Подвижные средства развития психофизических качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:23, реферат

Описание работы

Не одно столетие создавался фундамент истории русского спорта и физической культуры. Если рассматривать истоки его традиций, то, пожалуй, трудно найти точку отсчета: эти истоки - в основе нации, в основе характера нашего народа.
В древних летописях не раз встречается упоминание, что люди еще в былые времена были выносливые, сильные. А если есть сила - как не похвастаться ею? И, как утверждают историки, редкий праздник обходился без игрищ. Самые ловкие фехтовали на пиках, ходили по натянутым канатам, дюжие силачи поднимали лошадей, валили наземь быка, впрягались в груженые возы, гнули подковы

Содержание

1. Введение 2 стр.
2. Подвижные средства развития психофизических качеств 3- 5 стр.
3. Нетрадиционные формы закаливания 6 - 9 стр.
4. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры10- 11стр
5. Дыхательная гимнастика 12 - 14 стр.
6. Формы работы по физическому воспитанию в ДОУ 15 - 18 стр.
7. Заключение 19 стр.
8. Список литературы 20 стр.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по физре.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

3. Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37o. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 10 и доводится до комнатной температуры. 
Процедура такого закаливания может включать себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер. Для этой цели используются, например, полифункциональная развивающая игра с элементами звуковой гимнастики “Волшебный напиток” (В.Т.Кудрявцев, Т.В. Нестерюк). 

Перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам. Необходим тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраст, возможности наличия у него повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям. Недопустимо проведение закаливания при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных состояний(страха, беспокойства).  
Закаливающие процедуры стали органичной частью содержания каждого физкультурного занятия. Во время занятия дети принимают воздушные ванны, ходят босиком по различным дорожкам и т.п. Но в любом случае физкультурные занятия заканчиваются водными процедурами. Дети обтираются влажным полотенцем, обмывают под краном лицо, верхнюю часть груди, конечности. Важно смыть испарину, которая обязательно выступит на теле. Дело в том, что во время активных движений через кожные поры выбрасывается наружу большое количество вредных для организма веществ. Но через несколько минут начинается процесс обратного всасывания. Вот именно поэтому и нужны водные процедуры, чтобы не дать вредным веществам «вернуться» в организм ребенка. 

При формировании системы закаливания  необходимо учитывать состояние здоровья, возраст, климатические условия, развитие подкожно-жировой клетчатки, тип нервной системы, степень закалённости ребенка.

Постепенность увеличения силы раздражителя означает, что недопустимо  в начале закаливания почти мгновенное и глубокое снижение температуры, а также быстрое увеличение продолжительности процедуры. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов, формируют условно-рефлекторную пульсацию кожных сосудов, что обеспечивает большую устойчивость кожной поверхности к длительному воздействию холода, а регуляция теплоотдачи способствует поддержанию температуры внутренней среды на постоянном уровне. При прекращении закаливающих воздействий условные рефлексы угасают. Тренирующий эффект закаливающей нагрузки достигается за несколько месяцев (2-3), а исчезает за 2-3 недели, а у дошкольников через 5-7 дней. 
Подчиняясь этому правилу, нельзя отменять закаливание даже в случае легких заболеваний детей – следует уменьшать нагрузку или интенсивность раздражителя. 
Специфичность процессов адаптации обуславливает необходимость соблюдать принцип разнообразия или комплексности средств закаливания. Подразумевается использование разновидности действия одного и того же фактора, полиградационность, т.е. необходимость тренировок к сильным и слабым, быстрым и замедленным, а также средним по силе и времени охлаждениям. Поэтому лучше сочетать местные и общие закаливающие процедуры, когда достигается оптимальная устойчивость организма к холоду. Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливания.

Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата в развитии иммунной системы, снижающей чувственность организма к вредному воздействию естественных природных факторов (солнце, воздух, вода и др.) в границах физиологического стресса.

 

Физическая культура как  часть общечеловеческой культуры.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры современного общества представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

В настоящее время объем передвижений в течение дня сведен к минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным. Адаптационные механизмы человеческого организма работают как в сторону повышения работоспособности различных его органов и систем ( при наличии регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно. Отрицательное влияние гиподинамии сказывается на всех контингентах населения и требует поэтому использования в борьбе с ней всех средств, форм и методов физической культуры и спорта.

Отдельные компоненты физической культуры нацелены на решение специфических функций частного характера. К ним следует отнести: - образовательные функции, которые выражаются в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране; - прикладные функции, имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры; - спортивные функции, которые проявляются в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека; - реактивные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые связаны с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых  непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др. Физическая культура должна входить в жизнь человека с раннего возраста и не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему вред. Физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, её особая самостоятельная область. Вместе с тем - это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность. 
 
          Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие. Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.

Итак, физическая культура – вид культуры общества, специфический результат деятельности, средство и способ физического совершенствования людей и практического выполнения ими социальных обязанностей в обществе. Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность. Гармонизировать её духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным.

Каждый человек уделяющий  время физическим занятиям улучшает свое здоровье. А разве это не главное? Я уверена, что физическая культура является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными  заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Многие родители сталкиваются с проблемой заболевания  системы дыхания у детей. Когда  ребенок болеет - это сильно огорчает, согласитесь. Лечение лекарствами приветствуют не все родители, а как еще помочь малышу преодолеть и предупредить заболевания – знает не каждый. Отличным способом повысить иммунитет, восстановить дыхательную систему после пневмонии, а также предотвратить частые простудные заболевания является дыхательная гимнастика. Выполнять ее совсем несложно, к тому же если проводить дыхательную гимнастику в форме игры, то получиться двойной эффект. Дыхательная гимнастика очень полезна для организма ребенка: она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы. Кроме того, если ваш ребенок отличается гиперактивностью, то благодаря дыхательной гимнастике, он научится расслабляться, успокаиваться. Важно правильно подойти к самому процессу выполнения упражнений и результаты вас поразят. Знаете ли вы, как на самом деле нужно дышать? Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот. При вдохе, следите за тем, чтобы плечи ребенка не поднимались, важно сохранять спокойное положение тела. На выдохе, следует дольше и более плавно выдыхать воздух, чтобы щеки ребенка не раздувались. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие. И еще, если вы заметили, что ребенок часто дышит или побледнел – прекратите упражнение, так как, скорее всего это следствие гипервентиляции легких. Паниковать не стоит, просто проделайте вот такое упражнение вместе с ребенком: складываем ручки, как при умывании водичкой и окунаем в них личико ребенка, при этом делаем глубокий вдох и выдох. Повторяем 2-3 раза и улыбаемся. Все в порядке!

В зависимости  от возраста ребенка, предусмотрена  своя система упражнений дыхательной  гимнастики.

Для деток, двухлетнего  возраста эффективными и полезными будут вот такие упражнения: Воздушный шарик. Предложите ребенку лечь на пол и положить руки на животик, представив, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь медленно надуваем шарик, т.е. животик, а после того, как мама хлопнет в ладоши (через 5 секунд) – шарик сдуваем. Выполнять это упражнение можно вместе с малышом, повторяя 5 раз. Хомячок. Это упражнение очень нравится детям. Ведь оно простое и очень веселое. Предложите малышу изобразить хомячка, надув щечки и пройтись так 10 шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для наполненных щечек. Повторите несколько раз. Смех и веселье – гарантировано.

Детям в возрасте 3-х лет предлагаем такие упражнения: Носорог. Представляем себя носорогом, который дышит поочередно через одну ноздрю. Курочка. Малыш сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе, крылышки опускаем, поворачивая ладошки вниз.

Для детей старшего возраста дыхательная гимнастика становится игрой, которую можно найти везде. Например, в кафе, где можно побулькать в стакан с соком через трубочку. Не спешите ругать ребенка, специалисты утверждают, что это замечательное упражнение для дыхания. Важно, чтобы ребенок при бульканье не надувал щеки, а губы держал в одном, неподвижном положении.

Дыхание – это жизнь. С вдохом ребенок получает из внешнего мира кислород, так необходимый для правильной жизнедеятельности всего организма. Известно, что от правильности вдоха зависит жизнь многих внутренних органов. Правильное дыхание стимулирует работу головного мозга, легких, нервной системы малыша, сердца, избавляет ребенка от многих болезней и даже улучшает пищеварение, стимулируя работу кишечника.

Дыхательная гимнастика очень полезна для детского организма: она улучшает кислородный обмен, стимулирует работу сердца, желудочно-кишечного  тракта. Дыхательные упражнения идеально дополняют любое лечение, развивают дыхательную систему ребенка, а также повышают уровень защищенности организма от внешних воздействий.

Однако при выполнении дыхательной гимнастики следует  учитывать ряд правил и быть внимательным к ребенку во избежание симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Важно следить за тем, чтобы ребенок делал вдох через нос, при этом не поднимал плечи, а выдох – дольше и более плавно ртом, чтобы щеки не раздувались. Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.

Для каждого возраста ребенка есть свой комплекс упражнений. В основном они отличаются сложностью выполнения, однако для того чтобы  ваше чадо полюбило делать дыхательную  гимнастику и легко усваивало  практику, упражнения можно превратить в игру. Так малыш легче их запомнит и с удовольствием будет выполнять. Упражнения легко запоминать по названиям, потому как название отражает суть самого упражнения. Посудите сами, «часики», «трубач», «ладошки», «насос», «кошка» - довольно простые названия для упражнений. Безусловно, плюсов и показаний к применению у дыхательной гимнастики гораздо больше, чем минусов и противопоказаний, но все же они есть, и не стоит о них забывать.

Так, дыхательную гимнастику в целом не рекомендуют делать людям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, острый тромбофлебит, людям в состоянии острой лихорадки, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении и при некоторых других заболеваниях. Помните, что перед тем, как начать любую терапию, необходимо проконсультироваться с вашим лечащим врачом, а особенно, когда речь идет о здоровье вашего малыша. Не стоит нагружать ребенка дополнительными упражнениями, если вы не до конца уверены в безопасности терапии.

Информация о работе Подвижные средства развития психофизических качеств