Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 6-10 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть общие положения по воспитанию двигательной активности детей 6-10 лет.
2. Выявить методические особенности занятий физической культурой детей 6-10 лет.
воспитание физический дошкольник двигательный

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика двигательной активности детей 6-10 лет и механизмов ее обеспечения
1.1. Физическое развитие школьника
1.2. Содержание физического воспитания
Глава 2. Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 6-10 лет
2.1. Специфика задач физического воспитания детей 6-10 лет
2.2. Специфика средств воспитания детей 6-10 лет
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Физическое воспитание.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     Правильное  выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить  физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной, энергии на его выполнение. Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности.

     В процессе формирования навыков и  умений у детей вырабатывается способность  легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения (трудовые операции).

     Двигательные  навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. У детей школьного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики, спортивные упражнения. Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детей школьного возраста, дан в «Программе воспитания в школе», но он может быть расширен при наличии соответствующих условий в школьных учреждениях, подготовленности детей, квалификации учителей.

     У детей с раннего возраста необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). С развитием  силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния (Д.В.Хухлаева; 2004). Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные физические качества.

     У детей школьного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать.

     В процессе занятий физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

     Воспитательные  задачи.

     С самого раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к строгому соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями, развивать умение самостоятельно заниматься этими упражнениями в детском саду и дома. Важно учить детей организовывать и проводить физические упражнения, в том числе подвижные игры, со своими сверстниками и малышами.

       У детей важно воспитывать  любовь к занятиям спортом,  интерес к результатам своих  занятий и к достижениям спортсменов.

     В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в подготовке к труду.

     Хорошо  поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию (Д.В.Хухлаева; 2004).

     На  занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические  процессы. Нужно стремиться, чтобы  дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

     Важно при этом воспитывать положительные  эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать  умение быстро преодолевать отрицательное  психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.

     Физическое  воспитание благоприятствует осуществлению  эстетического воспитания. Во время  выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.

     В процессе физического воспитания осуществляется подготовка к труду. Дети овладевают трудовыми навыками, связанными с  оборудованием помещения, площадки, с изготовлением и ремонтом простейшего физкультурного инвентаря, с уходом за ним. Дети также принимают участие в непосредственной подготовке к занятиям помещения и площадки, расставляют и собирают физкультурный инвентарь на занятиях, выносят на площадку атрибуты для игр. У детей формируются навыки по самообслуживанию (одевание, раздевание костюмов, обуви), а также по оказанию помощи воспитателю в проведении закаливающих процедур (Д.В.Хухлаева; 2004). Одновременно на занятиях физическими упражнениями у детей воспитывается уважение к труду взрослых.

       Процесс физического воспитания детей школьного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решались оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. 

2.2. Специфика средств воспитания детей 6-10 лет 

     Для решения задач физического воспитания школьников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей.

     Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий.

     Здоровье  человека невозможно без правильно, научно-обоснованного, полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен  в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично.

     Достаточно  длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность  нервной системы.

     Правильное  освещение, соответственно подобранная  мебель предупреждают заболевания  глаз, нарушение осанки.

     Соблюдение  режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха (Э.Я.Степаненкова, 2011).

     Естественные  силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности и работоспособность организма. Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.

     Физические  упражнения – специфическое средство физического воспитания, используемое для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в разные периоды жизни человека.

     Движения, входящие в различные виды деятельности, оказывают положительное влияние на организм ребенка, если соблюдается правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.

     Массаж, воздействует на кожу, влияет на весь организм человека. В коже в ответ на раздражение нервных окончаний возникают сосудистые рефлексы и расширяются капилляры кожи, усиливается кровообращение, увеличивается теплоотдача. В связи с этим массаж может предохранить организм от перегревания в жаркую погоду.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Анализ  литературы, используемой при подготовке написания курсовой работы, подтвердил, что все авторы едины во мнении:

     1. Для успешного решения задач физического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо максимально учитывать особенности возрастной физиологии. Данные о влиянии физических упражнений на организм детей школьного возраста позволяют научно обосновать выбор и дозировку упражнений, а также методически правильно организовать занятия. Как известно, двигательная активность детей зависит от уровня развития их высшей нервной деятельности и меняется под влиянием условий внешней среды, важная роль среди которых принадлежит факторам физического воспитания.

     Детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение. В этом возрасте быстро развиваются и совершенствуются такие движения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание и др. Развитие основных движений у детей младшего школьного возраста исследовалось Е. Г. Леви-Гориневской.

     Организованные  занятия физическими упражнениями (гимнастикой) являются основной формой обучения детей движениям. Эти занятия  проводятся по плану в соответствии с «Программой воспитания в школе». При этом основой для составления программного материала, должны являться показатели развития основных движений у детей.

     К ним можно отнести:

     - ходьбу на расстояния или с  переменным темпом;

     - бег на различные дистанции;

     - прыжки в длину, в высоту;

     - метание мяча вдаль или цель;

     - лазание по скамейке, бревну, гимнастической  стенке;

     - спортивные развлечения (ходьба  на лыжах, езда на велосипеде, коньках, санках); - подвижные игры.

     Обучение  физическим упражнениям требует от ребенка значительных физических и психических усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Оно развивает различные виды памяти: эмоциональную память, если ребенок заинтересован обучением; образную – при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно – логическую – при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторную – в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную – без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений (Э.Я.Степаненкова, 2011). Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности.

     2. Методика проведения занятий физической культурой с детьми 6-10 лет включает несколько этапов:

     первый  этап характерен начальным разучиванием двигательного действия;

     второй  этап - углубленным разучиванием;

     третий  этап - закреплением и совершенствованием двигательного действия. В процессе физического воспитания детей этого  возраста решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

     Таким образом, физическое воспитание детей 6-10 лет имеет ряд присущих только этой возрастной группе особенностей и направлено на укрепление здоровья, улучшение физического и нервно-психического развития, совершенствование деятельности организма в целом и отдельных его органов и систем.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория  и методика физического воспитания детей младшего школьного возраста. Учеб. Пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».- М.: «Просвещение», 2008.

Информация о работе Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 6-10 лет