Организм как единая саморазвивающаяся биологическая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной работы.

Содержание

1.Введение
2. Глава 1.Организм-единая биологическая система.
1.1. Основные понятия.
1.2 Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.

Глава 2.Характеристика функциональных систем организма и их совершенствование под воздействием направленной физической тренировки.
2.1 Опорно-двигательный аппарат.
2.2 Дыхание. Дыхательная система.
2.3 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения).

Глава 3.Внешняя среда и ее воздействие на организм. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
3.1 Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
3.2Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
3.Заключение

4.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

                                                 Москва 2013г.

Содержание.

1.Введение

2. Глава 1.Организм-единая биологическая система.

    1.1. Основные понятия.

    1.2 Организм как  единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся  биологическая система.    

 

 Глава 2.Характеристика  функциональных систем организма  и их совершенствование под  воздействием направленной физической  тренировки.

       2.1 Опорно-двигательный аппарат.

       2.2 Дыхание.  Дыхательная система.

       2.3 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения).

 

Глава 3.Внешняя  среда и ее воздействие на организм. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.

      3.1  Внешняя  среда и ее воздействие на  организм и         жизнедеятельность человека.

      3.2Средства  физической культуры, обеспечивающие  устойчивость к умственной и  физической работоспособности.

 

 

3.Заключение

 

4.Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Организм человека - единое целое. Человек с его сложным  анатомическим строением, физиологическими и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического  мира. 

Принцип целостности в  биологии  и  медицине  органически связан  с индивидуализацией человека.  С момента рождения люди отличаются друг от друга по физическим свойствам и психическим особенностям, в том числе по одаренности и поведению. Принцип целостности - один из главных принципов в  биологии.  Он  гласит,  что  мир - это мир сущностей и познавать их можно только как единое целое.  Человек - сущность, целое. Отдельные части его тела (голова, рука, нога) представляют собой лишь часть целого.  И чтобы понять руку, ногу надо изучить человека в целом. Нередки случаи, когда юноши стремятся поскорее  развить силу мышц рук, полагая при этом, что для развития мышц  достаточно  выполнять  упражнения с различными отягощениям и в максимальном темпе.  В таких случаях без знания сущности целого, совершенствуется только часть целого, что приводит к нарушению  целостности  организма.  В   частности,   одностороннее использование  больших  силовых  нагрузок может привести к недостаточной эластичности мышц,  деформации  позвоночника,  гипертрофическим изменениям сердечной мышцы,  снижению жизненной емкости легких и т.д. Организм человека  как единая биологическая система рассматривается в отечественной и зарубежной литературе  с  начала 70-х  годов.  Все  органы организма тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются сложной  единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой. 

Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других. Жизненно необходимые процессы энергообразования , выделения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций и т.д. происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

Без знаний о строении человеческого  тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения. Достижения медико-биологических  наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

 

Все названные вопросы  требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью  данной работы.

 

Глава 1.Организм-единая биологическая система.

1.1. Основные понятия

Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).

 

Функциональная  система организма - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.

 

Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)

 

Резистентность - способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды.

 

Адаптация - способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

 

Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так и внешнее, осуществляемая посредством центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности) и безусловные (врожденные).

 

Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию  деятельности других органов.

 

1.2 Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система                                                                 

Организм  — слаженная  единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся  биологическая  система, функциональная деятельность которой обусловлена  взаимодействием  психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия  окружающей среды, которые могут  быть как  полезными, так и пагубными  для  здоровья. В основе жизнедеятельности  организма лежит процесс автоматического  поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной  мобилизации механизмов, восстанавливающих  этот уровень (гомеостаз).

 Развитие организма  осуществляется во все периоды  его жизни - с момента зачатия  и до ухода из жизни. Это  развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При  этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).

 

         Каждый родившийся человек наследует  от родителей врожденные, генетически  обусловленные черты и особенности,  которые во многом определяют  индивидуальное развитие в процессе  его дальнейшей жизни.

 

        Оказавшись  после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок быстро растет, увеличивается  масса, длина и площадь поверхности  его тела. Рост человека продолжается  приблизительно до 20 лет. Причем  у девочек наибольшая интенсивность  роста наблюдается в период  от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела  происходит практически параллельно  с увеличением его длины и  стабилизируется к 20 - 25 годам.

 Как правило, юношеский  возраст (16 - 21 год) связан с  периодом созревания, когда все  органы, их системы и аппараты  достигают своей морфофункциональной  зрелости. Зрелый возраст (~2 - 60 лет)  характеризуется незначительными  изменениями строения тела, а  функциональные возможности этого  достаточно продолжительного периода  жизни во многом определяются  особенностями образа жизни, питания,  двигательной активности. Пожилому  возрасту (61 - 74 года) и старческому  (75 лет и более) свойственны  физиологические процессы перестройки  снижение активных возможностей  организма и его систем - иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый  образ жизни, активная двигательная  деятельность в процессе жизни  существенно замедляют процесс  старения.

 Все органы в организме  связаны между собой и взаимодействуют.  Нарушение деятельности одного  органа приводит к нарушению  деятельности других.

 

Функциональной единицей организма является клетка - элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря клеточной структуре организма возможны восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.

 

Система клеток и неклеточных  структур, объединенных общей физиологической  функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую  основу обеспечения жизнедеятельности  организма, называется тканью.

 

Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают  основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.

 

Эпителиальная ткань образует наружный покров тела - кожу. Поверхностный  эпителий защищает организм от влияния  внешней среды. Данной ткани свойственна  высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят  собственно соединительную ткань, хрящевую и костную. Группа тканей организма, обладающих свойствами сократимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань. Поперечно-полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая - произвольно (сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.

 

Глава 2.Характеристика функциональных систем организма и их совершенствование под воздействием направленной физической тренировки.

 

Выделение органов в организме  человека в системы условно, так  как они функционально взаимосвязаны  между собой. Различают следующие системы человеческого организма: опорно-двигательную, сердечнососудистую, дыхательную, нервную, эндокринную, выделительную, пищеварительную, лимфатическую и др.

 

2.1 Опорно-двигательный аппарат

Непосредственными исполнителями  всех движений являются мышцы. Однако только они сами по себе не могут  осуществлять функцию движения. Механическая работа мышц осуществляется через костные  рычаги. Опорно-двигательный аппарат  включает в себя три относительно самостоятельные системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатура).

Кости и их соединения в  совокупности образуют скелет, выполняющий  жизненно важные функции: защитную, рессорную  и двигательную. Кости скелета  принимают участие в обмене веществ  и кроветворении.

 

В основу классификации костей, которых у взрослого человека насчитывается более 200, положены форма, структура и функции костей. По форме их разделяют на длинные, короткие, плоские или округлые; по структуре на трубчатые, губчатые и воздухоносные. Прочность костей обусловлена химическим составом кости, то есть содержанием в них органических и минеральных веществ и ее механическим строением. Соли кальция и фосфора придают костям твердость, а ее органические компоненты - упругость и эластичность. С возрастом содержание минеральных веществ, в основном карбоната кальция, становится меньше, что приводит к снижению упругости и эластичности костей, обусловливая их ломкость (хрупкость).

 

Снаружи кость покрыта  тонкой оболочкой - надкостницей, плотно соединяющейся с веществом кости. Надкостница имеет два слоя: наружный плотный слой насыщен сосудами (кровеносными и лимфатическими) и нервами, а  внутренний костеобразующий - особыми  клетками, которые способствуют росту  кости в толщину. За счет этих клеток происходит и срастание кости  при ее переломе. Надкостница покрывает  кость почти на всем ее протяжении, за исключением суставных поверхностей. Рост костей в длину происходит за счет хрящевых частей, расположенных  на краях.

Суставы обеспечивают подвижность  сочленяющимся костям скелета. Каждый сустав полностью заключен в суставную  сумку. Стенки этой сумки выделяют суставную  жидкость, которая выполняет роль смазки. Связочно-капсульный аппарат и окружающие сустав мышцы укрепляют и фиксируют его. Основными направлениями движения, которые обеспечивают суставы, являются: сгибание - разгибание, отведение - приведение, вращение и круговые движения.

 

Скелет человека делится на скелет головы, туловища и конечностей.

 

Скелет головы называется черепом, который имеет сложное строение. В черепе находится мозг и некоторые сенсорные системы: зрительная, слуховая, обонятельная. При занятиях физическими упражнениями большое значение имеет наличие опорных мест черепа - контрфорсов, которые смягчают толчки и сотрясения при беге, прыжках.

Скелет туловища состоит из позвоночного столба и грудной клетки. Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков и имеет пять отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5 сросшихся позвонков) и копчиковый (сросшиеся 4-5 позвонков). Соединение позвонков осуществляется с помощью хрящевидных, эластичных межпозвоночных дисков и суставных отростков. Межпозвоночные диски увеличивают подвижность позвоночника. Чем больше их толщина, тем выше гибкость.

Скелет верхней  конечности образован плечевым поясом, состоящим из двух лопаток и двух ключиц, и свободной верхней конечностью, включающей плечо, предплечье и кисть.

 

Скелет нижней конечности образован тазовым поясом, состоящим из двух тазовых костей и крестца, и скелетом свободной нижней конечности, включающей бедро, голень и стопу.

 

Правильно организованные занятия  по физическому воспитанию не наносят ущерба развитию скелета, он становится более прочным в результате утолщения коркового слоя костей. Это имеет важное значение при выполнении физических упражнений, требующих высокой механической прочности (бег, прыжки и т.д.). Неправильное построение тренировочных занятий может привести к перегрузке опорного аппарата. Однобокость в выборе упражнений также может вызвать деформацию скелета.

Информация о работе Организм как единая саморазвивающаяся биологическая система