Основы здорового образа жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 22:00, реферат

Описание работы

Актуальность этой темы - бесспорна, т.к. здоровые люди могут принести наибольшую пользу, как на предприятиях, так и в быту. Да и сам человек будет чувствовать себя в этом состоянии гораздо лучше и удовлетвореннее. Потому что здоровые работники и физически выносливые люди нужны всем, если они еще и психоэмоционально устойчивы, то это замечательно. Люди с неустойчивой психикой, конечно же, подрывают в какой-то мере себе здоровье и мешают спокойно работать, учиться и жить окружающим их людям.

Содержание

Введение 3

1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие 5

2. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. 7

3. Здоровый образ жизни и его составляющие 9

4. Основные требования к организации здорового образа жизни. 13

Заключение 15

Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Реферат2.docx

— 38.82 Кб (Скачать)

     Новосибирский государственный аграрный университет

     Юридический факультет

     Кафедра физической культуры и спорта 
 
 
 

     Реферат

     Основы  здорового образа жизни человека 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: Поротникова Е.Д.

                  Курс: 2

                  Группа: 7202

                  Проверила: Лебедева З.Г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Новосибирск 2010

 

Оглавление 

Введение 3

1. Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие 5

2. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. 7

3. Здоровый образ жизни и его составляющие 9

4. Основные требования к организации здорового образа жизни. 13

Заключение 15

Список литературы 16 
 
 

 

Введение

 

   Начался XXI век - век передовых технологий, Интернета, огромных скоростей поступления  различной информации. Чрезвычайно  быстро меняющихся моделей современной  техники. Требования, применяемые к человеку в учебе и работе все время растут.

   Цели  у каждого человека в жизни  свои, чтобы их успешно осуществлять - необходимо, конечно, хорошее здоровье. Оно, как правило, обеспечивает выносливость организма, адаптацию к меняющимся условиям внешней среды. Будь то увеличение нагрузки учебных заведениях, на предприятии и в быту. Поэтому, чтобы успешно справляться с ежедневными заданиями, которые ставит перед нами жизнь, мы должны заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм.

   Актуальность  этой темы - бесспорна, т.к. здоровые люди могут принести наибольшую пользу, как на предприятиях, так и в  быту. Да и сам человек будет  чувствовать себя в этом состоянии  гораздо лучше и удовлетвореннее. Потому что здоровые работники и физически выносливые люди нужны всем, если они еще и психоэмоционально устойчивы, то это замечательно. Люди с неустойчивой психикой, конечно же, подрывают в какой-то мере себе здоровье и мешают спокойно работать, учиться и жить окружающим их людям.

   Мне кажется, что хорошее здоровье - наиважнейшая составляющая в любой жизни. Если по состоянию здоровья приходится пропускать занятия, лекции - это отражается на уровне знаний. Если приходится пропускать работу - отражается на заработной плате. Поэтому, чтобы приносить максимальную пользу обществу, производить здоровое потомство - отсюда пользоваться благами  жизни и воспитывать правильно  подрастающее поколение нужно, конечно, иметь крепкое здоровье и только полезные привычки. А так как все  мы хотим быть успешными и в  учебе и на работе (карьера, заработная плата, уважение коллег и т.д.). то нам необходимо быть здоровыми и сильными, морально устойчивыми к стрессам, закаленными, выносливыми.

   Поэтому я считаю тему: "Основы здорового  образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья" наиболее актуальной в наше время.

 

  1. Здоровье  человека как ценность и факторы его  определяющие
 

   Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго  и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной  и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно  решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и  укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

   Здоровье - непременное условие счастья. Наука  о здоровье имеет много более  широкие горизонты и значимость. Заметим в связи с этим, что  в национальной Программе США "Healthy people" выделены три следующих подхода к улучшению статуса общественного здоровья, три организующих принципа (в порядке убывания важности):

   1) обеспечение здоровья;

   2) защита  здоровья;

   3) профилактические  и медицинские службы .

   Здоровье  не может характеризоваться благополучием, поскольку это - характеристика не субъекта, а результата его взаимодействия со средой. Поэтому на первое место  в понимании здоровья выдвигается  не благополучие, а способность изменить свои возможности в соответствии с внешними или внутренними задачами и (или) приспособить среду так, чтобы  эти задачи стали выполнимыми.

   Основой собственно человеческого здоровья из этих посылок выступает духовное здоровье. Использование понятия  духовного здоровья открывает эффективные  возможности оценки соотношения материальных результатов индустриального развития общества с уровнем его духовности. Отсюда, духовное здоровье получает важную значимость как инструмент экономического развития и социального прогресса. По этой, в частности, причине так быстро и значимо растут затраты наиболее промышленно развитых государств на нужды здоровья. Поэтому отказ от старой традиции рассматривать здравоохранение как непроизводительную сферу, умение выявить, обосновать и использовать социально-экономическую эффективность медицины являются важнейшими предпосылками развития науки о здоровье. Эта ситуация приводит к тому, что впервые совпадают ведущие ценности личности и общества.

 

  1. Структура жизнедеятельности  студентов и ее отражение в образе жизни.
 

     Охрана  и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом  жизни. Повышенное внимание к нему проявляется  на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

     Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность  выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать  влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в  которых она находится.

     Выражением  саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты само воздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

     Анализ  фактических материалов о жизнедеятельности  студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%; на III — до 83,1, на IV курсе— до 75,8%.

     Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому  воспитанию в вузе не гарантируют  автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди  которых большое место принадлежит  регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным  факторам.

 

  1. Здоровый  образ жизни и  его составляющие
 

     В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста  заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением  работоспособности. Необходимо отчетливо  представлять, что не существует здорового  образа жизни как некой особенной  формы жизнедеятельности вне  образа жизни в целом.

     Здоровый  образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности  студентов, для которой характерно единство; и целесообразность процессов  самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной, активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

     Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя  некоторые устойчивые структурные  компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий – занятиям физической культурой.

     Эти характеристики здорового образа жизни  устойчивы по отношению к постоянно  меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его  от необходимости все время реагировать  на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен  регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной  стороны, устойчивые и повторяющиеся  компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными  предпочтениями, с другой—они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

     Здоровый  образ жизни характеризуется  направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что  он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни  и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование  образа жизни, система отношений  в нем. Важно не только то, как  студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни  приобретает оценочное и нормативное  понятие.

     Здоровый  образ жизни во многом зависит  от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, заменил; привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью обществённых ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.

Информация о работе Основы здорового образа жизни человека