Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 15:48, доклад
Этап предварительной спортивной подготовки начинается в младшем школьном возрасте и заканчивается с началом спортивной специализации. О спортивной тренировке на этом этапе можно говорить лишь условно, поскольку специфические черты спортивно-тренировочного процесса здесь лишь намечаются.
Предварительная
спортивная подготовка юных легкоатлетов
в условиях школы
Предварительная
спортивная подготовка в школе: сущность,
цель, основные задачи и структура
Этап предварительной
спортивной подготовки начинается в
младшем школьном возрасте и заканчивается
с началом спортивной специализации. О
спортивной тренировке на этом этапе можно
говорить лишь условно, поскольку специфические
черты спортивно-тренировочного процесса
здесь лишь намечаются. Занятия строятся
в основном по типу широкой общей физической
подготовки с комплексным использованием
доступных средств всестороннего физического
воспитания и общего "спортивного образования"
(формирование основ техники спортивных
движений, включенных в программу общеобразовательной
школы, спортивные занятия по интересам,
участие в массовых состязаниях по комплексной
программе и т.д.). Передовой опыт показывает,
что на этом этапе не следует спешить с
узкой ориентацией спортивных интересов.
Более разумный путь - предоставить начинающему
спортсмену возможность испробовать свои
способности в различных упражнениях
и лишь потом выбрать вид спортивной специализации.
Этап предварительной
подготовки проводится в группах
начальной подготовки, которые организуются
в детско-юношеских спортивных школах.
Начальная возрастная граница для занятий
легкой атлетикой, согласно положению
о ДЮСШ, составляет 9-11 лет.
Для занятий
в группах начальной подготовки
обычно приглашают всех желающих. Однако
практика работы отделений легкой атлетики
спортивных школ показывает, что число
желающих заниматься этим видом спорта,
как правило, не превышает количества
вакансий в ДЮСШ.
Результатами
исследований так же установлено, что
в существующей практике работы в
ДЮСШ на этапе предварительной
По нашему мнению,
одной из эффективных организационных
форм предварительной спортивной подготовки
детей школьного возраста является организация
учебно-тренировочных занятий в общеобразовательной
школе. Такая форма обеспечивает оптимальное
сочетание обучения в школе с возможностью
занятий спортом, способствует повышению
работоспособности и улучшению здоровья
учащихся. Такая работа, по существу, должна
стать основой возрождения и развития
массового школьного спорта. Учитывая
важность и актуальность изучения проблемы
рациональной организации и методики
осуществления предварительной спортивной
подготовки в общеобразовательной школе,
мы поставили задачу интеграции деятельности
ДЮСШ и общеобразовательной школы.
Характеризуя
особенности построения различных
структурных звеньев
В факторной
структуре предварительной
Общая направленность
предварительной подготовки учащихся
- развитие основных двигательных способностей,
что достигается разнообразными
средствами тренировочного воздействия.
Годичная тренировка
на этапе предварительной
Основной структурной
единицей на этапе предварительной
подготовки является учебно-тренировочный
урок, который направлен в основном
на всестороннее развитие физических
и координационных способностей юных
спортсменов и имеет общефизическую направленность.
По своей структуре он не отличается от
урока физической культуры. Каждое занятие
состоит из трех частей - подготовительной
(разминка), основной и заключительной.
Однако урок может проводиться от 1.5 до
2 часов.
Отличительная
особенность планирования отдельных
занятий - их комплектность, предусматривающая
одновременное развитие различных
качеств и способностей детей. Занятия
комплексной направленности в гораздо
большей степени, чем занятия избирательной
направленности, способствующие преимущественному
развитию отдельных свойств и способностей
детей, соответствуют задачам предварительной
подготовки. Они более эмоциональны, разносторонне
воздействуют на функциональную и психическую
сферы юных спортсменов.
Выбор объемов
тренировочных нагрузок, средств
воздействия и форм организации
занятий обусловлен общими закономерностями
функционирования систе-мы физического
воспитания учащихся.
Анализ подготовки
юных спортсменов 9-11 лет показал, что основными
задачами в группах начальной подготовки
на этапе предварительной спортивной
подготовки являются: укрепление здоровья,
разносторонняя физическая подготовка,
овладение основными двигательными навыками,
техникой видов легкой атлетики и других
видов спорта, воспитание морально-волевых
качеств. На базе разносторонней физической
подготовки и овладения основами легкоатлетических
движений возможно осуществление отбора
детей для занятий в пяти основных группах
легкой атлетики: спринтерском и барьерном
беге, беге на выносливость и спортивной
ходьбе, прыжках, метаниях, многоборьях.
Таким образом,
главной задачей этапа
Экспериментальное
обоснование эффективности
В ходе педагогических
наблюдений мы установили, что в
существующей практике работы в ДЮСШ на
этапе предварительной подготовки превалирует
специализированная подготовка по виду
спорта, не всегда учитывающая возрастные
особенности детей. Это отражается на
решении задач, связанных с укреплением
здоровья, повышением уровня физической
подготовленности, и интересе учащихся
к дальнейшим занятиям спортом, что, в
свою очередь, приводит к большому проценту
отсева учащихся из групп начальной подготовки
и снижению эффективности работы детско-юношеских
спортивных школ.
Так, согласно полученным
нами данным, наполняемость в обследованных
группах начальной подготовки в ДЮСШ по
легкой атлетике колеблется до 60% списочного
состава, а отсев после 1-го года обучения
в среднем составляет 67%, после 2-го - 39%
и после 3-го - 32%. Нами рассмотрены рабочие
планы 20 тренеров, работающих с юными спортсменами.
Полученные результаты свидетельствуют
о том, что между планируемыми объемами
и реально выполненными существует значительная
диспропорция. Так, например, для 3-го года
обучения в группе начальной подготовки
специальная физическая подготовка планируется
в среднем в объеме 100 часов в год, а выполняется
в объеме 185 часов. Следовательно, налицо
самое настоящее форсирование, которое
игнорирует всю идею преемственности
и принцип последовательности тренировочных
нагрузок.
С целью анализа
типовой программы ДЮСШ для групп
начальной подготовки и эффективности
ее использования тренерами, работающими
с юными спортсменами по легкой атлетике,
было проведено анкетирование. На основе
изучения данных анкетирования выявили,
что типовую программу по легкой атлетике
для ДЮСШ систематически используют лишь
27% опрошенных тренеров, а до 65% из них не
пользуются программой вообще. Нет также
единого мнения по срокам начала специализации
в избранном виде легкой атлетики. Кроме
того, более половины опрошенных тренеров
предпочтение отдают занятиям по специальной
подготовке, в то время как только 40% считают
необходимым заниматься общей физической
подготовкой и обучением технике легкоатлетических
упражнений.
Наблюдения показали,
что учебно-игровая форма занятий, обеспечивающая
высокий эмоциональный фон в тренировках,
также используется редко.
Эффективность
инновационных подходов к организации
подготовки юных легкоатлетов в условиях
общеобразовательной школы была
нами проверена в ходе педагогического
эксперимента.
Группу начальной
подготовки формировали по результатам
тестирования учащихся 3-х классов
по программе, включающей оценку быстроты,
силы, выносливости, гибкости, уровня скоростно-силовых
качеств, роста и веса тела. Основным критерием
для приема в группу было желание детей
заниматься спортом и согласие родителей.
Всего было набрано 24 человека, из них
13 мальчиков и 11 девочек.
Началу работы
предшествовала длительная методическая
подготовка. Был разработан перспективный
(на три года) учебно-тренировочный план,
предусматривающий разностороннюю физическую
подготовку будущих юных спортсменов
с использованием средств из различных
видов спорта. В программу были включены
наиболее массовые виды спорта, составляющие
базовую часть комплексной школьной программы
по физической культуре (легкая атлетика,
спортивные и подвижные игры, плавание,
лыжи).
Совместно с
организатором внеклассной
Определили мероприятия,
направленные на укрепление здоровья
детей. Планом был предусмотрен также
постоянный врачебный контроль за состоянием
здоровья школьников, занимающихся в
группах начальной подготовки.
Совместно с
дирекцией общеобразовательной
школы определили время проведения
организованных занятий в режиме
учебного дня, расположение занятий
в недельном цикле в течение
учебного года.
На третьем
этапе исследования был проведен
основной педагогический эксперимент.
Его целью было определение эффективности
работы групп начальной подготовки в условиях
общеобразовательной школы.
Для решения
поставленных задач мы в течение
трех лет проводили занятия по
программе, составленной по принципу многоборной
разносторонней подготовки, исключающей
начальную специализацию, но вместе с
тем представляющей учащим-,ся возможность
ознакомления помимо легкой атлетики
с несколькими видами спорта, составляющими
основу базовой части комплексной программы
по физическому воспитанию учащихся.
Недельный объем
спортивных занятий обеспечивали два
школьных урока по физической культуре
(спаренные) и 6 часов занятий в
группах начальной подготовки для
1-го и 2-го годов обучения и 8 часов -
для 3-го года обучения.
Учебно-тренировочные
занятия проводили в форме урока с соблюдением
основных принципов педагогики и спортивной
тренировки. Одной из немаловажных особенностей
организации учебных занятий явилось
то, что тренировочные уроки были включены
в сетку часов школы и вынесены за рамки
школьного расписания уроков.
Организованные
учебно-тренировочные занятия
Количество занятий
в недельном цикле
Общая длительность
учебно-тренировочных занятий
Таблица 1. Учебный
план тренировочных занятий
1-й 2-й 3-й
1 Общая физическая
подготовка: 268 280 300
Информация о работе Предварительная спортивная подготовка юных легкоатлетов в условиях школы