Понятие о питании. Требования к организации правильного питания, принципы и содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 04:30, реферат

Описание работы

Питание является одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста и развития ребенка, устойчивость к воздействию неблагоприятных условий, высокий функциональный уровень ведущих систем организма.
В зависимости от возраста дети должны ежедневно получать определенное количество энергии, питательных, минеральных веществ, витаминов. Ребенок постоянно расходует энергию. Затраты ее зависят от возраста ребенка, вида деятельности, климатической зоны проживания, от сезона года. Основным источником поступления является пища.

Содержание

Понятие о питании
Требования к организации питания
Пищевые компоненты
Составляющие суточного рациона
Вывод

Работа содержит 1 файл

Физическая культура.doc

— 79.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему «Понятие о питании. Требования к организации правильного питания, принципы и содержание.»

                                  выполнил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Понятие о питании

Требования к организации питания

Пищевые компоненты

Составляющие суточного рациона

Вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ  К  ОРГАНИЗАЦИИ  ПИТАНИЯ.

 

  Питание является одним из важнейших факторов, обеспечивающих нормальное течение процессов роста и развития ребенка, устойчивость к воздействию неблагоприятных условий, высокий функциональный уровень ведущих систем организма.

В зависимости от возраста дети должны ежедневно получать определенное количество энергии, питательных, минеральных веществ, витаминов. Ребенок постоянно расходует энергию. Затраты ее зависят от возраста ребенка, вида деятельности, климатической зоны проживания, от сезона года. Основным источником поступления является пища. Получаемое ребенком питание должно не только покрывать энергозатраты, но и обеспечивать непрерывно протекающие процессы роста и развития. Суточный расход энергии у ребенка 1-3 лет составляет 1000-1550 ккал, в возрасте 4-6 лет -1950 ккал, для 7 летних детей до 2000 ккал.

В последние годы на многочисленных конференциях, конгрессах, симпозиумах продолжается обсуждение одной из самых интересных гипотез современной медицины. Гипотезы, которая связывает характер внутриутробного развития ребенка, характер питания младенца на первом году жизни с развитием таких широко распространенных заболеваний человека, как ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет. Так  по гипотезе немецких исследователей, нарушение питания матери во время беременности, стрессы, приводят к задержке внутриутробного развития плода, и возможно формируют "экономный" фенотип, который в последующем способствует накоплению жировой ткани, нарушению липидного обмена и формированию сердечно-сосудистой патологии. Такие грубые нарушения питания детей первых трех лет жизни в виде низкой продолжительности или полное отсутствие грудного вскармливания, раннее введение и большой объем неадаптированных продуктов в виде кефира и молока,  способствуют повышенной прибавке массы тела в раннем возрасте и в дальнейшем ожирению. Также зачастую родители стремятся быстрее перевести ребенка на "общий" стол и все меньше привержены к специальному детскому питанию. После года ребенок должен постепенно переходить к измененному питанию, т.к. второй год жизни ребенка это период огромных перемен, потребностей и энергетических затрат. Ребенок начинает самостоятельно ходить, у него заканчивается период прорезывания зубов, увеличиваются контакты с другими людьми и детьми, что увеличивает инфекционную нагрузку на организм и требует большого напряжения иммунной системы. Поэтому во избежание частых инфекционных заболеваний, формирования невротических поведенческих реакций, анемии, проблем в физическом развитии в питании ребенка должно сохраняться повышенное содержание минералов, витаминов, нуклеотидов по сравнению их в питании взрослых.

Хорошо сбалансированный рацион питания обеспечивает полноценный рост и развитие детей и является основополагающим для всей дальнейшей жизни. Это помогает предотвратить такие расстройства, как анемия, рахит, кариес и др., а в дальнейшем заболевания сердечно-сосудистой  системы, диабет, остеопороз и даже некоторые виды рака.

Еда, которую родители предлагают детям, влияет на вкусовые предпочтения  и здоровье детей спустя годы. Например, атеросклеротические изменения, которые приводят к сердечно-сосудистым заболеваниям, могут начинаться в детском возрасте задолго до их клинических проявлений. Дети, страдающие ожирением в возрасте 3-5 лет, будут иметь ожирение и во взрослом возрасте. Поэтому ранний детский возраст является решающим моментом для формирования пристрастий к здоровой пище.

Оптимизация рациона питания в раннем детском возрасте и последующий период начинается с момента введения прикорма, а это возраст -5-6 мес., который часто вводится поздно и не с тех продуктов, которые необходимы ребенку. Диета детей старше года является дефицитной по уровню потребления железа, цинка, витамина Д, но зато с высоким содержанием сахара. О проявлениях недостаточного содержания кальция и железа, о дефиците питания говорилось ранее. Вспомните, пожалуйста, эти заболевания.

Таким образом, недостаточное содержание и поступление в организм важных питательных веществ с пищей могут быть причиной высокой заболеваемости, отставания в физическом и умственном развитии, последствия которых непоправимы.

Остановимся на основных принципах  питания:

1.        правильное возрастное соотношение в пище белков, жиров и углеводов, а также соотношение белков животного и растительного происхождения

2.        строгое соблюдение режима приема пищи

3.        постоянное соблюдение должной частоты приема пищи: не реже 5 раз в возрасте 1-7 лет и 4 раз в возрасте 8-15 лет

4.        строгое соблюдение объема пищи возрастным нормам

5.        медленный ритм питания

6.        разнообразие пищевых ингредиентов с отсутствием большого количества острых приправ, усиливающих секрецию

7.        правильное распределение калорийности пищи в зависимости от количества кормлений.

К этим классическим принципам диетологии можно добавить следующие требования к пищевым продуктам: экологическая безопасность, оптимальное потребление жидкости, поддержание физиологического биоценоза кишечника, антиоксидантная направленность, энергетическая адекватность, коррекция витаминов и минералов.

 

ПИЩЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

 

Рассмотрим роль жизненно важных пищевых компонентов.

 

Белки являются жизненно необходимыми веществами и имеют особое значение в питании ребенка. Прежде всего, это основной пластический материал, идущий на построение клеток, тканей, органов. Белки необходимы для образования ферментов, гормонов, гемоглобина крови, они участвуют в процессах усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов. К основным белкам животного происхождения относят молоко и молочные продукты, мясо, рыбу, яйцо. Растительный белок содержится в муке, крупах, овощах. Оптимальное соотношение белков животного и растительного происхождения должно быть 3:1. Так суточная потребность в белках у ребенка в возрасте от 1 до 3 лет составляет 35-53 г ; в возрасте 4-6 лет - 68 г. С другой стороны, особенности питания детей раннего возраста в России связаны с активным использованием коровьего молока и кефира в рационе детей, причем довольно часто потребление коровьего молока превышает 500 мл в день с одновременным  снижением потребления других продуктов. Содержание белка в коровьем молоке достигает 30-32 г/литр и при активном использовании коровьего молока и кефира потребление белка значительно превышает рекомендуемые нормы. Недостаточное по витаминам и микроэлементам или избыточное по калорийности и количеству белка питание детей раннего возраста может привести к развитию анемии, раннему ожирению, гиповитаминозу, снижению иммунитета.

 

Жиры являются источником энергии, они необходимы для построения клеточных оболочек, принимают участие в обмене веществ, играют роль запасного питательного материала, обеспечивают усвоение многих витаминов. Общее содержание жира в рационе должно составлять 68 г в сутки, причем для правильного развития необходимы и животные и растительные жиры. Наиболее легко усваиваются организмом молочные жиры (сливочное масло, сливки, сметана), труднее - свиной, бараний,говяжий жир, поэтому их не рекомендуется использовать в детском питании детей дошкольного возраста. Из общего суточного количества жира примерно 7-10 г должно составлять растительное масло, обладающее высокой ценностью. В этих маслах, особенно соевом, льняном,

  содержатся полиненасыщенные жирные кислоты, которые регулируют процессы роста и развития, принимают участие в обмене веществ, способствуют повышению иммунитета, благотворно влияют на состояние кожи, сосудов. В растительных маслах содержатся омега-3 и омега -6, которые останавливают рост раковых клеток, обладают противовоспалительным свойством. Традиционная структура питания не обеспечивает адекватное содержание этих нутриентов в рационе. С целью обогащения организма омега-3 в питание рекомендуют включать очищенный рыбий жир. Исследования показали, что его прием в течение 3-7 месяцев дал положительные результаты: улучшились память, внимание детей, антропометрические и зрительные показатели, уменьшилась респираторная заболеваемость.  Но  употребление животных жиров должно быть разумным. Избыточное употребление жиров также приводит к ожирению.

 

Углеводы - главный источник энергии, суточная норма которых должна быть в 4 раза больше нормы белков и жиров. Углеводы также принимают активное участие в обменных процессах организма. Содержатся углеводы в продуктах растительного происхождения - крупах, картофеле, овощах, фруктах. Богаты углеводами сахар, хлеб, мед, конфеты. Избыточное количество углеводов легко превращается в жир и нередко является одной из причин ожирения. Если в норме преобразование углеводов в жиры составляет 25-30%, то при ожирении - 35-50%  и более. За последние годы были изучены свойства неперевариваемых углеводов или олигосахаридов стимулировать рост и активность полезных молочнокислых, бифидо- и лактобактерий, что благоприятно влияет на микрофлору кишечника. Структура этих углеводов позволяет также связывать патогенные молекулы бактерий, грибов и вирусов, т.е. обеспечивают защиту флоры кишечника ребенка, активируют иммунный ответ. Что в свою очередь является профилактикой рака кишечника.

 

Минеральные вещества, входящие в состав пищевых продуктов, делятся на макроэлементы: кальций, калий, фосфор, натрий, хлор и микроэлементы: фтор, цинк, медь, йод. Особое значение в питании ребенка придается солям кальция и фосфора, которые формируют костную и зубную ткани, входят в состав гормонов, участвуют в обменных процессах. Дефицит этих элементов ведет к развитию рахита, о котором говорилось в предыдущей теме. Также огромную роль придается йоду. О развитии йододефицитных состояниях разговор еще предстоит.

 

Витамины играют незаменимую роль в процессах обмена, они также необходимы для роста и развития. Витамины вводятся с пищей, они делятся на жирорастворимые (А,Д,Е,К) и водорастворимые (С,В). Жирорастворимые витамины содержатся в продуктах животного происхождения: печени, яйцах, растительном и сливочном масле. Водорастворимые витамины содержатся в злаках, крупах, свежих овощах и фруктах. О витаминах написано достаточно литературы. Понятие гиповитаминозов сейчас знакомо всем. Это состояние, которое встречается при недостаточном поступлении определенного витамина в организм. Например, при недостатке витамина А поражается кожа: сухость, бледность, себорея, фурункулы,выпадение волос, угри, конъюнктивит, снижение иммунитета; при недостатке витаминов группы В - раздражительность, нарушение сна, утомляемость, стоматиты. Один и тот же симптом может быть при недостатке разных витаминов.

Основными причинами недостаточности витаминов могут быть: недостаточное по объему питание, несбалансированное питание со сниженным содержанием витаминов, белка или с повышенным содержанием углеводов, вегетарианство, посты, неправильная кулинарная обработка и хранение продуктов. Также к недостатку витаминов могут привести вторичные причины: период интенсивного роста, повышенная потребность в витаминах при физической нагрузке и стрессах, нарушения всасывания при заболеваниях печени и желудочно-кишечного тракта, глистные инвазии, прием лекарств и т.д.

Распространенность витамино-минеральных дефицитных состояний обусловлена повышенными  потребностями в этих ингредиентах при интенсивном росте организма. Одним из бытующих стереотипов является убеждение, что включение в рацион питания свежих фруктов и овощей может легко решить проблему восполнения организма недостающими компонентами. Но даже в странах Европы при самом сбалансированном и разнообразном питании выявляется дефицит большинства витаминов и микро и макроэлементов. Учитывая данные факты, становится очевидной необходимость дополнительного применения витаминов. Выбор витаминов должен решаться индивидуально по каждому ребенку. Выбор препарата для коррекции нарушений минерального обмена следует осуществлять, учитывая особенности региона.

 

Необходимой составной частью рациона является  вода, она входит в состав всех клеток и тканей, участвует во всех процессах жизнедеятельности организма, с водой удаляются конечные продукты обмена. Вода в организм поступает с продуктами, а также в свободном состоянии.  В сутки количество воды, поступающее в организм ребенка 3-7 лет должно быть в пределах 1,5-2 л. Потребность в жидкости колеблется в зависимости от сезона года, возраста, индивидуальных потребностей.

 

Следующий основной принцип питания - соблюдение режима питания.

Правильно организованный режим питания включает:

-соблюдение времени приема пищи и интервалов между ними

-рациональную кратность приема пищи

-правильное распределение калорийности по отдельным приемам пищи на протяжении дня.

Доказано, что нормальная желудочная секреция может поддерживаться только при наличии четко установленных промежутков между приемами пищи. При нарушении времени приема пищи и интервалов между ними происходит нарушение ритма работы пищеварительного тракта, ухудшение перевариваемости и всасываемости пищевых веществ, снижение аппетита.

Для обеспечения физиологических потребностей детей старше года признано рациональным питание с интервалом между отдельными приемами в 3,5-4 часа, таким образом, количество приемов пищи для детей в возрасте от 1 до 7 лет должно быть 5 раз, старше 7 лет -4 раза. Важным фактором является точное соблюдение времени приема пищи, на что вырабатывается  у ребенка рефлекс. Между приемами пищи детям не следует давать никакой еды. Последнее кормление  - ужин проводится не позднее, чем за два часа до сна. Исключением являются дети раннего возраста: количество кормлений на 1 месяце может доходить до 8 раз, уменьшаясь к 3-4 месяцу до 6 раз.

Объем пищи для ребенка раннего возраста высчитывается по отношению к массе тела ребенка и составляет:

- до 2 месяцев 1/5

-2-4 месяца  1/6

-4-6 месяцев 1/7

-6-9 месяцев 1/8

-9-12 месяцев 1/8-1/9

Например, если вес ребенка 4кг 200г, возраст 3 месяца, то 1/6 составляет 700 мл- суточный объем, за одно кормление при кратности еды 6-7 раз в день за  один раз ребенок съедает 100-115 мл. При искусственном вскармливании должны использоваться адаптированные смеси типа НАН,  Нутрилон, с выбором которых вам поможет врач.

  Выбор адекватного продукта прикорма является ключевым фактором профилактики развития анемии, рахита. Очень важным является получение с пищей достаточного количества железа и цинка. В настоящее время в России широко обсуждается Национальная программа по оптимизации вскармливания детей первого года жизни, в которой предлагается новая схема введения прикорма. В соответствии с этой программой минимальный возраст детей, при котором возможно введение первых продуктов прикорма - 4 месяца, т.к. к этому времени желудочно-кишечный тракт становится более зрелым. При более раннем введении прикорма повышается частота диспепсических нарушений, аллергических реакций, дисбиотических нарушений. Позднее введение прикорма после 6 месяцев также неблагоприятно отражается на росте и развитии ребенка. Сроки введения прикорма устанавливаются индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей развития. Оптимальными сроками введения прикорма можно считать 4,5-5,5 месяцев. Независимо от вида вскармливания в качестве первого прикорма предпочтительно использовать безмолочную кашу промышленного производства, она разводится грудным молоком или молочной смесью, которую получает ребенок. После каши целесообразно вводить овощное и мясное пюре. У детей со сниженной массой тела, учащенным стулом предпочтение отдается кашам; детям с повышенной массой тела и запорах лучше давать овощное пюре с последующим добавлением мяса. Фруктовое пюре и соки можно рекомендовать детям после 6 месяцев. Желток дети могут получать с 6,5-7 месяцев. Кисломолочные продукты детского питания могут вводиться в рацион ребенка с 8 месячного возраста в объеме не более 200 мл.

Информация о работе Понятие о питании. Требования к организации правильного питания, принципы и содержание