Особенности содержания и основных методических линий физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

Основой раннего и дошкольного возраста является - общественное воспитание. Наиболее успешным решением этой задачи является уровень подготовки родителей, воспитателей и медицинских работников детских учреждений, возможность использовать в своей работе свой лучший опыт физического воспитания, где необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 3 до 7 лет, и правильно использовать методы обучения и воспитания в этом возрасте. Для этого необходимо овладеть и методикой проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию дошкольников и правильно планировать их проведение.

Содержание

Введение
1. Двигательная активность детей 3-7 лет и механизм ее обеспечения
2. Физическое развитие организма дошкольника
3. Форма и содержание физического воспитания детей 3-7 лет
4. Обучение двигательным навыкам детей 3-7лет
5. Проведение занятий физической культурой детей 3-7 лет, этапы и методические приемы
6.Задачи физического воспитания детей раннего дошкольного возраста
Выводы
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Российский государственный университет физической культуры спорта и туризма.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

ИНСТИТУТ СПОРТА И  ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема: «Особенности содержания и основных методических линий физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

          Исполнитель:

Студентка 4 курса

ТиМ аэробики и фитнес гимнастики

Гришина И.А.       

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

План

Введение

1. Двигательная активность детей 3-7 лет и механизм ее обеспечения

2. Физическое развитие организма дошкольника

3. Форма и содержание физического воспитания детей 3-7 лет

4. Обучение двигательным  навыкам детей 3-7лет

5. Проведение занятий  физической культурой детей 3-7 лет, этапы и методические приемы

6.Задачи физического  воспитания детей раннего   дошкольного возраста

Выводы 

Список используемой литературы

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основой раннего и дошкольного возраста является - общественное воспитание. Наиболее успешным решением этой задачи является уровень подготовки родителей, воспитателей и медицинских работников детских учреждений, возможность использовать в своей работе свой лучший опыт физического воспитания, где необходимо знать особенности детского организма в возрасте от 3 до 7 лет, и правильно использовать методы обучения и воспитания в этом возрасте. Для этого необходимо овладеть и методикой проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и других форм работы по физическому воспитанию дошкольников и правильно планировать их проведение.

 

1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ, МЕХАНИЗМ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Дошкольный возраст  охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и  их функций, этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладение элементарными двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.

       Физическое воспитание детей, дошкольного возраста 3-7 лет, является основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни. Свободная двигательная деятельность, или же организованные занятия (в яслях, детских садах и семье), улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ, через двигательную активность ребенок познает окружающий его мир.

        Двигательная активность детей, зависит от уровня развития высшей нервной деятельности и может изменяться под влиянием условий внешней среды, где важная роль принадлежит факторам физического воспитания. У них отмечается, быстрое развитие и совершенствование двигательного аппарата. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу. Так навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются.  Внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Т.е., детям этого возраста, необходимо давать упражнения, для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций. В учреждениях двигательная задача осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Целью программы является совершенствование основных движений, быстроты, ловкости, согласованности движений, умения действовать в коллективе, активности, инициативы и  укреплении здоровья. Прежде чем давать детям нагрузку, необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. В учреждениях осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Целью программы является совершенствование основных движений, быстроты, ловкости, согласованности движений, умения действовать в коллективе, активности, инициативы и  укреплении здоровья.

 

2.ФИЗИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

По мере роста детей, непрерывно изменяются показатели физического развития. Костная система ребенка, богата хрящевой тканью.  Т.е. кости в этот период мягкие, гибкие, не прочные, поэтому зачастую поддаются благоприятным и неблагоприятным воздействиям, что особенно важно для педагогов, т.к. от них зависит выбор упражнений, мебели, одежды и обуви в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка. Окостенение начинается с 2— 3 лет. В раннем и дошкольном возрасте, происходит формирование свода стопы. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Также, необходимо подобрать ребенку соответствующую обувь. Что касается  мышечной системы ребенка раннего возраста - развита недостаточно. Благодаря физическим упражнениям, происходит увеличение силы мышц. К 5 годам увеличивается мышечная масса, нарастает мускулатура нижних конечностей, увеличиваются сила и работоспособность мышц. С годами, у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений. При систематических занятиях физическими упражнениями, при повышении мышечной нагрузки у детей от 4 до 7 лет происходит более интенсивное развитие двигательных качеств и повышение уровня физической подготовленности.

Развитие высшей нервной  деятельности (центральная нервная система) у детей, внешне проявляется их поведением, психическими реакциями, овладением культурно-гигиеническими навыками, статическими и двигательными.

В дошкольном периоде, время препровождения становится более разнообразным: оно включает в себя индивидуальные и коллективные игры, занятия по развитию речи, счету, рисованию, лепке, конструированию, музыке, а также обязательные занятия по развитию движений. У них появляется большая физическая активность: они неусидчивы, нуждаются в частой смене видов деятельности. Быстро совершенствуются движения, особенно при проведении систематических занятий.

Применение физических упражнений требует от организма значительного напряжения и согласованности действий всех основных систем, поэтому на каждом возрастном этапе следует учитывать особенности развития, соответственно организовывать двигательную деятельность детей и строго дозировать физическую нагрузку (например, длительность физкультурных занятий, число повторений упражнений, их трудность и т. д.).

 

 3. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3—7 ЛЕТ

Формы работы по физическому воспитанию различны: организованные занятия, утренняя гимнастика, физические упражнения во время подвижных игр с разнообразными двигательными действиями, спортивных развлечений и т. д. В режиме дня детского сада для занятий по физическому воспитанию отведено определенное время. Прежде чем давать детям нагрузку, необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии.

Вся работа по физическому воспитанию проводится воспитателями групп, которые  должны иметь специальную подготовку. План занятий воспитатель согласует  с музыкальным руководителем, чтобы сочетать музыкальное и физическое воспитание. Во время музыкальных занятий широко используются движения под музыку в виде игр, упражнений, плясок и т. д.

Для успешного решения задач  физического воспитания детей дошкольного  возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей дошкольного возраста позволяют научно, с точки зрения физиологических возможностей детского организма, обосновать выбор и дозировку упражнений, а также методически правильно организовать занятия. Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

Т.к. дети дошкольного возраста очень  эмоциональны, (в этот период внимание у них неустойчиво), они очень  быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением, т.е. детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений. Очень хорошо в этом возрасте, развиваются и совершенствуются такие движения, как ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и многое другое. В возрасте 3—4 лет дети еще сохраняют многие черты ходьбы детей ясельного возраста. У них еще отмечается неравномерный темп, и недостаточная четкость движений, трудности при соблюдении указанного направления. В возрасте 5—6 лет координация движений улучшается, согласованное движение рук и ног и к 7 годам становится четким. Хорошая координация движений рук и ног при беге развивается у детей быстрее, чем при ходьбе. Постепенно с возрастом длина шага увеличивается, а темп становится менее частым, нарастает скованность бега. К 3 годам большинство детей умеет спрыгивать с высоты 15см и подпрыгивать на месте, но отрыв ног от почвы у них небольшой. Сравнительно легко дети 3—4 лет справляются с прыжком в длину с места, двумя ногами через палку. С возрастом быстро увеличивается длина прыжка. У детей 3—4 лет, как правило, отсутствует взмах рук при прыжке. Трудности для них представляет прыжок в высоту с места. К 4 годам небольшая часть детей может прыгать на одной ноге. В возрасте 5 лет дети уже хорошо справляются с подпрыгиванием на одной ноге на месте и с продвижением вперед. Увеличивается длина прыжка с места, дети овладевают прыжком в длину с разбега. К 6-7 годам дети свободно и хорошо справляются с подпрыгиванием, прыжками на месте и с продвижением вперед на двух и одной ноге, прыжками в глубину до 50см. У детей 3—4 лет еще нет настоящего навыка метания. У них отсутствует хороший замах рукой, правильный поворот туловища при метании. Легче им удается ловля мяча. В метании тренированность играет особенно важную роль, в связи с чем, навык правильного метания у детей при тренировке развивается быстро. Причем показатели лучше у мальчиков, чем у девочек. У детей 3—4 лет еще отмечается приставной шаг при лазании, не всегда движение рук сочетается с движением ног, но при наличии соответствующей тренировки уже у детей 4 лет появляется лазанье чередующимся шагом. Дети 5 лет полностью овладевают навыком лазания переменным шагом по гимнастической стенке носках, стоянием на одной ноге. ходьба и бег по уменьшенной площади опоры (между линиями, нарисованными на полу, по скамейке, бревну на различной высоте). Для детей 6—7 лет доступно применение более сложных упражнений в равновесии: на месте, в движении, на уменьшенной площади опоры, с выполнением различных упражнений и заданий.

В возрасте 4 лет для детей доступно катание с горки на санках, ходьба на лыжах, катание на трехколесном велосипеде, купание и игры в воде. К 5 годам при соответствующем обучении дети достаточно хорошо овладевают ходьбой на лыжах, ездой на двухколесном велосипеде, самокате, различными подготовительными упражнениями к плаванию, скользят по ледяным дорожкам. В 6—7 лет дети уже свободно катаются на двухколесном велосипеде, ходят на лыжах, катаются на коньках, плавают. Одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста является игра. Подвижная игра должна использоваться для развития у детей основных движений, закрепления двигательных навыков, развития ловкости, быстроты, умения действовать в коллективе. Подвижные игры с детьми должны проводиться ежедневно, в свободное от занятий время, во время прогулки, а также они входят в план обязательных занятий по развитию движений и могут включаться в утреннюю гимнастику. Для выбора игры имеет значение и время года. Проведение игр на открытом воздухе содействует закаливанию детского организма, подвижные игры повышают эмоциональный тонус детей, укрепляют нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают окислительные процессы в организме, укрепляют и тренируют мышечную систему.

Основной формой обучения детей движениям, являются организованные занятия физическими упражнениями. Эти занятия проводятся по плану в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Программой рекомендуется проводить обязательные занятия с детьми, начиная с третьего года жизни. При развитии двигательных умений у детей такими раздражителями являются физические упражнения. В связи с тем, что у детей дошкольного возраста условные связи образуются быстро, но они не прочны, одно занятие в неделю не может обеспечить усвоения и закрепления основных двигательных умений, даже при использовании других форм занятий физическими упражнениями. В связи с этим необходима большая повторяемость занятий. Физические упражнения для детей дошкольного возраста должны быть динамичные и охватывать по возможности большое число мышечных групп.

Распределение нагрузки должно быть равномерным на все мышечные группы конечностей и туловища, для этого  необходимо проводить упражнения из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа. При выполнении физических упражнений необходимо приучать детей правильно дышать. В группе детей четвертого года жизни занятия проводятся со всей группой, продолжительность их 20—25 минут. При планировании должна учитываться предшествующая подготовленность детей в ясельном возрасте. Физическая нагрузка для детей этого возраста увеличивается. Вводная и подготовительная части занятий занимают 5—6 минут, продолжительность основной части 12—14 минут, заключительной—3—4 минуты. Занятия с детьми пятого года жизни проводятся длительностью 25—30 минут. При планировании занятий учитывается предшествующая подготовленность детей. Подготовительная часть занятий занимает 6—8 минут, основная —15—16 минут, заключительная— 4—5 минут. Физическая нагрузка занятий в данной возрастной группе увеличивается, за счет большей продолжительности занятия, усложнения и большего числа повторений общеразвивающих упражнений, а также усложнения материала по развитию основных движений и подвижной игры. В этом возрасте обучать детей ходьбе следует в сочетании с несложными движениями рук и бегу по доске шириной 15см, поднятой на высоту 30—35 см; совершенствовать ходьбу по бревну со стесанной поверхностью шириной 12см, ходьбе и бегу по наклонной доске шириной 15 см; учить прыгать в длину с места на расстояние 30—50 см, спрыгивать с высоты 25—30 см. При метании следует учить правильно делать замах и занимать правильное положение при броске; попадать в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 1,5—2 м; совершенствовать лазание чередующимся шагом по гимнастической стенке высотой 2м. На 6-7 году жизни занятия проводятся длительностью 30—35 минут. Продолжительность подготовительной части 8—10 минут, основной— 18—20 минут, заключительной—4—5 минут. Как и в предыдущие возрастные периоды, при занятиях с детьми необходимо учитывать предшествующую их подготовленность, в связи с чем, к ним можно предъявлять более высокие требования.

 

4. ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ

Ребенок осваивает новые движения в процессе жизни, где важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляется поиск оптимизации их, с другой – каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. В теории и практике физического воспитания детей значительное внимание уделяется обучению движениям. У детей формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.

Обучение оказывает влияние  на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности  ребенка, то есть на его внутренний мир – чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.

Содержание обучения составляют разнообразные  физические упражнения, подвижные и  спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями  ребенка.

Обучаясь движениям, ребенок с  учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслить способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка. Многолетние исследования педагогов показали успешность развития творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм.

Обучение носит воспитательный характер. Педагог воспитывает у  ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью  двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка.

Важную роль в педагогическом процессе играет понимание взрослыми  психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь на его возможности, педагог  ставит перед ним новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств.

Обучение движениям  способствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования  собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности.

Информация о работе Особенности содержания и основных методических линий физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста