Особенности содержания и основных методических линий физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Основой раннего и дошкольного возраста является - общественное воспитание. Наиболее успешным решением этой задачи является уровень подготовки родителей, воспитателей и медицинских работников детских учреждений, возможность использовать в своей работе свой лучший опыт физического воспитания, где необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 3 до 7 лет, и правильно использовать методы обучения и воспитания в этом возрасте. Для этого необходимо овладеть и методикой проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию дошкольников и правильно планировать их проведение.

Содержание

Введение
1. Двигательная активность детей 3-7 лет и механизм ее обеспечения
2. Физическое развитие организма дошкольника
3. Форма и содержание физического воспитания детей 3-7 лет
4. Обучение двигательным навыкам детей 3-7лет
5. Проведение занятий физической культурой детей 3-7 лет, этапы и методические приемы
6.Задачи физического воспитания детей раннего дошкольного возраста
Выводы
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Российский государственный университет физической культуры спорта и туризма.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Итак, обучение движению способствует развитию личности ребенка. Оно развивает его способности, приобщает к национальной культуре, пробуждает к самосовершенствованию. Учет закономерностей формирования двигательных умений и навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе в отдельности.

Первый этап характерен начальным разучиванием двигательного действия;

второй этап - углубленным  разучиванием;

третий этап - закреплением и совершенствованием двигательного  действия,

На первом этапе начального разучиваний ставятся следующие задачи: ознакомить детей с новыми двигательными действиями; создать целостное представление обо всем двигательном акте и начать его разучивать до овладения им, выполняя в общих чертах.

Для осуществления поставленных задач следует обеспечить ребенку  всестороннее восприятие задания, оказать  воздействие на все основные анализаторы — зрительный, слуховой, двигательный, активизировать его сознание, создать представление о двигательном акте в целом.

 

5. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ       ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ, ЭТАПЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Воспитатель, при начальном разучивании, пользуется совокупностью различных приемов примерно в такой последовательности.

Во-первых: правильный, четкий показ, который выполняется воспитателем в надлежащем темпе, от начала до конца, что дает возможность детям воспринять целостный образ движения в его динамике, заинтересоваться им и стремиться к его выполнению.

Во-вторых: в более медленном темпе, расчлененный показ, с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети самостоятельно воспроизводят действие, слушая указания воспитателя, т. е. проверяют практически сложившийся у них образ движения, а воспитатель следит за тем, как дети поняли задание. Выше перечисленные приемы применяются, начиная со средней группы. Что касается двух младших групп детского сада, то в обучении детей этого возраста преимущественно используются игровые приемы или показ с одновременным объяснением воспитателя и включением в такие же действия детей. Выполнение показываемых движений, поощрение воспитателя, создают у детей эмоционально-положительное состояние, определяющее успех начального этапа формирования правильных двигательных навыков. В процессе постепенного усвоения ребенком разучиваемых движений, воспитатель отбирает соответствующие методические приемы. В ходе обучения он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Чтобы лучше видеть выполнение движений каждым ребенком, воспитатель проверяет их по колоннам. В таком случае он может подходить к отдельным детям и словом, и мягким исправлением позы ребенка помочь каждому индивидуально. Дети, стоящие в других колоннах, тоже слушают указания воспитателя и видят практически, к чему надо стремиться.

          Двигательные действия, на втором этапе обучения, детям уже знакомы, поэтому воспитатель при выборе приемов учитывает степень сложности каждого данного движения. Простые по содержанию и структуре движения целесообразно напомнить детям в нескольких словах, не пользуясь наглядным показом. Если движение более сложное, целесообразно использовать конкретное напоминание — показ движения с пояснением (метание в цель, прыжок в высоту и др.).

 Закрепляют и совершенствуют, приобретенный навык, владения техникой двигательного действия, на третьем этапе, стимулируя детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создают возможность применять навык в играх и в жизни, на этом этапе обучения, ребенок сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, но способ выполнения движения уже автоматизирован, поэтому внимание его сосредоточивается главным образом на качестве, так происходит методика закрепления. Для того, чтобы движения всех детей, при самостоятельном выполнении какого-либо упражнения, были согласованными, воспитатель регулирует их отдельными словами. На данном этапе ребенок готов к самостоятельному использованию усвоенного навыка в игровых и жизненных условиях и выполнению заданий творческого порядка. Учитывая имеющийся опыт и некоторую приобретенную технику выполнения упражнений, ему предлагают творческие задания: внести какое-либо изменение в известное ему упражнение и создать его вариант, скомбинировать из знакомых элементов новое, придумать свое, что-то оригинальное.

Таким образом, методика обучения, использующая указанные выше задания, воспитывает ребенка важное для его дальнейшей жизни творческое отношение к своей деятельности.

Сформированные у детей  до 7 лет, двигательные навыки и умения, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. В школьном возрасте необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики, спортивные упражнения. Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дан в «Программе воспитания в детском саду», но он может быть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей. У детей с раннего возраста необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные физические качества.

Правильная осанка имеет  большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка, поэтому в дошкольном возрасте необходимо сохранить правильное положение тела, при ходьбе, когда стоят или сидят, это в первую очередь зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.

 

6. ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО  ФОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оздоровительные задачи:

  1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и т.д.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и т.д.)
  2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки, также важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять слабые группы мышц.
  3. Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции и т.д. Физическая культура, придавая  естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействуют тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.
  4. Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливых). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечить комплексное воспитание всех физических способностей.

Образовательные задачи:

  1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков. В дошкольном возрасте довольно легко и быстро усваиваются новые формы движений. Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием, начиная с поднятия головки с трех месяцев и к 5-6 году ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и многое другое.
  2. Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культуры. Детский возраст наиболее благоприятен для  этого. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий: обеспечить посильность заданий,успешное выполнение которых будет стимулировать детей на более высокую активность. Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут способствовать выработке положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями. В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их познавательные возможности и умственный кругозор.

Воспитательные  задачи:

  1. Воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость, настойчивость и др.).
  2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Воспитывать у детей привычку, к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, необходимо как можно раньше. Развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Нужно учить детей организовывать и проводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своими сверстниками и малышами, важно воспитывать любовь к занятиям спортом, интерес к результатам своих занятий и к достижениям лучших спортсменов. Правильно поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма.

На занятиях физическими  упражнениями у детей развиваются  все психические процессы. Нужно  стремиться, чтобы дети умели творчески  пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость. При этом, важно воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

Процесс физического  воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решались оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя они являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а по этому решаться должны в обязательном единстве, только так, ребенок будет развиваться не только физически, но и духовно.

 

ВЫВОДЫ

Делая выводы, можно подвести итог, что для успешного решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста, необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Благодаря данным, о «влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста», позволяют научно обосновать выбор и дозировку упражнений, а также методически правильно организовать занятия.  Двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания. Детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение. В этом возрасте быстро развиваются и совершенствуются такие движения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание и др.

Обучение физическим упражнениям требует от ребенка  значительных физических и психических  усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Оно  развивает различные виды памяти: эмоциональную память, если ребенок заинтересован обучением; образную – при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно – логическую – при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторную – в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную – без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. В основе планирования процесса физической и двигательной подготовки дошкольников 3-7 лет должны лежать следующие основные положения:

Во-первых: весь возрастной период от 3-7 лет является восприимчивым для развития физических качеств и формирования основных движений, в связи с чем итоговый результат дошкольника зависит от последовательных из года в год успехов ребенка.

Во-вторых: основной методической особенностью планирования данного процесса, является наличие этапов акцентированного воздействия на определенное качество, длительность этих этапов до 1 месяца, где специализированные физические упражнения или подвижные игры должны занимать от 50-70% общего объема времени двигательной активности ребенка.

Таким образом, физическое воспитание детей 3-7 лет имеет ряд  присущих только этой возрастной группе особенностей и направлено на укрепления здоровья, улучшение физического и нервно-психического развития, совершенствование деятельности организма в целом и отдельных его органов и систем.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология».- М.: «Просвещение», 1978.

2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие, 4-е издание - М.: издательский центр «Академия», 2006.

3.Матвеев Л.П. Учебник  для институтов физической культуры. - М.: «Физкультура и спорт», 1991

4. Матвеев Л.П., Новиков А.Д., Теория и методика физического воспитания. «Физическакя культура и спорт» – М., 1982

Информация о работе Особенности содержания и основных методических линий физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста