Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:09, реферат
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном): Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Введение………….……………………………………………………….…….…3
Раздел 1. Здоровый образ жизни…………………………...…………………….5
Раздел 1.1. Резервы организма. ………………………………………………….5
Раздел 1.2. Основные элементы здорового образа жизни……………………...6
Раздел 1.3. Рациональное питание……………………………………………….7
Раздел 1.4. Закаливание..…………………………………………………..……..9
Раздел 2. Физкультура и здоровье………………………………………...……10
Раздел 2.1. Физические упражнения……………………………………………10
Раздел 2.2. Гигиена физических упражнений…………………………….……12
Раздел 2.3. Гимнастика…………………………………………………….……13
Раздел 2.4. Утренняя гимнастика……………………………………..………...15
Заключение…………………………………………………………………...…..19
Список использованной литературы……………………………………..…….21
12
Раздел 2.3. Гимнастика.
В Древней Греции долгое время
атлеты выступали на соревнованиях в одних
легких плащах. Однажды один из победителей
состязаний во время бега
потерял плащ, и все решили, что без плаща
ему было легче бежать. С той
поры все участники соревнований стали выходить
на арену обнаженными. По-гречески “обнаженный”
— “гимнос”; отсюда появилось слово “гимнастика”,
к которой в древности относили все виды
физических упражнений.
В наше время гимнастикой называют систему
специально подобранных
физических упражнений и методических
приемов, применяемых для
всестороннего физического развития,
совершенствования двигательных
способностей и оздоровления.
Гимнастика имеет много разновидностей,
и знакомство с ними мы начнем с
зарядки.
“Лучшего средства от хвори нет — делай
зарядку до старости лет”, —
гласит древняя индийская пословица. А
зарядкой принято называть
10—15-минутную утреннюю гигиеническую
гимнастику, выполняемую после сна. Она
помогает организму быстрее перейти от
пассивного состояния к активному, необходимому
для работы, создает хорошее настроение
и дает
заряд бодрости. Поэтому гимнастические
упражнения полезно выполнять не
только утром, но и днем, для чего на многих
предприятиях введена
производственная гимнастика. Перед началом
работы в течение 7—10 мин
выполняется комплекс простейших упражнений,
подготавливающих организм к предстоящему
труду (вводная гимнастика), а затем два
раза (до и после обеда) на предприятиях
раздается звонок, останавливается производство
и начинается 5—7-минутная физкультурная
пауза: рабочие и служащие выполняют специально
подобранные для каждой профессии гимнастические
упражнения. Давая отдых нервной системе,
эти упражнения снимают утомляемость
и способствуют высокой работоспособности.
Судите по себе: когда, занимаясь домашними
уроками, вам приходится долго
сидеть за столом, то со временем появляется
желание потянуться (а такое
движение — гимнастика) или пройтись по
комнате.
Так и у рабочих со
временем возникает потребность изменить
положение тела, “размять
косточки” и хотя бы минутку передохнуть.
13
Для них физкультурная
пауза —большое подспорье, и рабочие
многих профессий в течение смены выполняют
по 3—5 индивидуальных физкультминуток.
Совсем иное дело — профессионально-прикладная
гимнастика: регулярные занятия специально
подобранными упражнениями предусматривают
преимущественно развитие тех групп мышц
и двигательных. Навыков, которые необходимы
для более быстрого овладения трудовым
мастерством в определенных профессиях.
А во всех школах и учебных заведениях
есть обязательный предмет —
основная гимнастика. В ее программе —
обучение прикладным двигательным навыкам
(ходьба, бег, прыжки, лазанье, метания,
преодоление различных препятствий, равновесия,
переноска груза), а также несложным
гимнастическим и акробатическим упражнениям.
К основной гимнастике
относится и так называемая оздоровительная
гимнастика (та, что передается по телевидению),
предназначенная для самостоятельных
занятий на досуге. Она необходима тем,
кто не может почему-либо посещать занятия
группы здоровья.
В тренировку каждого спортсмена непременно
включаются занятия
спортивно-вспомогательной гимнастикой,
развивающей определенные
физические качества, необходимые для
разных видов спорта.
Составной частью физической подготовки
в Вооруженных Силах является
военно-прикладная гимнастика. Ее задача
— всестороннее развитие
физических способностей к быстрым действиям
в военной обстановке с
учетом специфики военных специальностей.
А кто хочет обрести стройную фигуру с
красивой, рельефно выделяющейся
мускулатурой, тот занимается атлетической
гимнастикой. Она состоит из
общеразвивающих упражнений с предметами
— отягощениями (металлические палки,
гантели, резиновые амортизаторы, эспандеры,
гири, блочные устройства и др.) и без предметов.
Вместе с тем предусматриваются
занятия различными видами спорта, дающими
разностороннюю физическую
подготовку.
Наконец, лечебная гимнастика призвана
восстанавливать подвижность
поврежденных частей тела и устранять
недостатки телосложения,
появившиеся в результате ранений, травм
или болезней.
14
Раздел 2.4. Утренняя гимнастика.
Утренняя гимнастика - физические
упражнения, выполняемые утром после сна
и способствующие ускоренному переходу
организма к бодрому
работоспособному состоянию. Во время
сна центральная нервная система
человека находится в состоянии своеобразного
отдыха от дневной активности. При этом
снижается интенсивность физиологических
процессов в организме. После побуждения
возбудимость центральной нервной системы
и функциональная активность различных
органов постепенно повышается, но процесс
этот может быть довольно длительным,
что сказывается на
работоспособности, которая остаётся
сниженной по сравнению с обычной и
на самочувствии: человек ощущает сонливость,
вялость, порой проявляет
беспричинную раздражительность.
Выполнение физических упражнений вызывает
потоки нервных импульсов от работающих
мышц и суставов и приводит центральную
нервную систему в активное, деятельное
состояние. Соответственно активизируется
и работа
внутренних органов, обеспечивая человеку
высокую работоспособность,
давая ему ощутимый прилив бодрости.
Не следует путать зарядку с физической
тренировкой, цель которой получение более
или менее значительной нагрузки, а также
развитие
необходимых человеку физических качеств.
Для занятий утренней зарядкой
удобно пользоваться следующим комплексом
упражнений:
Счёт Описание упражнения Дозировка Методические
указания
1) В среднем темпе
Ходьба (можно на месте) 5 мин. Дыхание ровное,
спина прямая, голову
не наклонять
2) Медленно. Ноги на ширине плеч, руки на
поясе.
Круговые движения головы влево и вправо
5-влево 5-впаво Упражнение
выполняется плавно без рывков.
3) Потягивание.
Поднять руки в следующей последовательности:
15
вверх;
за голову;
одну руку вверх, другую в сторону затем
наоборот;
вернуться в исходное положение(
5-7 раз). Нужно отвести назад плечи и
голову и напрячь все мышцы тела; если
одна или две руки вверху,
посмотреть на их кисти.
4) В среднем темпе Исходное положение
тоже.
Кисти сжаты в кулак, круговые движения
предплечьями 5 раз в одну и 5 раз
в другую сторону Следить за осанкой.
5) Энергичные движения рук.
Руки согнуты, кисти на уровне груди. Движения
согнутыми и прямыми
руками:
в стороны – прямыми
назад - согнутыми 5-7 повторов. Руки не
опускать, держать на одной линии
Вдох
Выдох
6) В среднем темпе Круговые движения руками
вперёд и назад. По5 раз в
каждую сторону Голову не наклонять, спина
прямая.
Из положения “одна рука вверх” движения
руками назад со сменой
положения рук:
правая вверх, левая вниз
наоборот 3-4 раза Энергичные движения
рук.
Вдох
Выдох
16
7) Ноги на ширине плеч, руки
вперёд. Наклоны туловища:
К левой ноге
Вперёд
К правой ноге
Вернуться в исходное положение 5-7 наклонов
Руками стараться коснуться
пола.
8) Лечь на пол, положить ноги под опору,
руки за голову.
Поднять туловище в положение сидя
Вернуться в исходное положение 15-20 раз.
Руки держать за головой
Вдох
Выдох
9) Ноги на ширине ступни, руки на поясе.
Присесть, руки вперёд
В исходное положение 15-20 раз. Пятки не
отрывать от пола.
Выдох
Вдох
10) Аналогичное упражнение на носках 15-20
раз. Пятки не касаются пола.
11) Ноги как можно шире, руки в замок на
уровне груди, присесть на левую
ногу. Перемещение центра тяжести с ноги
на ногу.
Присесть на правую ногу
На левую 10-20 раз. Упражнение выполняется
в положении “в приседе”
17
12) Перекат с пятки на носок.
обратно 10-15 раз Упражнение выполняется
не спеша.
13) Прыжки из положения, стоя со сменой
положения ног и рук.
Левая нога вперёд правая назад, руки вверх.
В прыжке сменить положение ног, руки вниз
15-20 раз Упражнение на
координацию движений.
Вдох
Выдох
13) Прыжки из положения, стоя со сменой
положения ног и рук.
Ноги в стороны одна рука вперёд, другая
назад.
В прыжке сменить положение рук, ноги вместе
15-20 раз Упражнение на
координацию движений.
Вдох
Выдох
14) Отжимания от пола. Упор лёжа, руки широко
расставлены
Опустить туловище (согнуть руки в локтях)
Поднять туловище (выпрямить руки) 45-50
раз Голову не опускать, при
наклоне угол в локтях 90°
Вдох
Выдох
15) С замедлением темпа Ходьба 1-2 минуты.
В процессе ходьбы восстановить дыхание.
18
Кому из молодых людей не хочется
быть сильным, ловким, выносливым, иметь
гармонично развитое тело и хорошую координацию
движений? Хорошее физическое состояние
— залог успешной учебы и плодотворной
работы. Физически подготовленному человеку
по плечу любая работа.
Далеко не всем людям дарует эти качества
природа. Однако их можно
приобрести, если дружить с физической
культурой и приобщиться к ней с
детского возраста.
Физическая культура — составная часть
общей культуры. Она не только
укрепляет здоровье, но и избавляет от
некоторых врожденных и
приобретенных недугов. Физическая культура
нужна людям и физического и
умственного труда. Но особенно она необходима
детям и подросткам, так
как в их возрасте закладывается фундамент
физического развития и
здоровья.
Однако, чтобы не причинить вреда организму,
необходим регулярный
врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
Чрезмерное увлечение
спортом и несоблюдение указаний учителя
физкультуры и тренера могут
вызвать переутомление, и тогда вместо
пользы спортивные занятия принесут
вред.
Каждому, пожелавшему заниматься физической
культурой и спортом, надо,
прежде всего, регулярно посещать уроки
физкультуры. Там обучают
гимнастическим и легкоатлетическим упражнениям,
там можно научиться
играть в баскетбол, волейбол и в другие
спортивные игры, ходить на
лыжах, а если есть поблизости какой-либо
водный бассейн, то и плавать.
Особенно большое значение физкультура
и спорт приобретают сейчас, в век
технической революции, когда бурными
темпами в промышленность и сельское хозяйство
внедряются механизация и автоматизация.
Труд многих рабочих постепенно сводится
к управлению машинами. Это снижает мышечную
деятельность рабочих, а без нее многие
органы человеческого тела работают на
пониженном режиме и постепенно ослабевают.
Такую мышечную недогрузку возмещают
человеку занятия физической культурой
и спортом. Ученые установили, что занятия
физкультурой и спортом оказывают благотворное
влияние на производительность труда.
У работников физического и умственного
труда, занимающихся спортом, утомление
наступает значительно позже, чем у не
занимающихся.
19
Многолетние научные исследования показали, что люди, занимающиеся спортом, в определенных профессиях быстрее приобретают высокую квалификацию.
Труд с большим нервным
напряжением, например труд летчиков,
машинистов скоростных поездов, водителей
автомобилей, требует специальной психофизической
подготовки. Физкультура здесь большой
помощник.
Неоценимую услугу физкультура и спорт
оказывают и в формировании у
молодёжи высоких моральных качеств. Они
воспитывают волю, мужество,
упорство в достижении цели, чувство ответственности
и товарищества.
Физкультурой и спортом в нашей стране
занимаются миллионы людей.
Физическое воспитание, особенно молодежи,
дело государственной
важности, и государство должно уделять
ему большое и неослабное
внимание.
20
Список использованной литературы.
Григорьев А.Н. Лучник против
атлета. Физкультура и спорт. 1971.
История физической культуры и спорта:
Учебн. для ин-тов физ. культ. Вод
общ. ред. В.В. Столбова. Физкультура и спорт.1985.
История физической культуры: Учебн. для
пед. ин-тов Под общ. ред.
Столбова В.В.Просвещение. 1989.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры
и спорта.1982.
Прохазка К. Спорт и мир. Физкультура и
спорт. 1986.
21
Информация о работе Основные элементы здорового образа жизни