Подвижные игры в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 21:56, реферат

Описание работы

В детских садах основное внимание уделяется организации дидактических и сюжетно-ролевых игр, а подвижные игры включаются лишь в физкультурные занятия, либо хаотично организуются детьми на прогулке. Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точнос

Работа содержит 1 файл

Подвижные игры в ДОУ.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Игра 10. Белочка  с орехами 

Белка – пушистый, подвижный и очень ловкий зверек. Она прыгает с дерева на дерево, умудряясь при этом нести грибы, ягоды и орехи. Для этой игры приготовьте для каждой команды по 5-7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному мячу.  Обручи расположите в шахматном порядке на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Задача «белочек» пронести орех (мяч), прыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч), сначала до поворотной отметки и затем обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает  «орех» следующей «белочке».  Игру можно усложнить, если «орехов» будет два или три, так как удержать их будет сложнее.  

Игра 11. Каракатица 

Большинство насекомых  и животных передвигаются на четырех  конечностях. Когда-то и наши предки передвигались таким же способом. Давайте попробуем, насколько это удобно. Самых распространенных вариантов такого бега существует три: «бег на четвереньках головой вперед», «бег на четвереньках головой назад» (так передвигается рак) и «бег на четвереньках спиной вниз и вперед ногами». Последний самый сложный, но самый смешной и занимательный для детей способ.  Попробуйте освоить все три варианта и проведите три забега. 

Условие 2. Проведение с детьми  беседы о восприятии победы и поражения 

В подвижных  играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «лучше, чем все». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании ребенка выиграть. 

Исходя из того, что дети будут сильно стремиться  выиграть, быть победителем, а, столкнувшись с трудностями и неудачами, они испытают отрицательные эмоции разочарования и страха, целесообразно провести с ними несколько бесед на тему «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». В процессе беседы необходимо подвести детей к выводу «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать детям о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытали горечь разочарований.

Условие 3. Создание ситуации успеха 

Стремление «быть  лучше, чем все» создает мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т.е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребенок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление «быть лучше всех», т.к. это позволит ребенку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.  

Эмоции успеха в подвижных играх дошкольников имеют огромную силу, на  что указывают высказывания многих педагогов. «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы».  

 «Переживание  успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей второсортности». 

Скорость развития чувства уверенности в себе и повышения самооценки зависит от того, каких результатов добивается ребенок в игре, насколько часто его преследуют неудачи и как они оцениваются сверстниками и взрослыми. Если успехи в игре встречаются чаше, чем неудачи, присутствует личная удовлетворенность собой, гордость за себя и появляется потребность добиваться успехов в ситуации соревнования с другими детьми  в более сложных играх и вообще других видах деятельности. Если, напротив, неудачи в подвижных  играх  встречаются чаще, чем успехи, то у ребенка пропадает уверенность в собственных силах, снижается уровень притязаний и поведением руководит мотив избежания неудачи: стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результат деятельности оценивается другими людьми.

Условие 4. Постепенный  переход от коллективных игр и  командных соревнований к подвижным  играм, где важен индивидуальный результат 

Подвижные игры необходимо подбирать с учетом уровня сложности и цели их проведения.  

Цель первого  этапа – мотивационная: получение  детьми удовольствия от самого процесса игры и укрепление желания играть в подвижные игры. Достижению этой цели будут способствовать такие  игры, как «Водяной», «Белочка с орехами», «Каракатица», «Городки». Играя в эти игры, важно выработать у детей готовность к любой активности, если она приносит радость.  

Цель второго  этапа – функциональная, она связана  с выполнением правил игры, освоением  новых движений, ролей, развитием  ловкости и скорости движений. Очень важно в начале предлагать детям знакомые («Рыбак и рыбки», «Городки») или новые, но простые подвижные игры (например, Капканы») или организовывать командные соревнования (каждая игра, типа «Художники», «Водочерпалка», «Водолей» используются отдельно как командное соревнование), в которых горечь поражений не воспринимается как личная неудача.  

Цель третьего этапа – соревновательная: ребенок  должен добиться результатов, войти  в тройку лучших игроков,  выиграть. После того, как многие дети почувствуют, что, если сосредоточиться и хорошо постараться, то можно выиграть, и условия первоначальных игр уже не стали представлять для детей особой сложности, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру и путь к победе, либо подбирать более сложные игры, требующие высокой точности движений, гибкости, ловкости, сообразительности. Чем сложнее игра (типа «Черепаха-путешественница», «Водонос»), тем больше радости приносит победа в честной борьбе.  На этом этапе можно скомбинировать из различных игр эстафету в форме командных или индивидуальных соревнований. Например, игры «Художники», «Водочерпалка», «Водолей», «Водонос» могут составить четыре этапа «Водной эстафеты». Игры «Белочка с орехами» (прыжки с мячом), «Городки» (метание), «Каракатица» (бег на четвереньках) и «Черепаха-путешественница» (координация движений) могут быть этапами «Веселых стартов».   

Условие 5. Соблюдение детьми правил игры 

Подвижные игры всегда содержат правила, что придает  игре объективный характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно соблюдавшего все правила. 

Чтобы помочь каждому  занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную  роль в игре, полезно ввести правила поведения:

каждый ребёнок  имеет право участвовать в  игре;

желающие играть должны сообща договариваться, в какую  игру будут играть;

ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребёнка выбирают, а другого отстраняют;

дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

если кому-то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и её ведущему о причине ухода;

все участники  игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением  товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил в игре;

как ведущий, так  и участники игры имеют право  давать советы, улучшать условия игры, расширять её содержание и правила с общего согласия товарищей по игре. 

Оценивая вместе со взрослыми действия сверстников  и отмечая их ошибки, ребёнок лучше  усваивает правила игры, а потом  и осознает свои собственные просчеты.  Соблюдение правил приносит новый социальный опыт, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что вырабатывает произвольность поведения. Играя по-честному, то есть по правилам, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.      

Условие 6. Педагогически грамотное распределение ролей 

Один из ответственных  моментов в детских играх –  распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли. Игровая  практика детей накопила немало демократических  примеров разделения ролей, таких, как  жеребьевка, считалки, очередность выполнения роли в игре,  бросание кубика с цифрами и т.п. 

При распределении  командных ролей педагогу следует  исходить из того,  что роль должна помогать неавторитетным укрепить авторитет, неактивным – проявить активность, недисциплинированным – стать организованными, детям, чем-то себя скомпрометировавшим – вернуть потерянный авторитет, новичкам или ребятам, сторонящимся детского коллектива - проявить себя, сдружиться со всеми. 

Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие: ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли (например, наши – белые, красные – фашисты и т.д.).

Условие 7. Оборудование и оснащение игровой площади 

Место игры должно соответствовать ее содержанию, подходить  по размеру для количества играющих, соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным, удобным для детей, не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом для иных занятий взрослых и детей и т.п.).  В подвижной игре, как и в большом спорте, иногда результат зависит  не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, везения, погодных условий. Если ребенок старается выиграть и чувствует, что у него для этого есть все шансы, то проигрыш из-за случайного вмешательства не участвующих в игре детей, лужи, ямки  воспринимается ребенком как трагедия и может нанести вред эмоциональному состоянию ребенка. Отсюда вытекает педагогическое требование: чем значимее для ребенка победа в эстафете или любой игре, где в конце определяются победители, тем тщательнее необходимо продумать условия для проведения игры и необходимый спортивный инвентарь. К тому же сам педагог не должен прерывать детей во время игры без серьезной на то причины.


Информация о работе Подвижные игры в ДОУ