Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 6-10 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть общие положения по воспитанию двигательной активности детей 6-10 лет.
2. Выявить методические особенности занятий физической культурой детей 6-10 лет.
воспитание физический дошкольник двигательный

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика двигательной активности детей 6-10 лет и механизмов ее обеспечения
1.1. Физическое развитие школьника
1.2. Содержание физического воспитания
Глава 2. Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 6-10 лет
2.1. Специфика задач физического воспитания детей 6-10 лет
2.2. Специфика средств воспитания детей 6-10 лет
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Физическое воспитание.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     В связи с улучшением координации  движений у детей в возрасте 4—5 лет обеспечивается возможность  выполнения упражнений на равновесие. Дети хорошо справляются с ходьбой  на пятках и носках, стоянием на одной  ноге.

     Ходьба  и бег по уменьшенной площади  опоры (между линиями, нарисованными на полу, по скамейке, бревну на различной высоте). Для детей 6—7 лет доступно применение более сложных упражнений в равновесии: на месте, в движении, на уменьшенной площади опоры, с выполнением различных упражнений и заданий.

     Спортивные  развлечения. В возрасте 4 лет для детей доступно катание с горки на санках, ходьба на лыжах, катание на трехколесном велосипеде, купание и игры в воде. К 5 годам при соответствующем обучении дети достаточно хорошо овладевают ходьбой на лыжах, ездой на двухколесном велосипеде, самокате, различными подготовительными упражнениями к плаванию, скользят по ледяным дорожкам. В 6—7 лет дети уже свободно катаются на двухколесном велосипеде, ходят на лыжах, катаются на коньках, плавают.

     Развитие  основных движений у детей происходит при самостоятельной двигательной деятельности и в играх, а также при проведении организованных занятий физическими упражнениями. В связи с этим для педагога имеет большое значение знание уровня развития основных движений у детей для назначения соответствующих упражнений.

     Игры. Одним из важных средств физического воспитания детей школьного возраста является игра. Подвижная игра должна использоваться для развития у детей основных движений, закрепления двигательных навыков, развития ловкости, быстроты, умения действовать в коллективе. Подвижные игры с детьми должны проводиться ежедневно, в свободное от занятий время, во время прогулки, а также они входят в план обязательных занятий по развитию движений и могут включаться в утреннюю гимнастику.

     Характерными  особенностями игры детей младшего школьного возраста является то, что коллектив детей не разделяется на команды, простота сюжета, чередование подвижных и спокойных моментов. С детьми младших групп в основном проводятся игры, в которых одновременно выполняются одинаковые действия для всех детей. У детей среднего и старшего школьного возраста уже применяются игры с элементами соревнования, требующие выполнения правил. Выбор игры и методика ее проведения зависят от возраста, степени подготовленности детей и должны быть направлены на осуществление основных воспитательных задач.

     Для выбора игры имеет значение и время  года. Так, зимой применяются игры большей подвижности и с использованием зимних условий (бросание снежков, бег  по снежному валу и т. д.). Нужно учитывать и место проведения игры — участок или помещение. Проведение игр на открытом воздухе содействует закаливанию детского организма (З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек, В.П.Спирина, Г.П.Юрко; 2003).

     Подвижные игры повышают эмоциональный тонус детей, укрепляют нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают окислительные процессы в организме, укрепляют и тренируют мышечную систему.

     Организованные  занятия физическими упражнениями (гимнастикой) являются основной формой обучения детей движениям. Эти занятия проводятся по плану в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». Программой рекомендуется проводить обязательные занятия с детьми, начиная с третьего года жизни один раз в неделю. Нельзя согласиться с этим положением, так как известно, что образование определенных двигательных навыков и закрепление двигательного стереотипа требуют определенной повторности и последовательности применения раздражителей.

     При развитии двигательных умений у детей такими раздражителями являются физические упражнения. В связи с тем, что у детей школьного возраста условные связи образуются быстро, но они не прочны, одно занятие в неделю не может обеспечить усвоения и закрепления основных двигательных умений, даже при использовании других форм занятий физическими упражнениями. В связи с этим необходима большая повторяемость занятий.

     При обучении детей младшего школьного возраста основным движениям должна учитываться характерная для них недостаточная дифференцированность движений, неумение самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Физические упражнения для детей школьного возраста должны быть динамичные и охватывать по возможности большое число мышечных групп, в, них должны принимать участие главным образом крупные мышцы.

     Распределение нагрузки должно быть равномерным на все мышечные группы конечностей  и туловища, для этого необходимо проводить упражнения из различных  исходных положений: стоя, сидя и лежа. При выполнении физических упражнений необходимо приучать детей правильно дышать. Углубленное дыхание естественно наступает при выполнении различных упражнений, бега, прыжков и т. д. Однако надо следить, чтобы при выполнении упражнений дети не задерживали дыхания, правильно сочетали вдох и выдох с движениями (З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек, В.П.Спирина, Г.П.Юрко; 2003).

     В группе детей четвертого года жизни  занятия проводятся со всей группой, продолжительность их 20—25 минут. При  планировании должна учитываться предшествующая подготовленность детей в ясельном возрасте. Физическая нагрузка для детей этого возраста увеличивается. Вводная и подготовительная части занятий занимают 5—6 минут, продолжительность основной части 12—14 минут, заключительной—3—4 минуты.

     Занятия с детьми пятого года жизни проводятся длительностью 25—30 минут. При планировании занятий учитывается предшествующая подготовленность детей. Подготовительная часть занятий занимает 6—8 минут, основная —15—16 минут, заключительная— 4—5 минут. Физическая нагрузка занятий в данной возрастной группе увеличивается за счет большей продолжительности занятия, усложнения и большего числа повторений общеразвивающих упражнений, а также усложнения материала по развитию основных движений и подвижной игры.

     В этом возрасте обучать детей ходьбе следует в сочетании с несложными движениями рук и бегу по доске шириной 15см, поднятой на высоту 30—35 ем; совершенствовать ходьбу по бревну со стесанной поверхностью шириной 12см, ходьбе и бегу по наклонной доске шириной 15 см; учить прыгать в длину с места на расстояние 30—50 см, спрыгивать с высоты 25—30 см. При метании следует учить правильно делать замах и занимать правильное положение при броске; попадать в горизонтальную и вертикальную цель с расстояния 1,5—2 м; совершенствовать лазание чередующимся шагом по гимнастической стенке высотой 2м (З.С.Уварова, Р.Г.Сорочек, В.П.Спирина, Г.П.Юрко; 2003).

     На  шестом и седьмом году жизни занятия  проводятся длительностью 30—35 минут. Продолжительность подготовительной части 8—10 минут, основной — 18—20 минут, заключительной — 4—5 минут. Как и в предыдущие возрастные периоды, при занятиях с детьми необходимо учитывать предшествующую их подготовленность, в связи с чем, к ним можно предъявлять более высокие требования. Занятия гимнастикой с детьми шестого и седьмого года жизни проводятся в объеме программного материала, который в данном возрасте соответствует физиологическим возможностям детей. 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ 

     Обучение  – составная часть целостного педагогического процесса, направленного  на формирование гармонически развитой личности ребенка.

     Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью – всему научиться  со временем. В теории и практике физического воспитания значительное внимание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни.

     Обучение  движению имеет свою специфику. Она  выражена:

     - в выработке у ребенка системы  условно-рефлекторных связей, направленных  на освоение движений;

     - в передаче накопленного предшествующими  поколениями универсального (общечеловеческого)  и национального двигательного  опыта;

     - в двусторонности процесса обучения (Э.Я.Степаненкова, 2011).

     Важная  роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные  методы и приемы обучения, осуществляется поиск оптимизации их, с другой – каждый ребенок индивидуально  осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.

     Обучение  оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности  ребенка, то есть на его внутренний мир – чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.

     Содержание  обучения составляют разнообразные  физические упражнения, подвижные и  спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями  ребенка.

     Обучаясь  движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслить способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка. Многолетние исследования педагогов показали успешность развития творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм.

     Обучение  носит воспитательный характер. Педагог  воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка.

     Важную  роль в педагогическом процессе играет понимание взрослыми психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь на его возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств.

     Обучение  движениям способствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности.

     Итак, обучение движению способствует развитию личности ребенка. Оно развивает  его способности, приобщает к  национальной культуре, пробуждает к  самосовершенствованию. Учет закономерностей формирования двигательных умений и навыков определяет практические задачи обучения детей на каждом этапе в отдельности.

     Первый  этап характерен начальным разучиванием двигательного действия;

     второй  этап - углубленным разучиванием;

     третий  этап - закреплением и совершенствованием двигательного действия,

     На  первом этапе начального разучиваний ставятся следующие задачи: ознакомить детей с новыми двигательными действиями; создать целостное представление обо всем двигательном акте и начать его разучивать до овладения им, выполняя в общих чертах.

     Для осуществления поставленных задач  следует обеспечить ребенку всестороннее восприятие задания, оказать воздействие на все основные анализаторы — зрительный, слуховой, двигательный, активизировать его сознание, создать представление о двигательном акте в целом.

     Методика  начального разучивания. Исходя из поставленных задач, воспитатель пользуется совокупностью различных приемов примерно в такой последовательности.

     1. Правильный, безукоризненно четкий  показ образца. Он эмоционально  выполняется воспитателем в надлежащем темпе, от начала до конца, что дает возможность детям воспринять целостный образ движения в его динамике, заинтересоваться им и стремиться к его выполнению.

     2. Расчлененный показ двигательного  действия в более медленном  темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. Например, воспитатель говорит: «Посмотрите, дети, еще раз: я поднимаю палку вверх и смотрю на нее, потом опускаю ее на согнутое колено левой ноги и говорю: «На колено», носок у меня оттянут вниз». При таком расчлененном показе никогда не следует пользоваться счетом (раз, два, три и т. д.): счет не помогает сознанию и не создает необходимой предварительной ориентировки у ребенка; в то же время слова, воздействуя на сознание детей, вызывают ориентировочно-исследовательский рефлекс в пространстве (влево, вправо, вверх, вниз) и дают представление о движении частей собственного тела (поднять руки, опустить на согнутое колено и др.).

Информация о работе Особенности методики проведения занятий физической культурой с детьми 6-10 лет