Подвижные средства развития психофизических качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:23, реферат

Описание работы

Не одно столетие создавался фундамент истории русского спорта и физической культуры. Если рассматривать истоки его традиций, то, пожалуй, трудно найти точку отсчета: эти истоки - в основе нации, в основе характера нашего народа.
В древних летописях не раз встречается упоминание, что люди еще в былые времена были выносливые, сильные. А если есть сила - как не похвастаться ею? И, как утверждают историки, редкий праздник обходился без игрищ. Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули подковы

Содержание

1. Введение 2 стр.
2. Подвижные средства развития психофизических качеств 3- 5 стр.
3. Нетрадиционные формы закаливания 6 - 9 стр.
4. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры10- 11стр
5. Дыхательная гимнастика 12 - 14 стр.
6. Формы работы по физическому воспитанию в ДОУ 15 - 18 стр.
7. Заключение 19 стр.
8. Список литературы 20 стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по физре.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

 

Формы физического воспитания в ДОУ.

Формы организации физического  воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.  

К формам организации  двигательной деятельности ребенка относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия; самостоятельная двигательная деятельность детей; активный отдых: туристские прогулки, физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья, каникулы; задания на дом. Все формы способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.

 
         Физкультурные занятия — основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений, содействует развитию разносторонних способностей детей. Обучающие физкультурные занятия одновременно со всеми детьми позволяют обеспечить сознательное усвоение материала, подвести детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и их использованием. Без обобщения невозможен перенос правильного выполнения в другие ситуации. Занятия физкультурой позволяют научить дошкольников самостоятельно создавать условия для двигательной деятельности, подводить к самостоятельному выполнению сложных двигательных действий, формировать и развивать навыки самоорганизации в использовании различных движений и воспитать интерес и стремление к активным действиям, тем самым обеспечивая базу для интересной и содержательной деятельности в повседневной жизни. Чем увлекательнее и содержательнее занятия, тем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше предпосылок для обеспечения высокого двигательного режима в течение дня, который необходим для удовлетворения потребности растущего организма в движениях. 
Физкультурные занятия способствуют формированию у дошкольников навыков учебной деятельности. Они приучают детей запоминать план действий и руководствоваться им в ходе выполнения физических упражнений. Развивают у детей оценочные суждения: достижение хороших результатов на виду у всех детей вселяет в ребенка уверенность и создает радостное настроение, осознание своих способностей и возможностей в реализации общих интересов, а разделенная радость — это двойная радость. 

Успешное  решение образовательных задач  возможно лишь при соблюдении требований к оздоровительной направленности физкультурных занятий. Обеспечение  высокой двигательной активности детей, соблюдение научно обоснованных нагрузок на все органы и системы ребенка позволяют обеспечить эффект в его физическом развитии и укреплении здоровья. Подготовка организма к выполнению сложных движений позволяет предупредить травматизм при их выполнении. 
Дети приучаются слушать указания воспитателя, выполнять движения одновременно всей группой, организуясь различными способами, что формирует у них активность, воспитывает сознательное отношение к проводимым упражнениям, умение выслушивать до конца и действовать в соответствии с заданным планом или творчески выполнять предложенные задания.

Физкультурные занятия были введены в дошкольные учреждения в 50е годы XX в. Первоначально  занятия с использованием физических упражнений получили название занятия  гимнастикой и подвижными играми (Е. Г. Леви Гориневская, Н. И. Кильпио). В дальнейшем, благодаря исследованиям ряда ученых, круг физических упражнений для дошкольников расширился. Была доказана целесообразность и полезность включения в работу с детьми спортивных видов физических упражнений: плавания, обучения ходьбе на лыжах, катания на коньках; предусматривалось включение в обучение элементов спортивных игр: баскетбола, тенниса, бадминтона и т.д. В 70е годы XX столетия исследования А. В. Кенеман и Г. П.Лесковой убедительно доказали, что в ходе обучения физическим упражнениям важно давать детям знания о технике выполнения движений, чтобы формирование двигательных умений и навыков осуществлялось не только через большое количество повторений, а влияло на быстроту усвоения движений через реализацию принципа осознанности в обучении. Тем самым был поставлен вопрос не только о формировании двигательных навыков, но и о приобщении дошкольников к физической культуре общества. В настоящее время авторы учебников и методических пособий предлагают разные схемы построения занятия, рассмотрим некоторые из них. В учебнике А. В. Кенеман предлагается трехчастная структура занятия, состоящая из водно-подготовительной части, основной и заключительной. Изменение в структуре связано с тем, что готовить к усвоению техники выполнения основных движений можно не только через общеразвивающие упражнения. Оживить мышечные ощущения, необходимые для овладения новыми движениями, можно и через упражнения, включенные в вводную часть занятия. Выделение подготовительной части, включающей общеразвивающие упражнения, связано с тем, что соответствующий подбор этой группы упражнений может обеспечить более успешное выполнение основных движений, т.е. выполнять подводящую функцию при обучении. Несомненно, подводящая функция общеразвивающих упражнений окажет положительное влияние на овладение правильным выполнением основных движений. Таким образом, целенаправленный подбор упражнений для усвоения сложных движений может осуществляться в любой части занятия до выполнения ведущего движения. 
Однако и эта структура не могла быть принята безоговорочно. Общеразвивающие упражнения могут выполнять функцию подводящих упражнений при условии их правильного выполнения. Если взять детей школьного возраста, то они большинство общеразвивающих упражнений могут выполнить с ходу. Дошкольники же должны сначала усвоить точность структуры самих общеразвивающих упражнений, прежде чем они смогут выполнять роль подводящих упражнений. А в связи с тем, что через общеразвивающие упражнения ребенок усваивает такие качества движения, то выводить их из основной части нецелесообразно, они сами нередко выступают как ядро для усвоения материала занятия. Поэтому, например, в пособии Т. И. Осокиной физкультурное занятие является трехчастным, состоящим из вводной, основной (общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижная игра) и заключительной части. 

Рассмотрим  задачи и содержание каждой части  занятия. В вводной, как и в  других частях занятия, решаются прежде всего образовательные задачи: разучивание строевых упражнений; освоение разных способов ходьбы и бега; закрепление выполнения простых усвоенных движений (прыжков с продвижением вперед на одной и двух ногах); использование подводящих упражнений для успешного овладения сложными движениями, включенными в занятие; развитие быстроты реакции и активизация внимания детей; развитие динамической ориентировки в пространстве; вовлечение различных органов и систем в постоянно увеличивающуюся физиологическую нагрузку; разминка стопы и предупреждение плоскостопия. В основной части с помощью общеразвивающих упражнений решаются уже другие задачи: педагог должен обеспечить формирование правильной осанки; содействовать подготовке организма ребенка к нагрузке, с помощью определенных упражнений разогреть различные части тела, что предупредит травматизм и обеспечит наилучший результат в выполнении движения; применять подводящие упражнения для создания условий успешного овладения разучиваемых движений.

 Основные  движения включаются для первоначального  разучивания, закрепления, совершенствования и обеспечения достаточной физиологической нагрузки, для развития определенных физических качеств. В заключительной части предусматривается переход от интенсивной деятельности к спокойной, снижение физиологической нагрузки, с тем чтобы в течение 2—4 мин после занятия пульс ребенка пришел в исходное состояние. Это достигается включением малоподвижных игр и ходьбы в разном темпе. Продолжительность всех занятий в младшей группе составляет 5—20 мин, в средней — 20—25 мин, в старшей — 25—30 мин, в подготовительной — до 35 мин. 

Типы физкультурных  занятий характеризуются большим  разнообразием. Можно выделить занятия  по содержанию: гимнастика и подвижные  игры, обучение спортивным упражнениям  и элементам спортивных игр, развитие ориентирования; занятия походы (элементарный туризм). Различаются физкультурные занятия по использованию методов работы; большое место в детских садах занимают занятия смешанного типа (когда на одном занятии происходит разучивание одних упражнений, закрепление и совершенствование других), применяются игровой и сюжетный типы занятий. Занятие может также предусматривать только закрепление и совершенствование движений. Используется и контрольный тип, когда педагог определяет уровень усвоения материала за квартал, полугодие, год. При этом структура физкультурных занятий не меняется, они отличаются задачами содержания, подбором упражнений и формой проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Физическое воспитание в ДОУ - является важным звеном в  образовании детей и в настоящее  время приобретает еще более актуальное значение.

Физическая культура занимает одно из ведущих мест в  воспитании гармонично-развитой личности.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъёма от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень велика. Ограничение активности в этот период может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Интеллект- не развивается без движения!!!!

В настоящее время  значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениям осанки. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни - гиподинамия.

Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье легко потерять, ослабить, вернуть же его очень трудно. Малыш (дошкольник) должен расти здоровым! Поэтому, признавая здоровье как основу развития личности ребенка, следует отметить особый статус физического воспитания в современном дошкольном учреждении.

Все это может обеспечить специалист в области ФК и спорта (воспитатель по физкультуре), он «царь  и Бог» и заменяет и психолога, и логопеда, давая на занятиях и  пальчиковую гимнастику, проводит коррекционно-развивающую работу и упражнения на релаксацию.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М.: Мозаика- Синтез, 2000. – 256с.
  2. Сагайдачная Е.А., Богина Т.Л., Яковлева Т.С. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. // Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 3. – С.16-28
  3. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания. – М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
  4. Иванченко В.Г. Тайны русского закала.- М., 1991. - С. 31.
  5. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - СПб., 1990. - С. 27.
  6. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М., 1988. - С. 220.
  7. . “Быт и культура”. Составитель Ф.А.Александров. Редактор Н.Султанова. Москва.1978.  
    4. Коц Я. М. Спортивная физиология. М.:Физкультура и спорт, 1986
  8. Рафин А. Я. Физическая культура. М., 1989



Информация о работе Подвижные средства развития психофизических качеств