Основы здорового образа жизни студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 00:44, реферат

Описание работы

В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам.

В данной работе мы рассмотрим особенности здорового образа жизни студентов.

Содержание

Введение 3

Здоровый образ жизни и его ценность 4

Воспитание здорового образа жизни студентов 7

Основы здорового образа жизни студента 10

Режим дня, как фактор здорового образа жизни студента 14

Заключение 19

Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

Основы здорового образа жизни студента.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

     Так, некоторые нежеланные дети, которые  испытывают некоторые ущемления  и внутреннюю тревогу для желания  самовыражения, переходят на образ  жизни, в котором бытует алкоголь и табак. Например, студентка испытывает потребность освободиться от стресса. Жаждет мира, покоя и чувства удовлетворенности. Понимает, что сама не может изменить ситуацию, однако не желает безоговорочно вверять свою участь в чужие руки, даже любимому мужу. Оказывает сопротивление обстоятельствам и отношениям, накладывающим на нее ответственность, в которой она видит помеху. Считает, что жизнь может предложить ей гораздо больше. Стремление выбраться из этого неудовлетворенного состояния приводит к беспокойству и неустойчивости.

     В целях направления студентов  на путь ведения здорового образа жизни во многих вузах со студентами проводятся индивидуальные и групповые  консультации-тренинги по нормализации их состояния. 
 

Основы  здорового образа жизни студента 
 

     Здоровый  образ жизни включает в себя следующие  основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный  двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

     1. Плодотворный труд - важный элемент  здорового образа жизни. На  здоровье человека оказывают  влияние биологические и социальные  факторы, главным из которых  является труд.

     2. Рациональный режим труда и  отдыха - необходимый элемент здорового  образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

     Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность  жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

     Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается  одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно  связаны самые серьезные болезни  сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле.

     Курение является частой причиной возникновения  опухолей полости рта, гортани, бронхов  и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

     Следующей составляющей здорового образа жизни  является рациональное питание. Когда  о нем идет речь, следует помнить  о двух основных законах, нарушение  которых опасно для здоровья.

     Первый  закон - равновесие получаемой и расходуемой  энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

     Второй  закон - соответствие химического состава  рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.

     Первым  правилом в любой естественной системе  питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода.

- Отказ от  приема пищи при болях, умственном  и физическом недомогания, при  лихорадке и повышенной температуре  тела.

- Отказ от  приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

     Очень важно иметь свободное время  для усвоения пищи. Представление, что  физические упражнения после еды  способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

     Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

     Рациональное  питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

     Кроме этого, необходимо учитывать еще  объективный фактор воздействия  на здоровье - наследственность. Это  присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

     Влияют  на наше здоровье и биологические  ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.

     В настоящее время установлено, что  свыше трехсот процессов, протекающих  в организме человека, подчинены  суточному ритму.

     Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

     Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.

     Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и  совершенствовать в первую очередь  самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

     Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

     Еще одним важным элементом здорового  образа жизни является личная гигиена.

     Личная  гигиена - она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену  одежды и обуви. Особое значение имеет  и режим дня. При правильном и  строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон.

     Определить  время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности. 
 

Режим дня как фактор здорового образа жизни студента 
 

     Одним из важнейших факторов ведения здорового  образа жизни является соблюдение студентами режима дня, который устанавливает для студента определенный порядок поведения в течение суток. Установление режима дня позволяет студенту установить рамки своего поведения.

     Изучение  заболеваемости людей привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время - к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.

     Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое  его соблюдение воспитывает такие  качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, что значительно расширяет возможность разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим, исходя из конкретных условий своей жизни. 

     Психологи рекомендуют, устанавливать студентам  режим дня, ибо четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно  составленного распорядка дня поможет  студенту выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

     Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного высшего учебного заведения (расписания занятии), оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

     В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы - счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

     Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 ч, и понижается ночью.

     Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

     Суточные  биоритмы отражаются на работе системы  пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая в 17-18 ч. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

     Следует также учитывать, что далеко не у  всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических  процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

     Однако  с помощью волевых усилий человек  в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.

     Первостепенное  значение для каждого из нас имеют  наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.

     Важно соблюдать следующий распорядок дня:

Вставать ежедневно  в одно и тоже время, заниматься регулярно  утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основы здорового образа жизни студента