки назад и т.д.  

2-я станция.  Попадание пятью теннисными мячами  в коробку на расстоянии 10 м,  кто больше.  

3-я станция.  Пробегание через 10 набивных мячей, расставленных на расстоянии 1 м, так, чтобы не зацепить их.  

4-я станция.  Перепрыгивание через расположенные  на расстоянии 1,5-2,5 м три стопки  поролоновых мешочков. Необходимо  перепрыгнуть эти стопки так,  чтобы не зацепить их.  

5-я станция. "Передай и подсчитай". Ученики стоят друг против друга и бросают мяч, стараясь как можно быстрее передать его и посчитать, сколько раз они это сделали.  

6-я станция.  Прыжки в парах через скакалку, кто выполнит больше прыжков.  

7-я станция.  Приседания за 10 с, кто больше присядет и встанет.  

Экспериментальная методика предусматривала применение в учебно-тренировочных занятиях средств разносторонней общей физической подготовки (ОФП) и выполнение таких  легкоатлетических упражнений, как  бег на различные дистанции с различной скоростью, прыжки, метания, специальные и имитационные упражнения. В разносторонней ОФП использовались упражнения из других видов спорта, спортивные и подвижные игры (табл. 2). 

Таблица 2. Распределение  тренировочных средств по годам  обучения в экспериментальной группе (в часах)

Виды тренировочных  средств  Годы обучения

1-й  2-й  3-й

Количество занятий  в год  342  374  468

Средства общей  физической подготовки:        

- легкоатлетические  упражнения  70  100  150  

- гимнастика  с элементами акробатики  26  26  22  

- спортивные  игры  50  50  44  

- подвижные игры   80  60  40  

- плавание  20  20  20  

- лыжи  22  24  24

Средства специальной  физподготовки  4  18  80

Обучение основам  техники л/атлетики  66  70  80

Теоретическая подготовка  4  6  8  
 

Объем средств  ОФП на 1-ми 2-м годах обучения составил примерно 75-80% времени от общего объема тренировки. Для 3-го года обучения этот объем составил до 65%, а 20% времени  отводили специальной физической подготовке (СФП), участию в соревнованиях, тестированию и контрольным упражнениям, выполнению основных легкоатлетических упражнений с соревновательной целью.  

В процессе исследования мы систематически проводили тестирование и контрольные упражнения, которые  на этапе предварительной подготовки разнообразны. Динамика тестовых показателей является одним из критериев отбора юных спортсменов для занятий в группе видов легкой атлетики. Только после этого, на 3-м году обучения, учащихся ориентировали на конкретную группу видов легкой атлетики. Но при этом мы не разбивали учащихся на группы по предрасположенности к тому или иному виду и все занимались по одинаковой программе.  

Обследование  соревновательной деятельности участников крупных юношеских соревнований, проведенное ВНИИФКом, подтвердило, что только около 6% из них можно отнести к перспективным.  

Согласно теории распределения показателей, необходимых  для достижения высоких спортивных результатов, такими данными обладают 5-6% детей и подростков. Из этого  следует, что отбор на этапе начального обучения актуален потому, что только в процессе спортивной тренировки и соревнований по-настоящему проявляются качества, на основе которых определяются способности занимающихся. Следовательно, в учебно-тренировочные группы для дальнейшего совершенствования в легкой атлетике детей и подростков с отклонениями от норм здоровья и бесперспективных зачислять нецелесообразно, т.к. в дальнейшем на их подготовку расходы увеличиваются в десятки раз и не оправдывают ни финансовых затрат, ни затрат времени и усилий спортсменов, которые расходуются в ущерб учебе, а порой и здоровью.  

Исходя из этого, в конце 3-го года обучения все учащиеся выполняли целый комплекс контрольных  упражнений, на основе чего их можно  было отнести по предрасположенности  к той или иной группе видов легкой атлетики.  

К концу этапа  предварительной спортивной подготовки (11-12 лет) при переводе занимающихся в учебно-тренировочные группы уровень  показателей в обязательных тестах должен быть следующим (по Ю.Г. Травину, Ф.П. Суслову). Для спринтеров, барьеристов. Бег на 60 м со старта: мальчики - 8,0 с, девочки - 8,4 с; тройной прыжок с места: мальчики - 670-690 см, девочки - 610-630 см.  

Для бегунов  на средние и длинные дистанции. Бег 800 м: мальчики - 2.14,0, девочки - 2.40,0; бег  на 60 м со старта: мальчики - 8,2-8,4 с, девочки - 8,6-8,8 с; тройной прыжок с места: мальчики - 650-680 см, девочки - 600-620 см.  

Для прыгунов в  высоту. Бег на 60 м со старта: мальчики - 8,2 с, девочки - 8,6 с; тройной прыжок с места: мальчики - 680-700 см, девочки - 640-650 см.  

Для прыгунов в  длину, тройным и с шестом. Бег  на 60 м со старта: мальчики - 8,0-8,2 с, девочки - 8,4-8,5 с; тройной прыжок с места: мальчики - 680-700 см, девочки - 620-630 см.  

Для метателей. Бросок ядра через голову: мальчики (6 кг) -12-14 м, девочки (4 кг) -10-11 м; тройной прыжок с места: мальчики - 660-680 см, девочки - 580-600 см; бег на 60 м со старта: мальчики -8,2-8,5 с, девочки - 8,7-9,0 с. Для копьеметателей. Метание мяча (150 г): мальчики - 80 м, девочки - 60 м. Таким образом, все учащиеся в группе начальной подготовки должны были выполнить приемные нормативы для зачисления в учебно-тренировочные группы 1-го года обучения. Из всех 24 спортсменов 15 были отобраны в учебно-тренировочную группу для дальнейшего совершенствования в легкой атлетике (3 - на спринт, 4 - на прыжки, 6 - для бега на средние дистанции и спортивной ходьбы и 2 - на метания). Основным критерием при этом явилось выполнение специфических тестов, характеризующих вид легкой атлетики.  

В то же время 5 человек  из группы решили заняться лыжными гонками, 1 - спортивной борьбой, а 3 предпочли самостоятельные занятия.  

Следует отметить, что, даже не проводя специальной  тренировочной работы по направленности, а распределяя тренировочные  средства почти равномерно, занимаясь  в основном общефизической подготовкой и обучением, можно ориентировать детей на определенную группу видов легкой атлетики.  

Проведенные нами исследования методики и организации  работы групп начальной подготовки и эффективности ее реализации в  условиях общеобразовательной школы показывают, что учащиеся экспериментальной группы помимо спортивных результатов повысили уровень успеваемости по общеобразовательным предметам. Улучшилось состояние здоровья детей, они меньше пропускали уроков по болезни, окрепли физически, у них повысилась сопротивляемость к инфекционным и простудным заболеваниям. Стали более дисциплинированными и организованными.  

Подтверждением  правильности выдвинутых предположений  является то, что к окончанию эксперимента все учащиеся экспериментальной группы сдали контрольно-переводные нормативы, а 15 из них перешли в учебно-тренировочную группу ДЮСШ по легкой атлетике. В то же время из контрольной группы по разным причинам выбыли 75% учащихся.  

Учитель физкультуры  школы N 767 г. Москвы,

кандидат педагогических наук И. К. Латыпов

Информация о работе Предварительная спортивная подготовка юных легкоатлетов в условиях школы