Подвижность (двигательная активность)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:32, реферат

Описание работы

Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта в деле сохранения здоровья людей. В оздоровлении общества медицина пошла главным образом путём «от болезни к здоровью», превращаясь всё более в чисто лечебную, госпитальную. Социальные мероприятия направлены преимущественно на улучшение среды обитания и на предметы потребления, но не на воспитание человека.

Содержание

Введение
1. Двигательная активность в жизни человека
2. Влияние двигательной активности на организм подрастающего поколения
3. Упражнения для поддержания двигательной активности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

подвижность.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см. в массе тела 700 гр. А у девочек – соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр.

Единственная  возможность нейтрализовать отрицательное  явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.

Двигательный  режим школьника складывается в  основном из утренней физзарядки, подвижных  игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.

При систематических  занятиях физической культурой и  спортом происходит непрерывное  совершенствование органов и  систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Средние показатели роста и развития , а так же некоторые функциональные показатели у юных физкультурников значительно  выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом : длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 – 6 см. , масса тела – на 8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 – 5 см. , сила сжатия кисти руки – на 4,5 – 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких – на 0,5 – 1,4 литра.

В литературе описаны  следующие наблюдения: у школьников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг.; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, - на 13 кг., а у занимавшихся , кроме уроков физ.воспитания , ещё и спортом на 23 кг. Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 60 капилляров. На этом же участке после усиленной физ. работы мышцы насчитывалось до 30 000 капилляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз.

Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное  развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. В высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физ.упражнения благотворно влияют на развитие таких  функций нервной системы как  сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая  умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате – так ему легче работать , думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранна вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

“Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь  в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”, - признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота  сердцебиения, мышца сердца сокращается  сильнее, повышается выброс сердцем  крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Лёгкие при  систематических занятиях физическими  упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое  значение для вентиляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими. 

 

Заключение 

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной  ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое  надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровый образ  жизни включает в себя следующие  основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный  двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Здоровье - это  первая и важнейшая потребность  человека, определяющая способность  его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому  значение двигательной активности в  жизнедеятельности людей играет значимую роль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Упражнения для  поддержания двигательной  активности 

Упражнения для подвижности плечевых суставов 
Упражнения выполняются в положении стоя. 
1. Руки вверху. Ритмично отводите руки назад 8 раз, затем расслабьте мышцы рук в течение 15—20 с. 4—6 серий. 
2. Руки в стороны. Выполняйте большие круговые вращения руками вперед и назад. 10—12 раз. 
3. Руки вверху. Выполняйте круговые движения, как при плавании кролем и на спине. 10—12 раз в каждом направлении. 
4. В опущенных руках сложенная вдвое скакалка или гимнастическая палка, расстояние между кистями 70—80 см. Поднимите руки вверх и пронесите назад, слегка растягивая скакалку (сделать выкрут), затем верните руки в и. п. Старайтесь руки не сгибать и держать как можно уже. 10—12 раз. 
5. Положите прямые руки на спинку стула. Наклоняйтесь вперед, прогнувшись, с прямой спиной, как можно ниже. 8 раз по 4—6 серий. 
6. Отведите руки назад — одну над плечом, другую — за спиной, зацепитесь пальцами, потяните руки, затем смените положение рук. 
 
Упражнения для подвижности тазобедренных суставов. 
1. Исходное положение.— стоя. Выпад вперед, при котором правая согнутая нога впереди, а прямая левая — сзади. Выполняйте пружинистые приседания, не сгибая ногу сзади. На каждый 8-й счет делайте поворот кругом и продолжайте упражнение. 32—40 раз. Эффект будет большим, если впереди стоящую ногу поставить на стул. 
2. И. п.— то же. Согните ногу и трижды подтяните колено руками к груди. Каждой ногой 8—10 раз. 
3. И. п.— то же. Махи ногой: вперед и назад, в стороны. 8—12 раз в каждом направлении. 
4. И. п. Лежа на спине или сидя. Маховые движения ногой вперед — вверх, к голове. Каждой ногой 8—10 раз. 
5. И. п.— стоя, ногу положите на спинку стула. Наклоняйтесь пружинисто к поднятой ноге, а затем — к опорной. Каждой ногой 4 и более раз. 
6. И. п.— стоя, нога отведена в сторону. Круговые движения ногой с большой амплитудой в одном и другом направлении. Каждой ногой 12—16 раз. 
7. И. п.— лежа на животе. Согните ноги, возьмитесь руками за голеностопные суставы и старайтесь отвести прямые ноги назад (выпрямить ноги). Выполняйте пружинисто 6—8 раз подряд, по 3—4 серии. 
8. И. п.— стоя, в опущенных руках скакалка или гимнастическая палка. Согните ногу и пронесите ее вперед, выше скакалки, а затем назад. Каждой ногой 8—10 раз. 
 
Упражнения для подвижности позвоночника 
1. Исходное положение— стоя. Пружинистые наклоны вперед — вниз, стараясь ладонями касаться пола. 7—8 раз подряд по 4—5 серий. 
2. И. п.— стоя на полу. Наклоняйтесь вперед пружинисто, стараясь лбом касаться коленей. 8—12 раз подряд по 3—4 серии. 
3. И. п.— о. с. Присядьте, положите кисти на пол. Не отрывая их от пола, выпрямите ноги, голову опустите, а затем вновь согните, вернитесь в и. п. 10—12 раз. 
4. И. п.— лежа на спине, локти поставьте на пол. Опираясь локтями, прогнитесь в грудном отделе позвоночника, задержитесь в этом положении 3—5 с. 8—12 раз. 
5. И. п.— лежа на спине. Согните ноги, стопы на полу, кисти поставьте на пол дальше плеч. Медленно поднимайте туловище, разгибая руки и ноги, сделайте «мостик»). 6—8 раз. 
 
В каждое занятие включайте не менее 2 упражнений из каждой группы. Выполняйте также наклоны и повороты туловища в стороны. Упражнения для подвижности суставов чередуйте с общеразвивающими, бегом и прыжками. Расслабляйте и массируйте особенно те мышцы, которые нужно растянуть. Подвижность в суставах и гибкость можно значительно улучшить, выполняя приведенные упражнения ежедневно (через 1,5—2 месяца).
 

Упражнения  для коленного  сустава

- Покачивание  на колене. Станьте на одно  колено (подстелите под него мягкий мат), как будто делаете предложение. Качнитесь слегка вперед (плечи должны быть выпрямленными). Упражнение напрягает передний край сустава, защищая поясничный отдел позвоночника. Смотрите, чтобы колено не выходило за линию пальцев ноги, так как это может напрячь сустав.

- Поднятие выпрямленных ног. Сядьте на стул и выпрямите одну ногу. Поднимите ее прямо перед собой. Поменяйте ногу.

Поднятие пяток. Если позволяет гибкость, лягте лицом вниз на пол и, согнув ногу в колене, медленно направьте пятки назад к ягодицам. Бедра должны быть прижаты к полу.

Все вышеуказанные  упражнения следует выполнять без  дополнительных нагрузок – советует Линда Арсланян. «В общем-то, не очень  хорошо ставить вес на лодыжку  и пытаться сгибать-разгибать колено. Тем самым вы сильно нагружаете колено, и может обостриться артрит. Если хочется увеличить нагрузку, лучше использовать машину для жима ногами, где нужно лечь и толкать пластины вверх. Таким образом, вес остального тела не будет нагружать сустав» – советует эксперт.

 

Список  литературы

     спорт человек физкультура

1. П. Ф. Ленсгафт. Избранные сочинения. М., «Педагогика», 1988.

2. Настольная  книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. М., «Физкультура и спорт», 1998.

3. Педагогика. Под  ред. В. В. Белорусовой и И.  Н. Решетень. М., «Физкультура и спорт», 1978.

4. Психология. Под  ред. В. М. Мельникова. М., «Физкультура  и спорт», 1987.

5. Л. А. Лещинский.  Берегите здоровье. М., «Физкультура  и спорт», 1995.

6. И. П. Березин,  Ю. В. Дергачев. Школа здоровья.

7. А. В. Жеребцов. М., Физкультура и труд, 1986.

8. Б. В. Петровский. М., Популярная медицинская энциклопедия, 1981.

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Подвижность (двигательная активность)