Особенности проведения физкультурного досуга и физкультурного праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 07:40, реферат

Описание работы

Праздник – всегда радостное ожидание чуда, оживленных эмоций, сюрприза, веселья. К таким датам, торжествам, обладающим великой воспитательной силой, необходима конкретная и особая подготовка, начиная с составления сценария, красочного оформления зала, разработки атрибутов, выбора музыкального сопровождения для создания целостного ощущения гармонии.

Работа содержит 1 файл

Особенности проведения физкультурного досуга и физкультурного праздника.docx

— 27.32 Кб (Скачать)

Особенности  проведения физкультурного досуга и физкультурного праздника.

     Праздник  – всегда радостное ожидание чуда, оживленных эмоций, сюрприза, веселья. К таким датам, торжествам, обладающим великой воспитательной силой, необходима конкретная и особая подготовка, начиная с составления сценария, красочного оформления зала, разработки атрибутов, выбора музыкального сопровождения для создания целостного ощущения гармонии.

     Физкультурные праздники,  развлечения и досуги - это особый день для детей, праздник души и наслаждения движением. Основная задача этих мероприятий - формирование положительного отношения к физической культуре, развитие устойчивого желания заниматься физическими упражнениями, проявление интереса к спорту и, конечно, пропаганда физической культуры, национальных средств физического воспитания.

     Физкультурные развлечения желательно проводить 1-2 раза в месяц, а праздники 3-4 раза в год. Развлечения-занятия желательно организовывать с 30-35 –минутной продолжительностью, а праздники чуть дольше - до 1 часа. Физкультурные досуги не должны требовать  особой подготовки, предварительной  тренировки детей, а должны строится на знакомом материале и проводиться  как с одной, так и с несколькими  группами.

     Физкультурный досуг – одна из наиболее эффективных  форм активного отдыха.

Значение: повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы.

Методика.

• Проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.

• Организуется 1-2 раза в месяц во второй половине дня.

• Предназначается  для одной двух групп дошкольного  учреждения.

• Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так  и на воздухе.

• Длительность:

младшая и средняя группы – 20-30 мин;

старшая группа - 35-40минут;

подготовительная  группа – 40-50 минут.

• В младшем  и среднем дошкольном возрасте в  содержании досугов может быть введён сказочный персонаж или можно  использовать занимательный сюжет.

• Физкультурный  досуг целесообразно посвящать  временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.

• Используется музыкальное сопровождение.

• Физкультурный  досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками.

     Физкультурные праздники в детском  саду организуется в соответствии с программными указаниями. Количество их в течение года в  средней, старшей и подготовительной к школе группах - два раза в  год. Периодичность проведения, продолжительность (в пределах 40 минут) дифференцируется в зависимости от возраста детей, условий проведения, задачи и содержания праздника.

     Программой  воспитания и обучения в детском  саду физкультурные праздники предусмотрены  для детей средней, старшей и  подготовительной к школе групп. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, им доступно коллективное взаимодействие в играх и других видах деятельности, интересно и  понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизация, они инициативны  при выполнении поручений или  ролей, способны мобилизовать усилия для  достижения лучших результатов, правильно  воспринять оценку своих действий, поведения. В начале года планируются  физкультурные праздники, намечаются их тематика.

     Это позволяет предусмотреть наиболее целесообразные их сочетания с праздниками  общественной направленности. Более  всего приемлемы для детей  дошкольного возраста физкультурные  праздники, которые организуются для  воспитанников одного дошкольного  учреждения. Вместе с тем, иногда допускаются  объединения двух-трех групп старших  дошкольников из двух-трех близлежащих  детских садов.

При любой  форме организации физкультурного праздника дошкольников он  должен быть настоящим праздником для детей, недопустимо перерастание детского праздника в развлечение для  взрослых, особенно это касается физкультурных  праздников с соревновательной направленностью, организуемых по инициативе спортивных организаций. Недопустимы отбор  участников праздника из детей, отличившихся на соревнованиях. Такой подход не соответствует  особенностям психического и физического  развития ребенка-дошкольника.

     Отбор детей, показывающих только лучшие результаты, не способствует решению важнейших  воспитательных задач, стоящих перед  дошкольным учреждением, не нацеливает на обеспечение подлинно массового  увлечения детей занятиями физической культурой. Тренировочные же занятия  с «избранными» отвлекают внимание воспитателей от систематической работы со всеми ребятами. Как правило, на соревнованиях с последующим  выбыванием от этапа к этапу более  слабых участников, возникает обстановка чрезмерного детского возбуждения, ажиотажа окружающих.

       Это неблагоприятно для развития и воспитания дошкольников, у более подготовленных детей, это может привести к зарождению эгоистических черт характера - зазнайству, недоброжелательному отношению к партнеру, неуважению к более слабым, у последних - вызвать неуверенность в своих силах, снизить интерес к занятиям, пробудить отрицательные эмоции, доставить много огорчения.

     Активная  двигательная деятельность всех детей  на физкультурном празднике важный фактор в его воспитательно-образовательной  эффективности. Организаторам праздника  необходимо позаботиться о том, чтобы  никто из детей не находился в  рядах постоянных зрителей, болельщиков, желательно, чтобы дети все вместе и поочередно командами участвовали  в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям. Детям свойственно  эмоционально-двигательное восприятие происходящих на празднике соревнований, эстафет, аттракционов.

     Часто они слишком бурно реагируют  на победу и неудачу своих товарищей, очень громко кричат, топают ногами. Хотя и понятно желание детей  поддержать соревнующихся. Важно все  же уметь сдерживаться, выражать свои чувства более умеренно. Взрослые не должны забывать об этом, стремиться к поддержанию на празднике разумной организованности и дисциплинированного  поведения детей. В это же время  следует, чутко относится к проявлениям детей, не заглушать их радость частыми и неоправданными замечаниями. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе. Во время праздника необходимо обеспечивать достаточно высокую двигательную активность, при условии рациональной одежды детей. При проведении физкультурных праздников в помещении следует руководствоваться настоящими правилами, не допускать сокращения времени пребывания детей на воздухе.

     Одним из важнейших требований к организации  праздников является проведение их в  разные сезоны года. С учетом этого  они могут проходить в разнообразных  природных условиях местности. Например, физкультурный праздник может быть организован не только на участке  дошкольного учреждения, но и в  парке, на стадионе, в естественных условиях природного окружения - в лесу, на лугу, берегу озера, моря, реки. От конкретного  места проведения праздник, а во многом зависит его тематика, структура, специфика, подготовительные работы и оформление. При составлении программы праздника, определении тематики, отбора содержания и его оформления целесообразно учитывать специфику климато-географических, экономических, социальных условий, особенности национальных традиций населения республики, края, области, района.

     Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных  форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые  проводятся в форме веселых игр, забав, развлечений. Упражнения, выполняемые  с эмоциональным подъемом, оказывают  благоприятное воздействие на организм ребенка.

     На  физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются двигательные качества (быстрота, ловкость, ориентировка в  пространстве и др.). Физкультурные досуги способствуют воспитанию чувства коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи, развивают выдержку и внимание, целеустремленность, смелость, упорство, дисциплинированность и организованность.

     Физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со второй младшей, один-два раза в месяц. В младшей  и средней группах в течении  двадцати-тридцати минут, в старшей - тридцать пять-сорок минут, в подготовительной к школе - сорок-пятьдесят минут. Организуются они во второй половине дня, после полдника, преимущественно  на открытом воздухе (в ненастную  погоду в зале). В каникулы, а также  в летнее время, физкультурный досуг может проводится и первой половине дня, после завтрака.

     При планировании досугов необходимо принять  во внимание такие формы работы, как «день здоровья», физкультурный  праздник, каникулы. Не следует проводить  физкультурные досуги в дни отведенные для физкультурных занятий. Удобнее  всего проводить досуг с воспитанниками одной возрастной группы, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте. Однако, допустимо объединение  двух одно возрастных и разновозрастных  групп.

     Эффективность такой формы работы зависит от активного участия каждого ребенка. Взрослые не должны забывать о том, что дошкольникам свойственно бурно  выражать свои эмоции, особенно при  проведении игр, эстафет соревновательного  характера. Нельзя допускать пере возбуждения  детей, но в то же время надо чутко  относится к их эмоциональным  проявлениям, не заглушать радостное  настроение частыми и неоправданными замечаниями. Например, воспитатель, чувствуя, что дети начинают пере возбуждаться, поднимает руку или дает свисток, делает паузу, дети тоже затихают. Затем  педагог тихим голосом предлагает продолжить игру. При проведении физкультурного досуга на открытом воздухе в разные сезоны года следует предусматривать рациональную одежду детей.

     Физкультурный досуг может быть организован  на спортивной площадке, участке детского сада, в естественных условиях природного окружения: на лугу, в лесу, на берегу моря, реки, озера, а также в помещении. При определении тематики и содержания досуга следует также учитывать  климатические условия и национальные традиции местного населения. Как уже  отмечалось, физкультурный досуг  не требует большой организационно-подготовительной работы, однако, к определению его  тематики и отбору содержания надо подходить творчески.

     При проведении физкультурного досуга в  разных возрастных группах перед  воспитателем стоят определенные задачи: в младшем дошкольном возрасте необходимо привлекать детей к посильному участию  в коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать  их яркие впечатления. В среднем  дошкольном возрасте приучать к самостоятельному участию в соревновательных упражнениях, играх, развлечениях. При этом побуждать  каждого ребенка к проявлению своих возможностей. В старшем  дошкольном возрасте развивать у  детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Структура физкультурного досуга зависит от тематики, поставленных задач и условий  проведения.

Примерные схемы построения физкультурного досуга.

Младший дошкольный возраст.

1. Приглашение  детей на спортивную площадку.

2. Игровые  задания для всей группы (пройти  по мостику, пробежать змейкой  между деревьями и кустами).

3. Подвижная  игра.

4. Сюрпризный  момент.

5. Выполнение  обще развивающих упражнений.

6. Обще  групповые упражнения в разнообразных  основных движениях (ходьба и  бег на четвереньках, лазанье  по поваленному дереву).

7. Подвижная  игра.

8. Игра  малой подвижности.

Второй  вариант:

1. Сюрпризный  момент (появление литературного  героя).

2. Выполнение  обще развивающих упражнений  с крупными предметами (надувными  мячами).

3. Игровые  задания для всей группы (допрыгнуть  до колокольчика, пролезть в обруч.

4. Подвижная  игра.

5. Обще  групповые игровые упражнения (сбей  кеглю).

6. Награждение  сувенирами.

Третий  вариант:

1. Загадка,  сюрпризный момент.

2. Обще  групповое упражнение в основных  движениях (ходьба по бревну, по 

наклонной доске).

Информация о работе Особенности проведения физкультурного досуга и физкультурного праздника