Педагогические основы планирования интенсивности и объема тренировочных нагрузок у юных многоборцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 23:49, дипломная работа

Описание работы

Классификация физических упражнений – это разделение их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком. Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной задачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья.

Актуальной проблемой нашего исследования является определение оптимальной классификации физических упражнений для решения двигательных задач физической культуры и спорта

Объект исследования – физические упражнения.

Предмет исследования – классификация физических упражнений.

Цель исследования - определение наиболее оптимальную классификацию для решения двигательных задач физической культуры и спорта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

ГЛАВА П.

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МИШИ.doc

— 60.00 Кб (Скачать)

      Приднестровский государственный университет

      им. Т.Г. Шевченко

      Факультет физической культуры и спорта

      Кафедра легкой атлетики, водных видов спорта и туризма 
 
 
 
 
 

      Дипломная работа 

      «Педагогические основы планирования интенсивности  и объема тренировочных нагрузок у юных многоборцев» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Тирасполь, 2006

 

       СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I.

ГЛАВА П.

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

 

       ВВЕДЕНИЕ 

       Классификация физических упражнений – это разделение их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком. Классификации физических упражнений нужны для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной задачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья.

      Актуальной  проблемой  нашего исследования является определение оптимальной классификации физических упражнений для решения двигательных задач физической культуры и спорта

      Объект  исследования физические упражнения.

      Предмет исследования классификация физических упражнений.

      Цель  исследования - определение наиболее оптимальную классификацию для решения двигательных задач физической культуры и спорта.

 

       ГЛАВА I. Классификации физических упражнений в физической культуре 

    1. Общая характеристика классификации  физических упражнений
 

    Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

    Классификация - система группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с  их общими признаками.

    Классифицировать физические упражнения – значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

    Классификация физических упражнений  — это  распределение физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками. Она помогает ориентироваться во множестве существующих физических упражнений и отбирать из них нужные для решения намеченных задач.

    Слово "классификация" происходит от латинского слова classis – разряд и facere – делать. Система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т. п. по определенным общим признакам или свойствам. Слово "классификация" имеет два значения. Одно из них- это распределение каких-либо понятий (объектов, предметов, явлений, действий и др.) по отдельным категориям. Второе - означает систему соподчинения этих понятий, выделенных в категории (отделы, разряды, группы т. п.), и составленную на основе учета имеющихся у них общих признаков и закономерных связей между ними, т.е. наглядно показывающую определенную их иерархию. Классифицируемые категории располагаются (систематизируются) в таком порядке, что объекты, предметы, явления, действия, методы выделяются вначале в более обширные группы (классы) на основании общих признаков, присущих всем, в том числе и расположенным ниже, соподчиненным категориям, а затем – в более мелкие, также соподчиненные группы, с учетом уже их частных признаков. При составлении категорий учитывается один общий признак, присущий классам объектов, но имеющий важное, часто основополагающее, значение в спорте. Такая система соподчинения выделенных категорий обычно представляется в виде схемы (классификации) и используется как наглядное средство установления связей между классифицируемыми понятиями. 

    1.2 Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания.  

    Исторически в обществе сложилось так, что  все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего  в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. Каждая из этих групп имеет специфическое значение и делится еще на более мелкие классификационные подгруппы.

    Гимнастика  в системе физического воспитания подразделяется на основную (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения), спортивную (акробатика, художественная гимнастика, гимнастика на снарядах и вольные упражнения) и вспомогательную (спортивно-вспомогательная гимнастика для отдельных видов спорта, производственная, лечебная и др.).Особенности гимнастики: избирательное воздействие на различные части тела, отдельные мышечные группы, суставы, связки и различные стороны их деятельности и состояния (расслабление, растяжение мышц и др.); возможность точной дозировки физической нагрузки; разнообразие упражнений; использование предметов, физкультурных снарядов, инвентаря; применение музыкального сопровождения. Эти особенности гимнастики позволяют использовать ее для решения разнообразных задач на занятиях с людьми всех возрастов, с разным состоянием здоровья, с различной физической подготовленностью.

    Игры — это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. В подвижной игре закрепляются двигательные навыки. По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки, проявляя такие физические качества, как быстроту, ловкость. Возникающие положительные эмоции позволяют ребенку с большим интересом и более длительное время выполнять физические упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости. Выполнение правил игры вызывает у детей взаимообусловленность поведения, что содействует воспитанию нравственных качеств (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.). В игре представляется возможность проявить самостоятельность в выборе способа выполнения действия, находчивость, смекалку, выдержку и т. д.

    Спорт предъявляет высокие требования к физическим и духовным качествам человека. Поэтому занятия спортом допустимы лишь с достижением определенного этапа возрастного развития и при соответствующей физической подготовленности. В детском саду и школе дети овладевают лишь основами техники спортивных упражнений, что составит базу для занятий спортом в последующем.

    Туризм  позволяет закреплять двигательные навыки и развивать физические качества в природных условиях. Выполнение физических упражнений на свежем воздухе  повышает их оздоровительный эффект. При этом применяются разные способы передвижения (пешком, на лыжах, на велосипедах).

    Каждая  из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются  педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий. В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность: во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека; во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания; в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни – от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте. 

    1.3 Физиологическая классификация физических упражнений

    Наиболее  общая физиологическая классификация  физических упражнений может быть проведена  на основе выделения трех основных характеристик активности мышц, осуществляющих соответствующее упражнение:  объем активной мышечной массы; тип мышечных сокращений (статический или динамический); сила или мощность сокращений.

    В зависимости от объема активной мышечной массы все физические упражнения классифицируют на локальные, региональное и глобальные. К локальным относятся упражнения, в осуществлении которых участвует менее 1/3 всей мышечной массы тела (стрельба из лука, из пистолета, определенные гимнастические упражнения). К региональным относятся упражнения, в осуществлении которых принимает участие примерно от 1/3 до 1/2 всей мышечной массы тела (гимнастические упражнения, выполняемые только мышцами рук и пояса верхних конечностей, мышцами туловища и т. п.). Глобальными называются упражнения, в осуществлении которых принимает активное участие более 1/2 всей мышечной массы тела (бег, гребля, езда на велосипеде и др.). Подавляющее большинство спортивных упражнений относится к глобальным.

    В соответствии с типом сокращения основных мышц, осуществляющих выполнение данного упражнения, все физические упражнения можно разделить соответственно на статические и динамические. К статическим упражнениям относится, например, сохранение фиксированной позы при удержании стойки на кистях (у гимнастов), в момент выстрела (у стрелка). Большинство физических упражнений относится к динамическим. Таковы все виды локомоций: ходьба, бег, плавание и др.

    При классификации физических упражнений по силе сокращения ведущих мышечных групп следует учитывать две зависимости: "сила - скорость" и "сила - длительность" мышечного сокращения. В соответствии с зависимостью "сила-скорость" при динамическом сокращении проявляемая сила обратно пропорциональна скорости укорочения мышц (скорости движения перемещаемого звена тела): чем больше эта скорость, тем меньше проявляемая сила. Другая, формулировка этой зависимости: чем больше внешняя нагрузка (сопротивление, вес), тем ниже скорость укорочения (движения) и тем больше проявляемая сила, и наоборот, чем меньше внешняя нагрузка, тем выше скорость движения и меньше, проявляемая мышечная сила. Произведение силы на скорость мышечного сокращения определяет его мощность. Зависимость "сила - длительность" мышечных сокращений, выражается в том, что чем больше сила (или мощность) сокращений мышц, тем короче их предельная продолжительность. Это справедливо как для локальной и региональной статической и динамической работы, так и для глобальной работы. По проявляемым силе и мощности мышечных сокращений и связанной с ними предельной продолжительности работы все физические упражнения можно разделить на три группы: силовые, скоростно-силовые (мощностные) и на выносливость.  

      1.4 Классификация физических  упражнений по  признаку биомеханической  структуры движения

      По  этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

      К циклическим упражнениям локомоторного (переместительного) характера относятся  бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде. Для этих упражнений характерно многократное повторение стереотипных циклов движений. Пре этом относительно постоянны не только общий рисунок движений, но и средняя мощность нагрузки или скорость перемещения спортсмена (велосипеда, лодки) по дистанции. Исключение составляют очень короткие циклические упражнения (дистанции) и начальный отрезок любой дистанции, т.е. период разгона, на протяжении которых скорость перемещения изменяется очень значительно. Иначе говоря, циклические упражнения - это упражнения относительно постоянных структуры и мощности.

      К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко  меняется характер двигательной активности Упражнениями такого типа являются все  спортивные игры, спортивные единоборства, метания и, прыжки, гимнастические и  акробатические упражнения, упражнения на, водных и, горных лыжах. в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их выполнения.

      Смешанные которые соединяют в себе движения циклического и ациклического характера. 

      1.5 Классификация физических  упражнений по  признаку спортивной  специализации

      Все упражнения объединяют три группы: соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

      К соревновательным упражнениям относятся упражнения, входящие в программу соревнований по избранному виду спорту и применяемые в тренировочном процессе.

      Специально-подготовительные упражнения – это упражнения, направленные на изучение и совершенствование, как отдельных элементов техники соревновательных упражнений, так и на развитие специальных физических качеств спортсмена (силы, быстроты, выносливости, гибкости и т.д.). Следует подчеркнуть, что упражнение только в том случае правомерно считать специально-подготовительным, если у него имеется нечто существенно общее с избранным соревновательным упражнением. В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительных упражнений их подразделяют на подводящие, способствующие в основном освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные главным образом на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Развивающие упражнения в большинстве своём оказывают локальное воздействие.

Информация о работе Педагогические основы планирования интенсивности и объема тренировочных нагрузок у юных многоборцев