Стартовая пятерка может
формироваться двумя путями:
1. Команда располагает
стабильной стартовой пятеркой,
весь-ма надежной и гибкой для решения
любых неожиданных ситуаций, и всегда
начинает игру именно этой пятеркой игроков.
2. Стартовая пятерка
комплектуется в зависимости
от необхо-димости решения следующих
задач:
? обеспечить взятие
мяча при начальном броске;
? ввести лучшего своего
защитника против «снайпера»
соперников;
? обеспечить плотную
личную защиту в соответствии
с индиви-дуальными данными игроков
и соперников;
? ввести своего «снайпера»,
если соперник скорее всего приме-нит
зонную защиту и т.д.
Установка на игру.
Общекомандную установку
на игру целесообразно проводить
за несколько часов до начала матча,
причем лучше с утра, перед утренней
тренировкой, так как на ней представляется
возмож-ность смоделировать игру конкурентов,
внести поправки и уточ-нения в намеченный
план. В ходе установки тренер раскрывает
или уточняет:
? значение и особенности
данной игры в сочетании с
психологи-ческой настройкой;
? разработанный план
игры (в сокращенной форме);
? разминку (индивидуальную
и командную);
? режим дня.
Ведение игры
В раздевалке за час до
начала матча тренер проводит оживлен-ный,
оптимистический, подбадривающий разговор
с игроками, на-поминает об индивидуальных
плановых заданиях.
Разминку целесообразно
строить из двух частей: индивидуаль-ной
(обычно вне площадки) и общекомандной
(на площадке). Ин-дивидуальная разминка
посвящается «проработке» отдельных групп
мышц (на разогревание, растягивание, гибкость,
«взрывные» усилия), причем для возбужденного
игрока подобная разминка программируется
более длительной, спокойной, а для флегматично-го
вводятся темповые, эмоциональные упражнения.
В общекомандную разминку на площадке
включаются технико-тактические упражнения
поточного характера, завершающиеся бросками
в корзину с различных дистанций. Эти упражнения
могут содержать разнообраз-ные эмоциональные
приемы (типа жонглирования) и выполняться
в условиях пассивного или активного сопротивления
партнеров. По разминке тренер может в
определенной степени судить о готовности
. игроков к данному матчу, об их физическом
и психологическом со-стоянии, насколько
они уверены в себе, спокойны или взволнованы.
Оперативные замены чаще всего производятся:
? для дополнительного
инструктажа баскетболиста;
? для отдыха утомленного
и травмированного игрока;
? с целью зарезервировать
ведущего игрока, получившего 3-4
персональных замечания;
? из-за грубых ошибок
игрока, нарушившего командную такти-ческую
или иную дисциплину, срывающего реализацию
намечен-ного плана;
? игрока, который оказался
не в состоянии преодолеть
защиту соперника или, наоборот,
не может приблизиться к опеке
нападающего;
? игрока, начавшего состязание
крайне неудачно (нужно поса-дить
его рядом на скамейку, подбодрить, дружески
посоветовать
и снова ввести в игру);
? для усиления одной
из сторон состава или деятельности
коман-ды (защиты, нападения, роста, быстроты,
борьбы за отскок, надеж-ного розыгрыша
мяча, жесткого прессинга и т.д.);
? в качестве контрмеры
против замены соперника;
? план игры, намеченный
на установке, оказался неудачным,
и ко-манде приходится перестраиваться.
Ценность минутного
перерыва в баскетболе достаточно велика,
и использовать его в целях
управления командой следует только
при полной уверенности в необходимости.
Подчас лучше отказать-ся от тайм-аута
и приберечь его на решающие стадии матча.
Явно нецелесообразно
брать минутный перерыв, когда сопер-ник
испытывает большие трудности в организации
игровых дей-ствий, если игра у него, как
говорится, не идет.
В случае победы команды
тренеру необходимо преодолевать у
иг-роков проявления переоценки сил, самоуверенности,
снижения бди-тельности, демобилизацию.
Он должен показать игрокам, что выиг-рыш
- не единственный критерий успеха в состязании.
Если окажет-ся, что победитель показал
результат значительно ниже своих воз-можностей,
то он не должен считать, что добился полного
успеха.
В случае поражения педагогу
нужно добиться снятия отрица-тельных
эмоций, использовать доброжелательную
критику, осно-ванную на самом тщательном,
объективном анализе хода спортив-ной
борьбы.
Результат проведенного матча
должен оцениваться тренером:
а) по тому, как был выбран,
скорректирован и реализован раз-работанный
план ведения игры;
б) по тому, насколько результат
состязания и технико-тактичес-кие
показатели близки к намеченным;
в) по тому, как близок результат
команды к максимуму ее воз-можностей.
4.2. Основные
правила игры
Современные правила игры
включают девять основных правил, сформулированных
в статьях и официальных комментариях
к ним. Периодически в них вносятся
изменения, но сохраняются основные
требования:
1. Правила должны быть
четкими, понятными для игроков,
тре-неров, судей.
2. Правила должны объективно
отражать условия соревнующих-ся
команд.
3. Правила должны способствовать
воспитанию высоких мораль-ных и
волевых качеств игроков, тренеров и судей.
4. Правила должны стимулировать
развитие техники и такти-ки игры.
Таким образом, с момента
создания правила претерпели много-численные
изменения, однако суть их осталась прежней.
В соревнованиях по баскетболу
приняты три способа розыгры-ша:
круговой, с выбыванием и смешанный.
Выбор того или иного
способа розыгрыша зависит от
задач со-ревнований, состояния спортивной
базы, уровня подготовленнос-ти участников,
материальных средств, сроков и т.д.
4.3. Информационное
и материальное обеспечение системы
тренировки
Информация должна собираться
и анализироваться по следую-щим
направлениям:
? сравнительный анализ
фактического выполнения индивидуаль-ных
и командных планов;
? определение состояния
здоровья спортсмена, переносимости
нагрузок, восстановления работоспособности,
желания трениро-ваться, поведенческих
реакций;
? выявление динамики
развития наиболее важных физических
качеств и двигательных возможностей
игрока;
? становление техники,
тактики и их совершенствование;
? оценка специальной
работоспособности игрока;
? комплексная оценка
состояния спортивной формы;
? изучение результатов
спортсмена и команды в подготовитель-ных
и контрольных матчах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На маленьких шедеврах держится
эта большая игра. Ну скажите, где
еще за две-три секунды можно провести
чудо-атаку? Или с первого паса соперника
оставить его без мяча? Нет, что ни говорите,
а баскетбол с его скоростью, гибкостью,
меткостью, бесспорно, дитя своего времени,
девиз которого - темп и ритм!
Сегодня в Америке баскетбол
представляет собой гигантскую индустрию.
Спортивные звезды получают колоссальные
гонорары за выступления в соревнованиях,
за то, что носят на своих майках
фирменные знаки тех или иных
фирм. Их интересы представляют многочисленные
агенты и менеджеры, а некоторые
из них становятся миллионерами еще
в подростковом возрасте.
В Европе баскетбол остается в тени
футбольных баталий. Поэтому игроки
стараются уехать на запад, и выступать
за какой-нибудь известный клуб. Сейчас
многие европейцы играют в НБА. Но
популярность баскетбола у подрастающего
поколения возросла. Каждый год проводятся
соревнования, турниры, розыгрыши кубков.
Хочется верить, что в ближайшее
будущее европейский баскетбол
составит альтернативу американскому.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Беретт Н. Ю. “Энциклопедия
спорта”, М.:1999г.
2. Гомельский А.. Я. “Все о
баскетболе”, М.:2000г.
3. “Спортивные и подвижные
игры” под общей редакцией
доцента П.А. Чумакова, “Физическая
культура и спорт”, М.:1970г.
4. Столбов В.В. “История
физической культуры и спорта”.-М.:1972г.
5. “Физическая культура
и спорт”-под редакцией доктора педагогических
наук Ю.Д. Железняка, профессора Ю.М. Портнова,
М.:2003г.