Основы здорового образа жизни студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:52, реферат

Описание работы

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья

Содержание

1.Основы здорового образа жизни студента.
1.1.Физическая культура в обеспечении здоровья
1.2. Цель, задачи и формы организации физического воспитания
2. Влияние занятий физкультурой на системы организма.
2.1. Сердечно-сосудистая система
2.2. Дыхательная система
2.3. Опорно-двигательный аппарат.
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

Физра 1.docx

— 66.03 Кб (Скачать)

Курс физической культуры предусматривает решение следующих задач:

- включение студентов в реальную физкультурно-спортивную практику по творческому освоению ценностей физической культуры, ее активного использования во всестороннем развитии личности;

- содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общей физической подготовленности, развитию профессионально важных физических качеств и психомоторных способностей будущих специалистов;

- овладение системно упорядоченным комплексом знаний, охватывающим философскую, социальную, естественнонаучную и психолого-педагогическую тематику, тесно связанную с теоретическими, методическими и организационными основами физической культуры;

- формирование потребности студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью;

- формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта;

- овладение основами семейного физического воспитания, бытовой физической культуры.

Физическое воспитание в  учебных заведениях проводится на протяжении всего периода теоретического обучения и осуществляется в следующих формах.

Учебные занятия:

- обязательные занятия (практические, практикумы-консультации, теоретические), которые предусматриваются в учебных планах по всем специальностям;

- консультативно-методические занятия, направленные на оказание студентам методической и практической помощи в организации и проведении самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

- индивидуальные занятия для студентов, имеющих слабую физическую подготовку или отстающих в овладении учебным материалом, которые организуются по особому расписанию кафедры в течение учебного года, каникул, в период производственной практики.

Внеучебные занятия:

- физические упражнения в режиме учебного дня (малые формы самостоятельных занятий в виде комплексов «минуты бодрости»);

- занятия в секциях, неформальных группах и клубах по физкультурным интересам;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом;

- массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Комплексное использование   всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физической культуры в образ жизни студентов, достижение оптимального уровня физической активности.

2.ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ НА СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА.

 

2.1СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА.

Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение (систолу) выталкивает  в аорту 50-70 мл крови, в минуту при 70-80 сокращениях 3.5 –5 л. Систематическая  физическая тренировка усиливает функцию  сердца и доводит систолический  объем до 90-110 мл в покое, а при  очень больших физических нагрузках 150 и даже 200 мл. Частота сердечных  сокращений при этом увеличивается  до 200 и более, минутный объем соответственно до 25, а иногда и 40 л! Словом сердце спортсмена имеет десятикратный резерв мощности.

Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека в покое обычно составляет 72-84 в  минуту, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна барикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 ударов в минуту (иногда до 36-38).

Такой режим работы более  выгоден для сердца, так как  увеличивается время отдыха (диастола), во время которого оно получает обогащенную  кислородом артериальную кровь.

Основное же различие заключается  в том, что при легкой нагрузке сердце нетренированного человека увеличивает  количество сокращений, а сердце спортсмена повышает ударный выброс крови, т.е. работает экономичнее.

Конечно, десятикратное увеличение мощности сердца в экстремальных  условиях не может не сказаться на функции сосудистой системы. Но у  тренированного человека она также  имеет больший запас прочности. При больших физических нагрузках  максимальное давление у спортсменов  и физически тренированных людей  может превысить 200-250 мм рт. ст., а минимальное падает до 50 мм рт. ст.

При большой физической нагрузке возрастает, и объем циркулирующей  в организме крови в среднем  на 1-1,5 л, достигая в целом 5-6 л. пополнение поступает из кровяных депо – своеобразных резервных емкостей, находящихся  главным образом в печени, селезенке  и легких. Соответственно увеличивается  количество циркулирующих эритроцитов, в результате чего возрастает способность  крови транспортировать кислород.

Кровоток в работающих мышцах увеличивается в десятки  раз, также многократно увеличивается  число работающих капилляров. Интенсивность  обмена веществ с использованием кислорода возрастает в десятки  раз.

Приведенные цифры свидетельствуют  о больших анатомических и  функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, раскрыть которые можно только при систематических тренировках.

 

2.2.СИСТЕМА ДЫХАНИЯ.

Если сердце представляет собой насос, перекачивающий кровь  и обеспечивающий ее доставку ко всем тканям, то легкие – главный орган  дыхательной системы – насыщают эту кровь кислородом.

Физические нагрузки увеличивают  число альвеол в легких, совершенствуя  дыхательный аппарат и увеличивая его резервы. Установлено, что у  спортсменов количество альвеол  и альвеолярных ходов увеличено  на 15-20 % по сравнению с таковыми у не занимающихся спортом. Это значительный анатомический и функциональный резерв.

Физические упражнения оказывают  большое влияние на формирование аппарата дыхания. У спортсменов, например, жизненная емкость легких достигает 7 л. и более. Спортивные врачи сборных  команд страны по баскетболу и лыжам  зарегистрировали величины, равные 8.1 и 8.7 л.

Спортсмены – это люди, как правило, с изначально хорошими физическими данными, но физические нагрузки развивают любой организм.

При максимальных физических нагрузках частота дыхания может  возрасти до 50-70 в минуту, а минутный объем дыхания до 100-150 л, т.е. в 10-15 раз превысить этот показатель, отмеченный в состоянии покоя.

Хорошо развитый дыхательный  аппарат – надежная гарантия полноценной  жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в  конечном итоге связана с недостатком  в них кислорода. И напротив, многочисленными  исследованиями установлено, что чем  больше способность организма усваивать  кислород, тем выше физическая работоспособность  человека. Тренированный аппарат  внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные  мышцы) – это первый этап на пути к улучшению здоровья.

При использовании регулярных физических нагрузок максимальное потребление  кислорода, как отмечают спортивные физиологи, повышается в среднем  на 20-30%.

У тренированного человека система внешнего дыхания в покое  работает более экономно. Так, частота  дыхания снижается до 8-10 в минуту, при этом несколько возрастает его  глубина. Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.

Возникающая при мышечной активности потребность организма  в кислороде «подключает» к решению  энергетических задач незадействованные  до этого резервы легочных альвеол. Это сопровождается усилением кровообращения во вступившей в работу ткани и  повышением аэрации (насыщенность кислородом) легких. Считают, что этот механизм повышенной вентиляции легких укрепляет  их. Кроме того, хорошо «проветриваемая» при физических усилиях легочная ткань менее подвержена заболеваниям, чем те ее участки, которые аэрированы слабее и потому хуже снабжаются кровью. Известно, что при поверхностном  дыхании нижние доли легких в малой  степени участвуют в газообмене. Именно в местах где легочная ткань обескровлена, чаще всего возникают воспалительные процессы. Напротив, повышенная аэрация целительно действует при лечении некоторых заболеваниях.

Врачи уже давно отметили, что спортсмены и оперные певцы  не болеют туберкулезом легких, в основе этого факта, в обоих случаях, лежит повышенная аэрация легких.

При физических нагрузках  возрастание легочной вентиляции связанно с усилением амплитуды движения диафрагмы. Этот факт благоприятно отражается и на состоянии других органов. Так, сокращаясь при вдохе диафрагма давит на печень и другие органы пищеварения способствуя оттоку из них венозной крови и поступлению ее в правые отделы сердца. При выдохе диафрагма поднимается, облегчая приток артериальной крови к органам брюшной полости и улучшая их питание и работу. Таким образом, диафрагма является как бы вспомогательным органом кровообращения для органов пищеварения.

Именно этот механизм –  своеобразный мягкий массаж – имеют  в виду специалисты лечебной физкультуры, рекомендуя некоторые упражнения дыхательной  гимнастики для лечения органов  пищеварения. Впрочем, индийские йоги с давних пор лечат заболевания  желудка, печени и кишечника дыхательной  гимнастикой, эмпирически установив  целебное ее действие при многих недугах  органов брюшной полости.

 

2.3.ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ.

Физические нагрузки при  занятиях спортом оказывают благотворное влияние на все системы организма, в том числе и на мышцы.

Влияние занятий спортом  на мышцы.

Мышцы - активная часть двигательного  аппарата

В теле человека насчитывается  около 600 мышц. Большинство из них  парные и расположены симметрично  по обеим сторонам тела человека. Мышцы  составляют: у мужчин - 42% веса тела, у женщин - 35%, у спортсменов - 45–52%.

По происхождению, строению и даже функции мышечная ткань  неоднородна. Основным свойством мышечной ткани является способность к  сокращению – напряжению составляющих ее элементов. Для обеспечения движения элементы мышечной ткани должны иметь  вытянутую форму и фиксироваться  на опорных образованиях (костях, хрящах, коже, волокнистой соединительной ткани  и т.п.).

В различных видах спорта нагрузка на мышцы различна как по интенсивности, так и по объему, в  ней могут преобладать статистические или динамические элементы. Она может  быть связана с медленными или  быстрыми движениями. В связи с  этим и изменения, происходящие в  мышцах, будут неодинаковы.

Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность, характер проявления силы и другие их функциональные качества. Вместе с  тем иногда, несмотря на регулярные тренировочные занятия, сила мышц начинает снижаться и спортсмен не может  даже повторить свой прежний результат. Поэтому очень важно знать, какие  изменения происходят в мышцах под  влиянием физической нагрузки, какой  двигательный режим спортсмену рекомендовать; должен ли спортсмен иметь полный покой (адинамию), перерыв в тренировочном  процессе, или минимальный объем  движений (гиподинамию), или, наконец, проводить тренировки с постепенным уменьшением нагрузки.

Изменения в строении мышц у спортсменов можно определить методом биопсии (взятия особым способом кусочков мышц) в процессе тренировки. Эксперименты показали, что нагрузки преимущественно статистического  характера ведут к значительному  увеличению объема и веса мышц. Увеличивается  поверхность их прикрепления на костях, укорачивается мышечная часть и  удлиняется сухожильная. Происходит перестройка  в расположении мышечных волокон  в сторону более перистого строения. Количество плотной соединительной ткани в мышцах между мышечными пунктами увеличивается, что создает дополнительную опору. Кроме того, соединительная ткань по своим физическим качествам значительно противостоит растягиванию, уменьшая мышечное напряжение. Усиливается трофический аппарат мышечного волокна: ядра, саркоплазма, митохондрии. Миофибриллы (сократительный аппарат) в мышечном волокне располагаются рыхло, длительное сокращение мышечных пучков затрудняет внутриорганное кровообращение, усиленно развивается капиллярная сеть, она становится узкопетлистой, с неодинаковым просветом.

При нагрузках преимущественно  динамического характера вес  и объем мышц также увеличиваются, но в меньшей степени. Происходит удлинение мышечной части и укорочение сухожильной. Мышечные волокна располагаются  более параллельно, по типу веретенообразных. Количество миофибрилл увеличивается, а саркоплазмы становится меньше.

Чередование сокращений и  расслаблений мышцы не нарушает кровообращения в ней, количество капилляров увеличивается, ход их остается более прямолинейным.

Количество нервных волокон  в мышцах, выполняющих преимущественно  динамическую функцию, в 4 - 5 раз больше, чем в мышцах выполняющих преимущественно  статистическую функцию. Двигательные бляшки вытягиваются вдоль волокна, контакт их с мышцей увеличивается, что обеспечивает лучшее поступление  нервных импульсов в мышцу.

При пониженной нагрузке мышцы  становятся дряблыми, уменьшаются в  объеме, капилляры их суживаются, в  результате чего мышечные волокна истощаются, двигательные бляшки становятся меньших  размеров. Длительная гиподинамия приводит к значительному снижению силы мышц.

При умеренных нагрузках  мышцы увеличиваются в объеме, в них улучшается кровоснабжение, открываются резервные капилляры. По наблюдениям П.З. Гудзя, под влиянием систематической тренировки происходит рабочая гипертрофия мышц, которая является результатом утолщения мышечных волокон (гипертрофии), а также увеличения их количества (гиперплазии). Утолщение мышечных волокон сопровождается увеличением в них ядер, миофибрилл. Увеличение числа мышечных волокон происходит тремя путями: посредством расщепления гипертрофированных волокон на два - три и более тонких, вырастания новых мышечных волокон из мышечных почек, а также формирования мышечных волокон из клеток сателлитов, которые превращаются в миобласты, а затем в мышечные трубочки. Расщеплению мышечных волокон предшествует перестройка их моторной иннервации, в результате чего на гипертрофированных волокнах формируются одно - два дополнительных моторных нервных окончания. Благодаря этому после расщепления каждое новое мышечное волокно имеет собственную мышечную иннервацию. Кровоснабжение новых волокон осуществляется новообразующимися капиллярами, которые проникают в щели продольного деления. При явлениях хронического переутомления одновременно с возникновением новых мышечных волокон происходит распад и гибель уже имеющихся.

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента