Основы теории оценок

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Всесоюзная спортивная классификация, комплекс ГТО, таблицы очков по видам спорта, оценки результатов тестов, школьные п вузовские отметки по физической культуре и физическому воспитанию, положения о соревнованиях п утвердившаяся практика неофициального полсчета очков на олимпийских играх — все это примеры оценивания. Оценка может быть выражена различными способами, например и виде качественной характеристики («хорошо — удовлетворительно — плохо» или «зачет — незачет»), выставляемой отметки, как в школе (от «единицы» до «пятерки»), набранных очков (в многоборье), факте выполнения разрядных норм или норм комплекса ГТО. Во всех случаях она имеет общие черты.

Содержание

1Проблема оценок
2Шкалы оценок
3Разновидности норм

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОЦЕНОК.docx

— 92.19 Кб (Скачать)

При использовании прогрессирующих  или регрессирующих шкал сложно выбрать  степень их отклонения от прямолинейной  зависимости. Например, если за улучшение  времени бега с 15,0 до 14,9 с начисляется 10 очков, то разница между результатами 10,0 и 9,9 с может оцениваться, скажем, в 15 или 150 очков. Обычно такой выбор основывается на личном мнении специалистов. Научные методы решения этой задачи не разработаны. В этом, видно, и заключается главная причина того, что многие спортсмены н тренеры почти во всех видах спорта, где применяются таблицы очков, считают их не вполне справедливыми.

Пирометрические шкалы

В видах спорта циклического характера и в тяжелой атлетике результаты зависят от таких параметров, как длина дистанции и вес спортсмена. Эти зависимости называют параметрическими. Для мировых рекордов они имеют сравнительно простой вид (рис. 32 и 33). Для других эквивалентных достижений (например, равных по трудности II или I разряду) параметрические зависимости должны выглядеть аналогично, т. е. представлять собой подобные прямые.

В принципе можно найти  параметрические зависимости, которые являются геометрическим местом точек эквивалентных достижений. Шкалы, построенные на основе этих зависимостей, называются параметрическими и относятся к числу наиболее точнее.

Шкала ГЦОЛИФКа

Во многих случаях при  повторном тестировании не удается обеспечить   строго   постоянных условий.   Меняются,   например, скольжение, профиль дистанции и   т. п.   В   таких   ситуациях   использовать    описанные    шкалы нельзя . Можно, конечно, по результатам   тестирования   проведения  ранжирование  спортсменов и, сравнивая результаты    нескольких    испытаний, проведенных в разное время,  рассматривать  ранг  спортсмена   в   качестве   его   оценки. Например, если  при  тестировании команды в хоккее с мячом спортсмен по результатам ледовых тестов и в ноябре и в феврале был десятым, считать, что его подготовленность по сравнению с  подготовленностью  других членов команды не и ценилась. Однако при периодических обследованиях состав и общая численность тестируемой команды по разным причинам не остаются постоянными-, кто-то заболел, кто-то отозван для участия в других соревнованиях и т. п. Предположим, что в ноябре тестирование проводилось на 10, а в феврале на 20 спортсменах. Конечно, занять десятое место при 10 или при 20 участниках — не одно и то же (во втором случае спортсмен опередил десятерых, а в первом — никого). Кроме того, как уже отмечалось, ранговая шкала (шкала порядка) неудобна тем, что она не определяет интервалы между испытуемыми.

Оценка комплекса  тестов

Если спортсмены проходят испытания в комплексе (батарее) тестов, то оценивание можно проводить  двумя основными способами. При первом общая оценка по всему комплексу гестов не выводится, а в процессе последующего анализа используются оценки, полученные отдельно по каждому тесту. Очень часто в таких случаях применяют графическую форму представления результатов тестирования — так называемые профили.. Возможны и другие формы представления «профилей». Результаты, показанные спортсменом или группой, сравниваются со средними результатами и стандартными отклонениями результатов, продемонстрированными до этого большой группой спортсменов.

При втором способе выводится  итоговая оценка по всему комплексу  тестов. Здесь возможны два варианта: 1) суммируют оценки, полученные по отдельным тестам, входящим в комплекс, как выводят итоговые оценки на соревнованиях по многоборьям; 2) оценки, полученные за отдельные виды, сначала умножают на коэффициенты («веса»), различные для каждого теста, а уже потом складывают. Такая итоговая оценка по комплексу тестов называется взвешенной Оценкой. Ее используют, когда надо усилить значение отдельных видов. Для более важных тестов «веса» делают высокими.

ТАБЛИЦЫ ОЧКОВ  ПО ВИДАМ СПОРТА

Во многих видах спорта (и прежде всего циклических) существуют официальные таблицы очков. Они  предназначены для оценки результатов соревнований: очки, начисляемые в каждом виде,суммируются и рассматриваются как итог общекомандной борьбы.Общая схема построения этих таблиц такова: лучший на данное время результат (это, как правило, мировой рекорд) приравнивается к максимальной сумме очков— 1000 или 1200. Это верхняя «опорная» точка. Значение нижней «опорной» точки подбирается по результатам тестирования людей, только приступивших

к занятиям видом спорта. Оно приравнивается к 100 очкам.

Этот начальный момент, как видно из объяснения, не представляет никаких трудностей. Последующие же — выбор шкалы и установление межклассовых интервалов — пока научно не обоснованы,и здесь допускается определенный субъективизм. В одних видахспорта выбирают преимущественно пропорциональную шкалу,в других — прогрессирующую или регрессирующую. Это создаетзначительные трудности для оценки эквивалентных достижений в разных видах спорта.

Разновидности норм

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата, служащая основой для  отнесения спортсмена к одной  из классификационных групп. Спортсменов можно делить на такие группы в соответствии со спортивными разрядами, нормативами комплекса ГТО, степенью тренированности и т. п.

Существует три вида норм: а) сопоставительные, б) индивидуальные, в) должные.

Сопоставительные  нормы имеют в своей основе сравнение людей, принадлежащих к одной и той же совокупности*. Обычно эти нормы строятся с помощью шкал, описанных в разделе 2, но можно строить их непосредственно с помощью средних и стандартов. Нормы такого рода удобны тем, что сразу ясно, какому проценту лиц они посильны. Такие нормы целесообразны, когда можно экспериментально зарегистрировать средние значения и стандартные отклонения результатов в той совокупности, для которой нормы вводятся.

В сопоставительных нормах используется иногда другой критерий (кроме процента лиц, которым доступна норма) — время, необходимое для достижения определенного уровня результатов. Например, при определении разрядных норм Единой всесоюзной спортивной классификации предполагают, что сроки подготовки спортсменов одних и тех же разрядов во всех видах будут примерно одинаковыми.

Сопоставительные   нормы   характеризуют   лишь   сравнительные успехи испытуемых в данной совокупности, но ничего не говорят о совокупности в целом. Может оказаться, что в определенном районе, в определенных исторических условиях уровень физической подготовленности детей недостаточен. Если в этом случае построить какую-либо шкалу оценок (например, одну ш стандартных шкал) и затем на ее основе  ввести  нормы (как это   сделано,   например,   в табл. 25),   то заведомо неприемлемый уровень будет признан «средним» и создастся видимость благополучия. Поэтому сопоставительные нормы должны сравниваться  с данными,  полученными  на других совокупностях,  и использоваться в сочетании с индивидуальными и должными нормами.

Индивидуальные     нормы    основаны    на    сравнении показателей   одного  и   того  же   спортсмена   в   разных   состояниях. Например, во многих видах спорта нет зависимости между собственным весом спортсмена и спортивным результатом (спортсмены любого веса могут добиться примерно равных успехов). Вводить сопоставительную норму здесь не имеет смысла. Однако у каждого спортсмена есть индивидуально оптимальный  вес,  соответствуюший состоянию спортивной формы. Эту индивидуальную норму можно определить, систематически    регистрируя    вес   данного   спортсмена   в    течение достаточно длительного времени. Индивидуальные нормы особенно широко используются в текущем контроле.

Должные нормы основаны на анализе того, что должен уметь  делать человек, чтобы успешно справляться  с задачами, которые перед ним  ставит жизнь: труд, оборонная деятельность, быт, спорт и т д Пример- нормы по плаванию в комплексе ГТО было бы неверно вводить на основе среднего уровня умения плавать людей определенного возраста. Может случиться, что в среднем они плавают недостаточно хорошо. Эти нормы надо вводить с учетом того, как должен уметь плавать человек, чтобы уверенно держаться на воде и преодолевать водные преграды. Очевидно, что здесь целесообразно ввести должную норму.

Таким образом, сопоставительные, индивидуальные и должные нормы  имеют в своей основе сравнение  результатов одного спортсмена с  результатами других спортсменов, показателей  одного и того же спортсмена в разные периоды и разных состояниях, имеющихся  данных с должными величинами.

Возрастные нормы

Эти нормы относятся к  сопоставительным. Они основаны на том очевидном факте, что с возрастом функциональные возможности людей изменяются. Есть два варианта определения возрастных норм. В первом для людей каждого возраста составляется обычным образом одна из шкал оценок (например, перцентильная шкала или Т-шкала) и затем с ее помощью вводятся нормы (скажем, равные 50 или 75 очкам по перцентильной шкале. Во втором варианте определяется так называемый биологический (в частном случае двигательный) возраст. Он соответствует среднему календарному возрасту людей, показывающих данный результат. Например, мальчик (неважно какого возраста) прыгнул в длину с места на 144 см. Средний результат 8-летних мальчиков равен 140 см (табл. 26), а мальчиков 8 лет 5 месяцев — 145 см. Отсюда легко подсчитать, что 144 см соответствуют двигательному возрасту 8 лет 4 месяца (8—4).

Если двигательный возраст  опережает календарный, то таких  детей называют двигательными акселерантами, если отстает от него, — двигательными ретардантами. Например, если три мальчика, одному из которых 7, другому 8, а третьему 9 лет (это их календарный возраст), прыгнули в длину с места на 140 см, то первый из них — акселерант, третий — ретардант, а у второго двигательный возраст (по данному тесту) соответствует календарному. Может случиться так, что по одним показателям ребенок будет относиться к акселерантам, а по другим — к ретардантам. Полные акселеранты и ретарданты встречаются редко.

При   определении   возрастных норм людей разделяют на возрастные группы. У детей и подростков возрастные градации более частые, чем у взрослых. Это связано с быстрым изменением двигательных возможностей детей. В научных исследованиях  приняты  градации —  не более  полугода,  а в  особо точных случаях — до двух месяцев. Определять возраст в месяцах и днях неудобно. Международные стандарты требуют исчислять его по

десятичной системе (табл. 27). Он определяется при этом как  разность

между датой тестирования и датой рождения (в десятичной системе).

Например, дата тестирования: 17 октября 1977 года = 77,792 дата рождения: 20 июля 1961 года = 61,548 возраст в день тестирования: 77,792-61,548 = 16,244 года.

Наиболее простой путь для этого — выбрать такие  тесты, на которые не влияют особенности телосложения. Например, у девочек максимальная скорость бега не зависит от длины тела, а у мальчиков эта зависимость существует только в период полового созревания. Если подобные тесты подобрать не удается, приходится вводить нормы с учетом не только возраста, но также роста и веса. Пример номограмм для определения среднего результата в прыжке в длину с места у 15-летнпх мальчиков и девочек приведен на рис. 36. Чтобы определить средний результат, надо соединить на номограмме значения роста и веса прямой линией. Пересечение ее со шкалой результатов в прыжке в длину с места укажет среднее значение в этом тесте. Тон же цели служат так называемые классификационные индексы (КИ). Каждый из них, используемый для оценки физической подготовленности школьников США и Канады, выглядит так: КИ=20 возраст (в десятичной системе) + 2,5 рост(см) + 2.0 вес (кг) — 12.

Для каждого значения КИ разработана перцентильная шкала. Определив значение КИ для отдельного испытуемого, можно оценить его физическую подготовленность с учетом возраста, роста и веса.

Пригодность норм

Нормы составляются для определенной группы (совокупности) людей и пригодны только для этой группы. Например, нормы, разработанные на основе обследования детей Москвы, нельзя механически переносить на детей Средней Азии. Пригодность норм только для той совокупности, для которой они разработаны, называется релевантностью норм'.

Нормы пригодны, если они  устанавливались на основе обследования типичной выборки испытуемых из всей группы (генеральной совокупности), для которой они вводятся. Как известно .из математической статистики, выборка, точно отражающая генеральную совокупность, называется репрезентативной. Например, если для определения норм отбираются школы, имеющие лучшие условия для занятий физической культурой, то такая выборка может быть нерепрезентативна по отношению ко всем школам.

Наконец, учитывая, что двигательные возможности людей разных поколений  неодинаковы, нормы необходимо периодически пересматривать. Норма должна быть современна.

 

Релевантность, репрезентативность и современность4 норм— обязательные условия их пригодности.


Информация о работе Основы теории оценок