Подвижная игра в развитии двигательного творчества старших дошкольников

Автор: b**************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Объект работы: процесс развития двигательного творчества у дошкольников.

Предмет: Подвижная игра как средство развития двигательного творчества у детей.

Проблема: Практика констатирует, что существует большое количество различных средств развития творческого воображения у дошкольников, но с другой стороны, недостаточно разнообразно используется подвижная игра для этого.

Гипотеза: эффективность использования подвижных игр в процессе развития двигательного творчества детей. Исходя из гипотезы, была поставлена цель: создание новых подвижных игр для развития творческого воображения и двигательного творчества у дошкольников

Работа содержит 1 файл

Реферат дошкольники.docx

— 29.39 Кб (Скачать)

Подведение  итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. 

По мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при  этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованы. Кроме того, усложнения делают для детей интересными  хорошо знакомые игры.  

Варьируя игру нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличивать дозировку (повторность  и общую продолжительность игры); усложнить двигательное содержание; изменить расстановку играющих по площадке (ловишку поставить не сбоку, а на середине); сменить сигнал (вместо словесного – звуковой или зрительный); провести игру в нестандартных условиях (на берегу реки, на лесной поляне, в парке); усложнить правила (в старшей группе пойманных можно выручать). К составлению вариантов игр можно привлекать самих детей, особенно в старших группах. 

4.Развитие двигательного творчества в подвижной игре у дошкольников 

Отмечая разнообразное  содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что  общим во всех подвижных играх  является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она  всегда социальна по содержанию и  выражает свободу личности.

Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр  детей младшего возраста. У них  великолепно развито воображение, они могут «летать» как  воробушки, «порхать» как бабочки и т.д. Являясь средством естественной потребности в деятельности, подвижная  игра, с одной стороны, дает ребенку  возможность познать и преобразовать  окружающую действительность, а с  другой – развивает его способности  и творческую деятельность.

Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство  подвижной игрой значительно  совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более  высокий социальный уровень. Поэтому  методика руководства игровой деятельностью  предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует  творческую деятельность.

Следующим чрезвычайно  важным этапом развития детского  двигательного  творчества является умение самостоятельно организовывать подвижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых  подвижных игр по картинам, по материалам знакомых художественных произведений.

Придумывание  новых игр дается не всем детям. Причинами  этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального  опыта, организованность педагогического  процесса, не всегда достаточно побуждающего ребенка к творчеству. При умелом руководстве игрой можно значительно  повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы воспитываем социально-активного, умного, разносторонне развитого  человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески.

Развитие  двигательного  творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует  стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных  задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится  эмоционально-образной методике руководства  воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует  и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка. 
 

5.Методика проведения творческих подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста 

Главным мотивом  детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивать их в деятельности. Подвижная  игра всегда требует от детей творческой активности: найти рациональные способы  действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся  игровой ситуации. Она является одним  из источников детского творчества, даёт пищу детской фантазии, будит мысль.

В развитии творческой деятельности малышей важную роль играет искусство руководства ею педагогом. Расширяет двигательный опыт детей, воздействуя на воображение, воспитатель  стимулирует и направляет творческую деятельность детей. При проведении игры, внесением вариантов её воспитатель  постепенно привлекает детей к творческим поискам. Например, при последующем  проведении игры можно предложить детям  подумать и сказать, от кого ещё могут  улететь воробушки. Дети говорят: от кошки, собачки, мальчика и т.д.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными, поэтому в подвижной игре усложняются  двигательные задачи. В развитии творческой активности детей среднего возраста перед педагогом стоит сложная  задача: создать атмосферу радости, воодушевления. Важно помогать ему, накапливать опыт в самых разных видах деятельности, повышать интерес  к окружающему. Дети отчётливо видят  цель игры. У всех детей развивается  воображение, но у каждого ребёнка  оно проявляется по-разному, индивидуально. Важное место занимают сюжетные подвижные  игры. Сюжетная форма деятельности способствует успешному формированию творческой активности. Дети способны увлечённо и самозабвенно заниматься доступными им видами творческой деятельности. Ребёнок способен выражать своё отношение  к персонажам игры. Имея определённый запас знаний, умений и навыков, делают попытку придумывать варианты игр, придумывают сюжетные подвижные игры, вначале по аналогии с уже известными, а затем с новым содержанием.. Постепенно руководя развитием творчества, воспитатель подводит некоторых из них к самостоятельному придумыванию игр.

К старшему дошкольному  возрасту у детей накапливается  двигательный опыт, происходит перестройка  движений и действий. На первый план выдвигается самостоятельная ориентировка ребёнка в игровой ситуации, которая  позволяет ему проявить инициативу и творчество. Хорошее овладение  речью даёт ему возможность передачи замысла игры. Творческая активность у детей так же требует от воспитателя  владения соответствующей методикой. Важную роль в развитии творческой деятельности играют привлечение их к составлению вариантов игр, усложнение правил. Дети придумывают  не только варианты игр, правила к  ним, но и с удовольствием сочиняют считалки, сплетают в игровой текст, стихи собственного сочинения. Таким  образом, все дети старшего дошкольного  возраста могут проявить инициативу и творчество в подвижных играх.

Творчество в  подвижных играх, особенно сюжетных, развивается постепенно: вначале  дети создают комбинации движений, некоторые по аналогии с товарищами, а затем и самостоятельно. Варьируя сюжетные игры и подключаясь к  придумыванию новых игр, дети сначала  меняют название игры и вводят в  неё какой-нибудь персонаж. Постепенно придумывают игры по литературным произведениям, запомнившимся кинофильмам, мультфильмам, телепередачам и, наконец, сочиняют свои. Под влиянием художественных произведений, сюжетных рассказов воспитателя, а так же выполнения детьми творческих заданий значительно возрастает интерес и творческое отношение  детей к игровой деятельности. Однако, владение воспитателя соответствующей методикой содействует формированию творческой деятельности у большинства детей. 

Творческие  подвижные игры – это игры созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений. 

Для воспитания у детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя  соответствующей методикой. Для  содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует  формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность  в применении двигательных навыков  в игре. Важно также расширять  знания и представления детей  об окружающем. Для этого детей  знакомят с действиями различных  персонажей, читают соответствующую  литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представление об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая  эмоциональное переживание, желание  отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к  импровизации. В поисках решения  тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать свое действие, не похожее на действия других детей, новые правила, решить по-своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей. 

Выявление сформированности творческих способов действий целесообразно проводить по следующим направлениям:  

1. Отношение  детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые  обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний.

2. Доступное  ребенку качество способов творческих  действий: быстрота реакции, находчивость  при решении новых задач, использование  различных вариантов, комбинирование  знакомых элементов в новые  сочетания, своеобразие способов  действий.

3. Показатели  качества детского творчества: отбор  детьми характерных черт жизненных  явлений, предметов, персонажей  и их отражение в действии, в игре.

Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Целенаправленное, методически-продуманное руководство  подвижной игрой значительно  совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более  высокий социальный уровень. Поэтому  методика руководства игровой деятельностью  предполагает ведущую роль педагога, который направляет и формирует  творческую деятельность.

Развитие  двигательного  творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует  стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных  задач. Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится  эмоционально-образной методике руководства  воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует  и направляет творчески-исполнительную деятельность каждого ребенка. 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

Абранян, Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абранян. – М.: 2000. – 176 с.

Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М., 2002. – 320 с.

Спутник руководителя физического воспитания дошкольного  учреждения: Методическое пособие для  руководителей физического воспитания дошкольных учреждений/ под ред. С.О.Филипповой. – СПб.  – 2005. – 416 с.

Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников./Э.Я.Степаненкова. – М.: 2001. – 168с.

Степаненкова Э.Я.   Подвижные   игры   как   следствие гармоничного развития дошкольников./ Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с.23–25.

Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений/ под ред. С.О.Филипповой. – М., 2007.– 224 с.

Шебеко В.Н.   Физическое   воспитание   дошкольников   /   В.Н. Шебеко. – М.:2000. – 176 с.

Шмонина В. Творческие подвижные игры / В. Шмонина // Дошкольное воспитание. –1991.– № 8. – с.23–27.

Информация о работе Подвижная игра в развитии двигательного творчества старших дошкольников