Организм как единая саморазвивающаяся биологическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной работы.

Содержание

1.Введение
2. Глава 1.Организм-единая биологическая система.
1.1. Основные понятия.
1.2 Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

Глава 2.Характеристика функциональных систем организма и их совершенствование под воздействием направленной физической тренировки.
2.1 Опорно-двигательный аппарат.
2.2 Дыхание. Дыхательная система.
2.3 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения).

Глава 3.Внешняя среда и ее воздействие на организм. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
3.1 Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
3.2Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
3.Заключение

4.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

 

Количество крови, выталкиваемое  желудочком сердца в сосудистое русло  при одном сокращении, называется систолическим (ударным) объемом крови. В состоянии покоя он составляет у нетренированных - 60, у фенированных-80 мл. При физической нагрузке у нетренированных  возрастает до 100-130 мл., а у тренированных до 180-200 мл.

 

Количество крови, выбрасываемое  одним желудочком сердца в течение  одной минуты, называется минутным объемом крови. В состоянии покоя  этот показатель равен в среднем 4-6 л. При физической нагрузке он повышается у нетренированных до 18-20 л., а  у тренированных до 30-40 л.

 

При каждом сокращении сердца поступающая в систему кровообращения кровь создает в ней давление, зависящее от эластичности стенок сосудов. Его величина в момент сердечного сокращения (систолы) составляет у молодых  людей 115-125 мм рт. ст. Минимальное давление в момент расслабления сердечной мышцы составляет - 60-80 мм рт. ст. Разница между максимальным и минимальным давлением называется пульсовым давлением. Оно составляет примерно 30-50 мм рт. ст.

 

Под воздействием физической тренировки размеры и масса сердца увеличиваются в связи с утолщением стенок сердечной мышцы и увеличением  его объема. Мышца тренированного сердца более густо пронизана  кровеносными сосудами, что обеспечивает лучшее питание мышечной ткани и  ее работоспособность.

 

Глава 3.Внешняя  среда и ее воздействие на организм. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.

 

3.1  Внешняя  среда и ее воздействие на  организм и     жизнедеятельность человека.                                                          

 

       На человека  воздействуют различные факторы  окружающей среды. При изучении  многообразных видов его деятельности  не обойтись без учета влияния  природных факторов (барометрическое  давление, газовый состав и влажность  воздуха, температура окружающей  среды, солнечная радиация —  так называемая физическая окружающая  среда), биологических факторов растительного  и животного окружения, а также  факторов социальной среды с  результатами бытовой, хозяйственной,  производственной и творческой  деятельности человека.

 

       Из внешней  среды в организм поступают  вещества, необходимые для его  жизнедеятельности и развития, а  также раздражители (полезные и  вредные), которые нарушают постоянство  внутренней среды. Организм путем  взаимодействия функциональных  систем всячески стремится сохранить  необходимое постоянство своей  внутренней среды. 

 

     Природные  и социально-биологические факторы,  влияющие на организм человека, неразрывно связаны с вопросами  экологического характера. Экология — это и область знания, и часть биологии, и учебная дисциплина, и комплексная наука. Человек зависит от условий среды обитания точно также, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушении технологий) ставит под угрозу существование самого человека. Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.

 

 

 

3.2Средства физической  культуры, обеспечивающие устойчивость  к умственной и физической  работоспособности.

 

      Основное  средство физической культуры  — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.   Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. Тренированные лыжники при охлаждении их тела до 35°С сохраняют высокую работоспособность. Если нетренированные люди не в состоянии выполнять работу при подъеме их температуры до 37—38°С, то тренированные успешно справляются с нагрузкой даже тогда, когда температура их тела достигает 39°С и более.

 

    У людей, которые  систематически и активно занимаются  физическими упражнениями, повышается  психическая, умственная и эмоциональная  устойчивость при выполнении  напряженной умственной или физической  деятельности.

 

    К числу основных  физических (или двигательных) качеств,  обеспечивающих высокий уровень  физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Многообразие и специфичность воздействия упражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с физиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физиологические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить статический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также упражнение мышц при удержании какого-либо груза без его перемещения характеризуется как статическая работа (статическое усилие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнообразных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.

 

    Есть также  большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности,  непостоянстве условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей  мгновенной двигательной реакции  (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.

 

     К средствам  физической культуры относятся  не только физические упражнения, но и оздоровительные силы  природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим  труда, сна, питания, санитарно-гигиенические  условия). Использование оздоровительных  сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов.

 

 

Заключение

 

 

На основании изученного материала можно сделать следующие  выводы:

 

Формирование и совершенствование  различных морфофизиологических функций  и организма в целом зависят  от их способности к дальнейшему  развитию, что имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно  для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей  физической и умственной работоспособности. При этом следует знать, что способность  к выполнению физической работы может  возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений  в своем развитии. Каждый организм обладает определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования  физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых  многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их использовать. Так, в результате целенаправленных систематических занятий физическими упражнениями объем сердца может увеличиваться в 2 – 3 раза, легочная вентиляция – в 20 – 30 раз, максимальное потребление кислорода возрастает на порядок, устойчивость к гипоксии значительно повышается. Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки.

 

Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения. Сущность упражнения (а следовательно, и тренировки) составляют физиологические, биохимические, морфологические изменения, возникающие под воздействием многократно повторяющейся работы или других видов активности и при изменяющейся нагрузке и отражающие единство расхода и восстановления функциональных и структурных ресурсов в организме.

 

В ходе тренировки развитие работоспособности организма имеет  разную динамику, но оно характеризует  изменения, происходящие в организме  в процессе упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и методы их развития и совершенствования. Таким образом, эффективность упражнения, находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения – сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.

 

Воробьев В.И. "Слагаемые  здоровья". М., Интел, 2002.

 

Воронкина Л.В. Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов специальной медицинской группы по освоению теоретического раздела дисциплины «Физическая Культура».-М.; Финуниверситет ,кафедра «Физического воспитания»,2011

 

 

 Куценко  Г.И., Ю.В.  Новиков "Книга о  здоровом  образе жизни". М., Приор, 2000.

 

 


Информация о работе Организм как единая саморазвивающаяся биологическая система