Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:03, реферат
"Объективно здоровый человек, как оказалось, совершенно не болеет. То есть у него нет шансов заболеть обычной хроникой или инфекцией, вызывающей воспаления. Далее: выносливость его такова, что пробежав несколько часов, он не утомляется. Пройдя 500 км по пустыне (жара до 50 ° С), потребляя в сутки 150 г сухофруктов и крупы и литр чая из трав, объективно здоровый (О.З.) человек не устает и не теряет массы тела. О.З. человек потребляет в среднем ВЧЕТВЕРО-ВПЯТЕРО меньше пищи и кислорода, чем мы. Его естественная норма - 4-5 дыхательных циклов и 15-18 ударов сердца в минуту. Когда он бежит, у него наши параметры покоя. Такова же умственная и эмоциональная выносливость. Сна хватает 5-6 часов. Ясность сознания кристальная. Тон - сильный интерес и энтузиазм. Постоянно ровное, радостное настроение. Высокая разумность и независимость. Неутомим: успевает за день сделать столько, сколько мы за неделю.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1.ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ………………………………………………………..2
2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ………………………………………..……3
2.1. Физическое развитие…………………………………………………..……3
2.2. Эмоциональное развитие…………………………………………………...5
2.3. Интеллектуальное развитие………………………………………………..5
2.4. Социальное развитие……………………………………………………….6
2.5. Профессиональное развитие…………………………………………….…6
2.6. Духовное развитие………………………………………………………….6
3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЗДОРОВЬЯ…………………...6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...9
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ……………………………………………………….
2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ………………………………………..……3
2.1. Физическое развитие…………………………………………………..…
2.2. Эмоциональное развитие…………………………………………………...
2.3. Интеллектуальное развитие………………………………………………..5
2.4. Социальное развитие……………………………………………………….
2.5. Профессиональное развитие…………………………………………….…6
2.6. Духовное развитие…………………………………………………………
3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ЗДОРОВЬЯ…………………...6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...9
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - естественное состояние
организма, характеризующееся его
уравновешенностью с окружающей
средой и отсутствием каких-либо
болезненных изменений.
Здоровье человека определяется комплексом
биологических (наследственных и приобретённых)
и социальных факторов; последние имеют
столь важное значение в поддержании состояния
здоровья или в возникновении и развитии
болезни, что в преамбуле устава Всемирной
организации здравоохранения записано:
"Здоровье - это состояние полного физического,
духовного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физических
дефектов".
Понятие здоровье является несколько
условным и объективно устанавливается
по совокупности антропометрических,
клинических, физиологических и
биохимических показателей, определяемых
с учётом полового, возрастного факторов,
а также климатических и
Здоровье - это природное состояние человека
в целом: его мыслей, чувств, слов, поступков.
Здоровый человек живет по Законам Природы
и он знает эти Законы. Здоровье - это не
условное понятие. Человек может пребывать
только в двух состояниях: либо в природном
(здоровом), либо в искусственном (больном)
состоянии.
В нашем цивилизованном обществе большинство
людей больны той или иной болезнью. Но
существуют сегодня и здоровые люди, параметры
их здоровья такие:
"Объективно здоровый человек, как оказалось,
совершенно не болеет. То есть у него нет
шансов заболеть обычной хроникой или
инфекцией, вызывающей воспаления. Далее:
выносливость его такова, что пробежав
несколько часов, он не утомляется. Пройдя
500 км по пустыне (жара до 50 ° С), потребляя
в сутки 150 г сухофруктов и крупы и литр
чая из трав, объективно здоровый (О.З.)
человек не устает и не теряет массы тела.
О.З. человек потребляет в среднем ВЧЕТВЕРО-ВПЯТЕРО
меньше пищи и кислорода, чем мы. Его естественная
норма - 4-5 дыхательных циклов и 15-18 ударов
сердца в минуту. Когда он бежит, у него
наши параметры покоя. Такова же умственная
и эмоциональная выносливость. Сна хватает
5-6 часов. Ясность сознания кристальная.
Тон - сильный интерес и энтузиазм. Постоянно
ровное, радостное настроение. Высокая
разумность и независимость. Неутомим:
успевает за день сделать столько, сколько
мы за неделю. Нет сонливости утром. Обладает
качественно другими восприятиями тела:
пищу, воду, внешнюю среду воспринимает
не привычками, а непосредственно потребностью
организма. В этом смысле высочайшая чувствительность
на все неудобоваримое, вредное: оно противно.
На порядок выше связь человека с телом
- их взаимопомощь и взаимоуправление.
Хорошее здоровье — это стиль жизни. Состояние
здоровья зависит от того, насколько серьезно
и ответственно вы относитесь к своей
жизни в целом, совершая различные поступки
и принимая «судьбоносные» решения. Для
того чтобы быть физически здоровым, необходимо
активно улучшать каждый аспект привычного
существования, добиваясь его продуктивной
трансформации в здоровый образ жизни.
2. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ
Существует шесть основных составляющих
хорошего здоровья: физическое, эмоциональное,
духовное, интеллектуальное, профессиональное
и социальное развитие индивидуума.
Личностные приоритеты в преимущественном
развитии тех или иных категорий
находят зеркальное отражение в
образе жизни каждого конкретного
человека. Знакомство с данными категориями
— это первый шаг на пути к
достижению хорошего здоровья.
Физическое развитие — это физическая
составляющая хорошего здоровья, включающая
в себя ежедневное выполнение физических
упражнений, здоровое питание и медицинский
контроль. Естественно, исключается как
злоупотребление табачными изделиями,
наркотиками и алкоголем, так и употребление
их вообще.
Существует три уровня физического развития:
высокий, средний и низкий и два промежуточных
выше среднего и ниже среднего.
В узком смысле слова под физическим развитием
понимают антропометрические показатели
(рост, вес, окружность-объем грудной клетки,
размер стопы и т.п.).
Из учебного пособия Холодова Ж.К., Кузнецова
B.C. Теория и методика физического воспитания
и спорта:
Физическое развитие. Это процесс становления,
формирования и последующего изменения
на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных
свойств его организма и основанных на
них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется
изменениями трех групп показателей.
Показатели телосложения (длина тела,
масса тела, осанка, объемы и формы отдельных
частей тела, величина жироотложения и
др.), которые характеризуют прежде всего
биологические формы, или морфологию,
человека.
Показатели (критерии) здоровья, отражающие
морфологические и функциональные изменения
физиологических систем организма человека.
Решающее значение на здоровье человека
оказывает функционирование сердечно-сосудистой,
дыхательной и центральной нервной систем,
органов пищеварения и выделения, механизмов
терморегуляции и др.
Показатели развития физических качеств
(силы, скоростных способностей, выносливости
и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период
становления и роста) большинство морфологических
показателей увеличивается в размерах
и совершенствуются функции организма.
Затем до 45—50 лет физическое развитие
как бы стабилизировано на определенном
уровне. В дальнейшем, по мере старения,
функциональная деятельность организма
постепенно ослабевает и ухудшается, могут
уменьшаться длина тела, мышечная масса
и т.п.
Характер физического развития как процесс
изменения указанных показателей в течение
жизни зависит от многих причин и определяется
целым рядом закономерностей. Успешно
управлять физическим развитием возможно
только в том случае, если известны эти
закономерности и они учитываются при
построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере
определяется законами наследственности,
которые должны учитываться как факторы,
благоприятствующие или, наоборот, препятствующие
физическому совершенствованию человека.
Наследственность, в частности, должна
приниматься во внимание при прогнозировании
возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется
также закону возрастной ступенчатости.
Вмешиваться в процесс физического развития
человека с целью управления им можно
только на основе учета особенностей и
возможностей человеческого организма
в различные возрастные периоды: в период
становления и роста, в период наивысшего
развития его форм и функций, в период
старения.
Процесс физического развития подчиняется
закону единства организма и среды и, следовательно,
существенным образом зависит от условий
жизни человека. К условиям жизни прежде
всего относятся социальные условия. Условия
быта, труда, воспитания и материального
обеспечения в значительной мере влияют
на физическое состояние человека и определяют
развитие и изменение форм и функций организма.
Известное влияние на физическое развитие
оказывает и географическая среда.
Выбирая физические упражнения и определяя
величину их нагрузок, согласно закону
упражняемости можно рассчитывать на
необходимые адаптационные перестройки
в организме занимающихся. При этом учитывается,
что организм функционирует как единое
целое. Поэтому, подбирая упражнения и
нагрузки, преимущественно избирательного
воздействия, необходимо отчетливо представлять
себе все стороны их влияния на организм.
2.2 Эмоциональное развитие
Эмоциональное развитие — это способность
не только адекватно оценивать и воспринимать
свои чувства и ощущения, но и сознательно
управлять своим эмоциональным состоянием.
Будучи эмоционально уравновешенной личностью,
вы поддерживаете стабильные отношения
с другими людьми и сохраняете позитивный
и оптимистический взгляд на свою собственную
жизнь. Помимо этого вы стараетесь не впадать
в депрессивные и стрессовые состояния,
культивировать здоровые чувства и изыскивать
безопасные «выходы» для негативных эмоций.
Эмоциональное здоровье, психологическое
здоровье - нельзя понимать это определение,
как нахождение человека в состоянии постоянного
чувства некоторого блаженства. Это связь
между отрицательными и положительными
эмоциями человека, их взаимодействие,
взаимодействие эмоций и настроений, эмоциональный
настрой, который так или иначе оказывает
влияние на состояние и сохранение здоровья
человека. Люди здоровые в этом отношении,
как правило стремятся к развитию разных
сторон своей личности, это может быть
как физическая, так и эмоциональная либо
духовная составляющая. Они видят смысл
своего существования, им подконтрольно
течение жизни, они готовы помогать людям
и принимать помощь окружающих, когда
им это необходимо. Ведь прежде всего здоровье
подразумевает целостность.
Учеными всего мира уже много лет проводится
достаточно большое количество исследований,
направленных на изучение взаимосвязи
между эмоциональным (психологическим)
здоровьем человека и его роли в сохранении
здоровья всего организма.
2.3 Интеллектуальное развитие
Интеллектуальное развитие — это высокий
уровень созидательной активности в различных
областях научной и творческой деятельности.
Интеллектуально развитая личность использует
все доступные ей источники, средства
и знания для совершенствования своего
мастерства, наращивая творческий потенциал,
чтобы щедро поделиться своими достижениями
с другими. Интеллектуальный рост — это
одна из форм развития человеческого организма.
Повышение уровня интеллектуального развития
вносит значительные коррективы в ваш
образ жизни.
2.4 Социальное развитие
Социальное развитие личности определяет
характер ее взаимоотношений с обществом
и окружающей средой. Гармоничное социальное
развитие побуждает человека постоянно
ощущать взаимосвязь с природой, другими
людьми, родными и близкими. Открыв для
себя разумные способы общения и установления
ровных взаимоотношений с разными людьми,
они живут в мире с собой и с окружающими.
2.5 Профессиональное развитие
Профессиональное развитие подразумевает
достижение значительных успехов в трудовой
деятельности и получение удовольствия
от занятий ею. Чем выше уровень профессионального
развития человека, тем выше и требования,
предъявляемые к работе, которая должна
не только приносить личное удовлетворение,
но и обогащать его жизнь.
2.6 Духовное развитие
Духовное развитие приводит человека
к поискам смысла и цели своего существования.
Духовно развитая личность не только декларирует
общечеловеческие принципы морально-этического
плана, но и старается жить в соответствии
с ними.
3. ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ЗДОРОВЬЯ
А теперь представим себе все вышеперечисленные
категории в виде сегментов одного круга,
символизирующего хорошее здоровье. Круг
разделен на шесть равных частей, представляющих
шесть составляющих хорошего здоровья.
Каждая из частей-сегментов одинаково
важна для всего круга в целом, поскольку
он графически отображает хорошее здоровье
«в разрезе». Проблемы, возникающие внутри
одного из сегментов, влияют на общее состояние
круга.
Например, вы упали и сломали себе лодыжку,
чем нанесли ущерб своему физическому
состоянию. Если ваша работа связана с
активными физическими нагрузками, то
из-за полученной травмы вы будете вынуждены
взять больничный, и тогда пострадает
профессиональная составляющая. А если
вы испытали стресс, то травмированной
окажется не только лодыжка, но и эмоциональная
составляющая. И наконец, вследствие перелома
ноги вы будете ощущать свою зависимость
от близких или друзей, что затронет уже
социальную составляющую. Таким образом,
все составляющие настолько тесно связаны,
что, воздействуя друг на друга, они переплетаются,
создавая основу вашего здоровья.
Все
люди разные, очень важно понять, что графическое
изображение соотношения составляющих
хорошего здоровья у разных людей будет
различным. Например, у профессора университета
сегмент интеллектуального развития будет
значительно большим, чем у домохозяйки,
для которой гораздо важнее социальная
составляющая — система взаимоотношений
в семье, с друзьями, соседями. Сегмент
физического развития у профессионального
спортсмена, естественно, окажется большим,
чем у служителя церкви, сущность бытия
которого определяет духовная составляющая.
Схема, отображающая взаимоотношение
шести компонентов развития личности,
определяет ее индивидуальность.
Работая
над схемой собственного хорошего здоровья,
следует обратить внимание на то, что является
главным лично для вас. Сегменты, образовавшиеся
в результате деления символического
круга, будут четко отражать, как много
времени вы уделяете и какое значение
придаете той или иной категории вашего
личностного развития. Оцените свою схему
в процентном отношении. Исходя из 100%,
определите, сколько процентов приходится
на каждую категорию, в зависимости от
ее значимости. Например: 30% — физическое
развитие, 20% — профессиональное развитие,
13% — социальное развитие, 13% — эмоциональное
развитие, 13% — интеллектуальное развитие
и 11% — духовное развитие. Довольно трудно
определить важность данных категорий
в цифрах, но такой вариант самоанализа
приведет вас к самопознанию.
Составив
для себя «Схему хорошего здоровья», вы
можете разработать еще и обстоятельную
программу «Физического здоровья». Выполнение
физических упражнений может принести
вам много пользы: уменьшить вероятность
стрессов, избавить от избыточного веса,
укрепить сердечно-сосудистую систему
и мускулатуру, повышая выносливость последней,
и сделать ваше тело более гибким. Однако,
чтобы достичь столь впечатляющих результатов,
вам необходима всеобъемлющая программа
физической тренировки, включающая в себя
четыре основных составляющих: упражнения,
укрепляющие сердечно-сосудистую систему;
упражнения для развития силы мышц; упражнения
для повышения выносливости мышц и упражнения
на гибкость (стретчинг). Все четыре типа
упражнений должны обязательно присутствовать
в программе ваших тренировок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сохранение здоровья - хорошее эмоциональное
(психологическое) здоровье человека так
или иначе влияет на состояние и сохранение
здоровья организма в целом. Позиция многих
медиков в этой области такова: на эмоциональное
здоровье оказывают большее влияние не
сами события и обстоятельства жизни (пусть
даже негативные), а ответная реакция человека
на эти события. Позитивный настрой, активная
жизненная позиция чаще всего помогут
преодолеть невзгоды и сохранить здоровье.
Ряд исследований доказали, что у людей,
которые сами принимают серьезные решения,
связанные с их жизнью, процент смертности
и подверженности заболеваниям в два раза
ниже, чем у людей, решения которым навязываются.
Периодически проходите медицинские обследование
на общее состояние здоровья. Часто случается
так, что ментальные расстройства являются
результатом физического недомогания:
хроническое чувство усталости, депрессия
может быть следствием заболевания щитовидной
железы. Чувство страха и резкая потливость
- возможные симптомы гипогликемии.
Регулярно занимайтесь спортом. Физические
упражнения способствуют ментальному
и эмоциональному здоровью. Это связано
с биохимическими процессами, происходящими
в организме под влиянием физических нагрузок.
Для женщин, регулярные занятия спортом,
помимо внешней формы и хорошего настроения,
помогут снять ещё одну проблему - предменструальный
синдром.
Придерживайтесь принципов здорового
питания. Они хорошо известны. Важно избегать
употребления пищи, оказывающей сильное
воздействие на настроение: у многих людей
кофеин в кофе и чае, а также прохладительные
напитки нарушают сон и создают побочные
эффекты при приёме лекарств. Сахар ещё
один продукт питания, требующий осторожности,
так как влияет на уровень сахара в крови.
Очень трудно полностью исключить сахар
из дневного рациона, но максимально снизить
его потребление желательно для всех возрастных
категорий.
Не предавайтесь праздности, но и не перегружайте
себя заботами. Это лучший способ избежать
депрессий. В повседневной суете не забывайте
о прелестях жизни. В свободное время занимайтесь
тем, что вам приносит удовольствие, и
обязательно расслабляйтесь. Прекрасным
методом расслабления являются йога, медитация
или техника биообратной связи.
Стремитесь к социальной значимости. Сбалансированная
жизнь предполагает сочетание личных
и социальных устремлений. В стремлении
соединить эти два начала заложено некоторое
противоречие. Но именно в его преодолении
достигается гармония бытия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малявская С. И. Оценка физического развития
и полового созревания девочек. Материалы
36-й областной научно-практической конференции
педиатров Архангельской области. Архангельск,
26-28 апреля 2005 г.
2. Спортивна медицина: учеб. для ин-тов
физ. культ./Под ред. В. Л. Карпмана. М.: Физкультура
и спорт, 1987. — 304 с.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика
физического воспитания и спорта: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений.
- М.: Издательский центр "Академия",
2000. - 480 с.