Подвижная игра в развитии двигательного творчества старших дошкольников

Автор: b**************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Объект работы: процесс развития двигательного творчества у дошкольников.

Предмет: Подвижная игра как средство развития двигательного творчества у детей.

Проблема: Практика констатирует, что существует большое количество различных средств развития творческого воображения у дошкольников, но с другой стороны, недостаточно разнообразно используется подвижная игра для этого.

Гипотеза: эффективность использования подвижных игр в процессе развития двигательного творчества детей. Исходя из гипотезы, была поставлена цель: создание новых подвижных игр для развития творческого воображения и двигательного творчества у дошкольников

Работа содержит 1 файл

Реферат дошкольники.docx

— 29.39 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Подвижная игра в развитии двигательного творчества старших дошкольников» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В настоящее  время забота о здоровье детей  стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в  последующие годы.

Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников.

Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный  метод воздействия на ребенка  при его активной помощи. Игра –  естественный спутник жизни ребенка  и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся  организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных  игр перед строго дозируемыми  упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности  к телевизору и  компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены  тем, как, где и когда можно  предоставить детям возможность  активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей  к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

Данная тема в наше время актуальна, ведутся  различные работы по развитию творческого  воображения у дошкольников.  Одним из наилучших средств является подвижная игра, т.к. дети придумывают  к ней варианты игры, новые правила, что дает свои плюсы для развития воображения. 

Объект  работы: процесс развития двигательного творчества у дошкольников. 

Предмет: Подвижная игра как средство развития двигательного творчества у детей. 

Проблема: Практика констатирует, что существует большое количество различных средств развития творческого воображения у дошкольников, но с другой стороны, недостаточно разнообразно используется подвижная игра для этого. 

Гипотеза: эффективность использования подвижных игр в процессе развития двигательного творчества детей. Исходя из гипотезы, была поставлена цель: создание новых подвижных игр для развития творческого воображения и двигательного творчества у дошкольников. 

    1.Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольников 

Игра была спутником  человека с незапамятных времен. Прогрессивные  русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Глубокий анализ педагогической и психологической  литературы по вопросу исторического  происхождения игры провел Д.А.Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры». Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и дети очень рано становились действительно самостоятельными.

Интересные исследования по вопросу происхождения игры проведены  Н.Фхилитисом. Он считал, что игра – это отдых от серьезной работы для восстановления сил. По этой теории, игры существуют для того, чтобы ребенок отдыхал в привычных, радостных, легких, не требующих большой затраты сил, упражнениях, позволяющих восстановить силы для трудового порядка, необходимые для поддержания жизни. Основатель российской системы физического воспитания. Ф.Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. 

«Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением  заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».

По определению  П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».

По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная  деятельность детей, которая удовлетворяет  потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

А В.Л.Страковская считает, что «подвижная игра – это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств». 

В формировании разносторонне развитой личности ребенка  подвижным играм отводится важнейшее  место. Они рассматриваются как  основное средство и метод физического  воспитания. Являясь важным средством  физического воспитания, подвижная  игра одновременно оказывает оздоровительное  воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством  совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает  благотворное влияние на психическую  деятельность.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать  в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно  действовать в изменившейся игровой  ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются  мышление, воображение. Дети усваивают  смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с  избранной ролью, творчески применяют  имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко  сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют  словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для  нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться  общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает  самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

В подвижных  играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту  движений, их образность, у них развивается  чувство ритма. Они овладевают поэтической  образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в  определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые  для будущей трудовой деятельности.

В процессе игры происходит не только упражнение в  уже имеющихся навыках, их закрепление  и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых  качеств личности ребенка. 

Таким образом, подвижная игра – незаменимое  средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых  и физических качеств. 

2.Теория подвижной игры 

Подвижная игра относится к тем проявлениям  игровой деятельности, в которых  ярко выражена роль движений.

Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила – обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности,  а также инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные  действия в подвижных играх очень  разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых  различных комбинациях и сочетаниях. 

3.Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста 

Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования  разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.

Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение  ролей, руководство ходом игры, подведение итога.

При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в  том месте на площадке, откуда будут  начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры – это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и  эмоциональным. Роли определяют поведение  детей в игре, выбор на главную  роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.

В подвижных  играх детей старшего дошкольного  возраста используются более сложные  движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение  игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку.

Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3–4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты. 

Сбор  детей на игру. Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и создания интереса можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до начала игры, собрать при помощи зазывалок («Раз, два, три, четыре, пять – всех зову я поиграть); поручить отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия); использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать сюрпризы-задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Объяснение  правил. Предварительное объяснение правил игры происходит с учетом возрастных психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать игру и ее замысел, кратко изложить ее содержание, подчеркнуть правила, напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали.

Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки; водящий может выбрать себе замену. Все названные приемы используются, как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего основным критерием является качество выполнения движений и правил.

Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

Информация о работе Подвижная игра в развитии двигательного творчества старших дошкольников