Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

Актуальность системного подхода к определению основных понятий теории физической культуры обусловлена прежде всего необходимостью уточнения соотношения данных понятий с ведущими общепедагогическими понятиями и категориями. Например, в настоящее время вызывает большое сомнение чрезмерно широкое использование понятия "физическое воспитание", в содержание которого включаются помимо собственно воспитания также обучение и в целом образование. Такое нестрогое определение понятия физического воспитания вынуждает часть специалистов формулировать такие задачи, как, например, воспитание гибкости, т.е воспитание биологического качества , что не укладывается ни в какие рамки логического рассуждения.

Работа содержит 1 файл

Основные понятия теории физической культуры.docx

— 34.92 Кб (Скачать)

  Конкретные  разновидности понятия "физическое качество" могут быть определены следующим образом:

  - мышечная  сила человека есть физическое  качество, представляющее собой  определенность в проявлении  тех морфофункциональных свойств  организма, которые способствуют  преодолению внешнего или внутреннего  сопротивления в процессе двигательной  деятельности. Мышечная сила человека, как правило, подразделяется на  максимальную (медленную), взрывную  и скоростную. Максимальная сила  проявляется в процессе преодоления  максимального и субмаксимального сопротивления в относительно медленных движениях, взрывная - в максимально быстрых движениях со значительной (околопредельной) величиной сопротивления и скоростная сила - в максимально быстрых движениях с относительно небольшим, чаще средним, сопротивлением;

  - двигательная  быстрота человека есть физическое  качество, представляющее собой  определенность в проявлении  тех морфофункциональных свойств  организма, которые обусловливают  скоростные характеристики двигательной  деятельности. Формами двигательной  быстроты являются двигательная  реакция, быстрота отдельного  движения и частота движений;

  - выносливость  человека есть физическое качество, представляющее собой определенность  в проявлении тех морфофункциональных  свойств организма, которые обусловливают  сопротивление организма утомлению  в процессе двигательной деятельности. В зависимости от характера  утомления выносливость подразделяется  на скоростную (алактатную и гликолитическую), аэробную (общую), смешанную (аэробно-анаэробную) и силовую;

  - гибкость  человека есть физическое качество, представляющее собой определенность  в проявлении тех морфофункциональных  свойств организма, которые обусловливают  амплитуду двигательных действий.

  С учетом данного ранее общего определения  физической способности определение  понятий конкретных разновидностей способности к проявлению физического  качества будет схоже с определением родового понятия физической способности, только в дефиниенсе вместо понятия физического качества вводится понятие конкретной его разновидности. Например, силовая способность будет определятся как совокупность индивидуальных особенностей человека, являющаяся субъективным условием успешности проявления мышечной силы в двигательной деятельности.

  Наиболее  приемлемой, на наш взгляд, классификацией разновидностей координационного качества является классификация, предложенная в свое время учеными ГДР: П. Хиртцем, Г. Людвигом, И. Велнитцем [10], Д.-Д. Блюме [9] и др. Они выделяют следующие базовые координационные способности, а поскольку ими, как правило, не различаются понятия соответствующих способностей и качеств, то и базовые координационные качества: кинестезическое дифференцирование (пространственное, временное, силовое), сохранение равновесия, ориентирование в процессе выполнения движения, ритмичность двигательного действия, реагирование на раздражитель, перестроение движений. С учетом вышесказанного дефиниции данных качеств будут выглядеть следующим образом:

  - кинестезическое дифференцирование есть координационное качество в виде определенно -сти в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют достижению определенной степени точности и экономичности отдельных частей движения, его фаз и движения в целом;

  - сохранение  равновесия есть координационное  качество, представляющее собой  определенность в проявлении  преимущественно тех психофизиологических  свойств организма человека, которые  способствуют удержанию тела  в состоянии равновесия или  его возвращению в данное состояние;

  - пространственная  ориентация есть координационное  качество, или определенность в  проявлении преимущественно тех  психофизиологических свойств организма  человека, которые способствуют  определению и изменению положения  и движения тела в пространстве  и времени в соответствии с  определенным пространством действия  и /или движущимся объектом;

  - ритмичность  движения есть координаци онное качество в виде определенности в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют формированию последовательности фаз движения;

  - двигательная  реакция есть координационное  качество, представляющее собой  определенность в проявлении  преимущественно тех морфофунк циональных свойств организма человека, которые определяют быстроту начала движения на определенный сигнал;

  - перестроение  движений есть координаци онное качество, или определенность в проявлении преимущественно тех психофизиологических свойств организма человека, которые способствуют оптимизации программы действий в результате перестроения действий в соответствии с изменяющейся ситуацией или заранее заданной программой действий.

  Определение понятий конкретных способностей к  проявлению того или иного координационного качества будет схожим с определением понятия общей координационной  способности, только оно будет конкретизировано введением в дефиниенс понятия того или иного двигательного качества. Например: дифференцировочная способность есть совокупность индивидуальных особенностей человека, являющаяся условием успешности проявления кинестезического дифференцирования в двигательной деятельности.

Список  литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого  саморазвития: Инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского  ун-та, 1998.

  2. Боголюбова Е.В. Культура и  общество (вопросы истории и теории). - М.: Изд-во МГУ, 1978.

  3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: ФиС, 1988.

  4. Лях В.И. Тесты в физическом  воспитании школьников: Пособие  для учителей. - М.: ООО "Фирма  "Изд-во АСТ", 1998.

  5. Матвеев Л.П. Теория и методика  физической культуры: Учебник для  ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991.

  6. Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской диалектике. - М.: Мысль, 1980.

  7. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: ФиС, 1988.

  8. Платонов К.К. Структура и развитие  личности. - М.: Наука, 1986.

  9. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993, т.1.

  10. Савельев А.Я. Технологии обучения  и их роль в реформе ВО. - М.: НИИВО, 1994.

  11. Современный философский словарь.  Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж,  Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998.

  12. Соколов Л.П., Николаева В.Н. К  вопросу о соотношении объективных  и субъективных факторов в  процессе формирования нового  человека //Проблемы социального  познания. М, 1978.

  13. Сулейманов И.И. Система основных  понятий теории физической культуры: Учебн. пос. - Тюмень: Вектор Бук, 1999.

  14. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А.  Педагогика спорта. - Киев: Здоров'я, 1986.

  15. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. - М.: Мысль, 1980.

  16. Философский энциклопедический  словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

  17. Blume D.-D. Zu einigen wesentlichen theoretischen ljrundpositiontn fur Untersuchung der Koordinativen Fahigkeiten //Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1978. - № 1.

  18. Grundbegriffe des Trainings. - Bеrlin: Sportverlag, 1986.

  19. Hirtz P., Zudwig G., Wellnitz J. Potenzen des Sportunterrichts und ihre Nutzung fur die Ausbildung und Vervollkommung kооrdinati ver Fahigkeiten //Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1981. - № 9.

  20. И.И. Сулейманов, доктор педагогических  наук, профессор. Основные понятия  теории физической культуры: их  сущность и соотношение.

Информация о работе Основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение