Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 15:48, доклад
Этап предварительной спортивной подготовки начинается в младшем школьном возрасте и заканчивается с началом спортивной специализации. О спортивной тренировке на этом этапе можно говорить лишь условно, поскольку специфические черты спортивно-тренировочного процесса здесь лишь намечаются.
- воспитание
быстроты 80 84 90
- воспитание
скоростно-силовых качеств 54 56 60
- воспитание
силы 26 28 30
- воспитание
выносливости 54 56 60
- воспитание гибкости и координационных способностей 54 56 60
2 Техническая подготовка: (обучение основам техники видов легкой атлетики и других видов спорта) 66 70 80
3 Специальная физическая
подготовка: 4 18 80
- контрольно-переводные
испытания 4 4 6
- участие в соревнованиях (колич.) 6 12 16
4 Теоретическая подготовка 4 6 8
5 Медицинское обследование вне сетки часов
Всего часов
342 374 468
Исходя из структуры
школьного учебного года и занятости
в нем детей, учебно-тренировочный
процесс в группе начальной подготовки
мы построили по типу блочной системы.
Первые два
года он был направлен на общую
физическую подготовку и строился на
основе единства обучения и воспитания
двигательных качеств детей, что
обеспечивало освоение ими рациональных
способов управления разнообразными движениями
и количественные и качественные изменения
их двигательных возможностей и физической
работоспособности.
Годичный цикл
разбивали на пять блоков, каждый из
которых имеет этап базовой подготовки
и этап реализации. Первые четыре блока
по длительности соответствуют I, II, III,
IV четвертям учебного года, а пятый - продолжительности
летнего каникулярного отдыха. Общая направленность
учебно-тренировочного процесса преследовала
цель выработать устойчивую мотивацию
к систематическим занятиям физической
культурой и спортом, в частности легкой
атлетикой, на основе средств общей физической
подготовки.
В I четверти (1-й
блок) в основном решали задачу формирования
простейших неспециализированных умений
и навыков (различные виды бега, прыжков,
метаний, элементов гимнастики и акробатики,
спортивных игр и т.д.).
Во П четверти
(2-й блок) решали задачи по комплексному
воспитанию двигательных качеств. Методика
работы на этом этапе подробно описана
ниже.
Содержанием работы
в III четверти являлась сопряженная подготовка.
В IV четверти (4-й блок) осуществляли ознакомление
с видами легкой атлетики. Причем половину
времени занятий отводили на просмотр
техники видов легкой атлетики, разбор
и объяснение правил соревнований, техники
безопасности в занятиях легкой атлетикой
и т.п. (специальная теоретическая подготовка),
а 50% - на проведение различных подвижных
игр, веселых эстафет с простейшими элементами
техники видов легкой атлетики (специальная
двигательная подготовка). Задачи этого
блока подготовки частично решались в
оздоровительно-спортивном лагере. Помимо
этого проводили работу по оздоровлению
и закаливанию учащихся.
Построение спортивной
тренировки в группах начальной
подготовки по типу блочной системы
полностью соответствовало
Здесь необходимо
отметить, что в тренировочных занятиях
применяли следующие методы выполнения
упражнений:
равномерный, повторный,
переменный, игровой, круговой и соревновательный.
Но не реже одного раза в неделю проводили
занятия с использованием игрового
метода типа "круговой тренировки".
В задании обычно
было 7-8 пунктов (станций). Полный круг
занимающиеся проходили не более
двух раз.
Примерное содержание
занятия, направленного на воспитание
ловкости и координационных
1-я станция. "Делай
наоборот". Один ученик из пары выполняет
упражнение стоя руки вверх, другой приседает
держа руки назад и т.д.
2-я станция.
Попадание пятью теннисными
3-я станция.
Пробегание через 10 набивных мячей,
расставленных на расстоянии 1 м, так, чтобы
не зацепить их.
4-я станция.
Перепрыгивание через
5-я станция. "Передай
и подсчитай". Ученики стоят друг против
друга и бросают мяч, стараясь как можно
быстрее передать его и посчитать, сколько
раз они это сделали.
6-я станция.
Прыжки в парах через скакалку,
кто выполнит больше прыжков.
7-я станция.
Приседания за 10 с, кто больше присядет
и встанет.
Экспериментальная
методика предусматривала применение
в учебно-тренировочных
Таблица 2. Распределение тренировочных средств по годам обучения в экспериментальной группе (в часах)
Виды тренировочных средств Годы обучения
1-й 2-й 3-й
Количество занятий в год 342 374 468
Средства общей
физической подготовки:
- легкоатлетические
упражнения 70 100 150
- гимнастика
с элементами акробатики 26 26 22
- спортивные
игры 50 50 44
- подвижные игры
80 60 40
- плавание 20
20 20
- лыжи 22 24 24
Средства специальной физподготовки 4 18 80
Обучение основам техники л/атлетики 66 70 80
Теоретическая
подготовка 4 6 8
Объем средств
ОФП на 1-ми 2-м годах обучения составил
примерно 75-80% времени от общего объема
тренировки. Для 3-го года обучения этот
объем составил до 65%, а 20% времени
отводили специальной физической подготовке
(СФП), участию в соревнованиях, тестированию
и контрольным упражнениям, выполнению
основных легкоатлетических упражнений
с соревновательной целью.
В процессе исследования
мы систематически проводили тестирование
и контрольные упражнения, которые
на этапе предварительной
Обследование
соревновательной деятельности участников
крупных юношеских
Согласно теории
распределения показателей, необходимых
для достижения высоких спортивных
результатов, такими данными обладают
5-6% детей и подростков. Из этого
следует, что отбор на этапе начального
обучения актуален потому, что только
в процессе спортивной тренировки и соревнований
по-настоящему проявляются качества, на
основе которых определяются способности
занимающихся. Следовательно, в учебно-тренировочные
группы для дальнейшего совершенствования
в легкой атлетике детей и подростков
с отклонениями от норм здоровья и бесперспективных
зачислять нецелесообразно, т.к. в дальнейшем
на их подготовку расходы увеличиваются
в десятки раз и не оправдывают ни финансовых
затрат, ни затрат времени и усилий спортсменов,
которые расходуются в ущерб учебе, а порой
и здоровью.
Исходя из этого,
в конце 3-го года обучения все учащиеся
выполняли целый комплекс контрольных
упражнений, на основе чего их можно
было отнести по предрасположенности
к той или иной группе видов легкой
атлетики.
К концу этапа
предварительной спортивной подготовки
(11-12 лет) при переводе занимающихся
в учебно-тренировочные группы уровень
показателей в обязательных тестах
должен быть следующим (по Ю.Г. Травину,
Ф.П. Суслову). Для спринтеров, барьеристов.
Бег на 60 м со старта: мальчики - 8,0 с, девочки
- 8,4 с; тройной прыжок с места: мальчики
- 670-690 см, девочки - 610-630 см.
Для бегунов
на средние и длинные дистанции.
Бег 800 м: мальчики - 2.14,0, девочки - 2.40,0; бег
на 60 м со старта: мальчики - 8,2-8,4 с, девочки
- 8,6-8,8 с; тройной прыжок с места: мальчики
- 650-680 см, девочки - 600-620 см.
Для прыгунов в
высоту. Бег на 60 м со старта: мальчики
- 8,2 с, девочки - 8,6 с; тройной прыжок
с места: мальчики - 680-700 см, девочки
- 640-650 см.
Для прыгунов в
длину, тройным и с шестом. Бег
на 60 м со старта: мальчики - 8,0-8,2 с, девочки
- 8,4-8,5 с; тройной прыжок с места: мальчики
- 680-700 см, девочки - 620-630 см.
Для метателей.
Бросок ядра через голову: мальчики
(6 кг) -12-14 м, девочки (4 кг) -10-11 м; тройной
прыжок с места: мальчики - 660-680 см, девочки
- 580-600 см; бег на 60 м со старта: мальчики
-8,2-8,5 с, девочки - 8,7-9,0 с. Для копьеметателей.
Метание мяча (150 г): мальчики - 80 м, девочки
- 60 м. Таким образом, все учащиеся в группе
начальной подготовки должны были выполнить
приемные нормативы для зачисления в учебно-тренировочные
группы 1-го года обучения. Из всех 24 спортсменов
15 были отобраны в учебно-тренировочную
группу для дальнейшего совершенствования
в легкой атлетике (3 - на спринт, 4 - на прыжки,
6 - для бега на средние дистанции и спортивной
ходьбы и 2 - на метания). Основным критерием
при этом явилось выполнение специфических
тестов, характеризующих вид легкой атлетики.
В то же время 5 человек
из группы решили заняться лыжными гонками,
1 - спортивной борьбой, а 3 предпочли самостоятельные
занятия.
Следует отметить,
что, даже не проводя специальной
тренировочной работы по направленности,
а распределяя тренировочные
средства почти равномерно, занимаясь
в основном общефизической подготовкой
и обучением, можно ориентировать детей
на определенную группу видов легкой атлетики.
Проведенные нами
исследования методики и организации
работы групп начальной подготовки
и эффективности ее реализации в
условиях общеобразовательной школы показывают,
что учащиеся экспериментальной группы
помимо спортивных результатов повысили
уровень успеваемости по общеобразовательным
предметам. Улучшилось состояние здоровья
детей, они меньше пропускали уроков по
болезни, окрепли физически, у них повысилась
сопротивляемость к инфекционным и простудным
заболеваниям. Стали более дисциплинированными
и организованными.
Подтверждением
правильности выдвинутых предположений
является то, что к окончанию эксперимента
все учащиеся экспериментальной группы
сдали контрольно-переводные нормативы,
а 15 из них перешли в учебно-тренировочную
группу ДЮСШ по легкой атлетике. В то же
время из контрольной группы по разным
причинам выбыли 75% учащихся.
Учитель физкультуры школы N 767 г. Москвы,
кандидат педагогических наук И. К. Латыпов
Информация о работе Предварительная спортивная подготовка юных легкоатлетов в условиях школы