Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:21, реферат
Без знаний о строении человеческого тела, о закономерностях функционирования отдельных органов и систем организма, нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагогических принципов и методов учебно-тренировочного процесса, теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
Все названные вопросы требуют дальнейшего рассмотрения и изучения, что является целью данной работы.
1.Введение
2. Глава 1.Организм-единая биологическая система.
1.1. Основные понятия.
1.2 Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система.
Глава 2.Характеристика функциональных систем организма и их совершенствование под воздействием направленной физической тренировки.
2.1 Опорно-двигательный аппарат.
2.2 Дыхание. Дыхательная система.
2.3 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения).
Глава 3.Внешняя среда и ее воздействие на организм. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
3.1 Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
3.2Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
3.Заключение
4.Список литературы
Содержание.
1.Введение
2. Глава 1.Организм-единая биологическая система.
1.1. Основные понятия.
1.2 Организм как
единая саморазвивающаяся и
Глава 2.Характеристика
функциональных систем
2.1 Опорно-двигательный аппарат.
2.2 Дыхание. Дыхательная система.
2.3 Сердечно-сосудистая система (система кровообращения).
Глава 3.Внешняя среда и ее воздействие на организм. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
3.1 Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека.
3.2Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности.
3.Заключение
4.Список литературы
Введение.
Организм человека - единое целое. Человек с его сложным анатомическим строением, физиологическими и психическими особенностями представляет собой высший этап эволюции органического мира.
Принцип целостности в биологии и медицине органически связан с индивидуализацией человека. С момента рождения люди отличаются друг от друга по физическим свойствам и психическим особенностям, в том числе по одаренности и поведению. Принцип целостности - один из главных принципов в биологии. Он гласит, что мир - это мир сущностей и познавать их можно только как единое целое. Человек - сущность, целое. Отдельные части его тела (голова, рука, нога) представляют собой лишь часть целого. И чтобы понять руку, ногу надо изучить человека в целом. Нередки случаи, когда юноши стремятся поскорее развить силу мышц рук, полагая при этом, что для развития мышц достаточно выполнять упражнения с различными отягощениям и в максимальном темпе. В таких случаях без знания сущности целого, совершенствуется только часть целого, что приводит к нарушению целостности организма. В частности, одностороннее использование больших силовых нагрузок может привести к недостаточной эластичности мышц, деформации позвоночника, гипертрофическим изменениям сердечной мышцы, снижению жизненной емкости легких и т.д. Организм человека как единая биологическая система рассматривается в отечественной и зарубежной литературе с начала 70-х годов. Все органы организма тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются сложной единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой.
Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других. Жизненно необходимые процессы энергообразования , выделения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций и т.д. происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.
Без знаний о строении человеческого
тела, о закономерностях
Все названные вопросы
требуют дальнейшего
Глава 1.Организм-единая биологическая система.
1.1. Основные понятия
Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека – сознательное и активное воздействие на внешние природные и социально-бытовые условия, определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость (репродуктивность).
Функциональная система организма - это группа органов, обеспечивающая согласованное протекание в них процессов жизнедеятельности. Выделение групп органов в организме человека в системы условно, так как они функционально взаимосвязаны между собой. Различают следующие системы человеческого организма: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная, пищеварительная, эндокринная, выделительная и др.
Гомеостаз - относительное динамическое постоянство внутренней среды организма (температуры тела, кровяного давления, химического состава крови и т.д.)
Резистентность - способность организма работать в условиях неблагоприятных изменений внутренней среды.
Адаптация - способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.
Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение как внутреннее, так и внешнее, осуществляемая посредством центральной нервной системы. Рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизнедеятельности) и безусловные (врожденные).
Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов.
1.2 Организм как единая
саморазвивающаяся и саморегулирующаяся
биологическая система
Организм — слаженная
единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся
биологическая система, функциональная
деятельность которой обусловлена
взаимодействием психических, двигательных
и вегетативных реакций на воздействия
окружающей среды, которые могут
быть как полезными, так и пагубными
для здоровья. В основе жизнедеятельности
организма лежит процесс
Развитие организма
осуществляется во все периоды
его жизни - с момента зачатия
и до ухода из жизни. Это
развитие называется
Каждый родившийся человек
Оказавшись
после рождения, образно говоря,
в условиях автономного режима,
ребенок быстро растет, увеличивается
масса, длина и площадь
Как правило, юношеский
возраст (16 - 21 год) связан с
периодом созревания, когда все
органы, их системы и аппараты
достигают своей
Все органы в организме
связаны между собой и
Функциональной единицей организма является клетка - элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря клеточной структуре организма возможны восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.
Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью.
Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Эпителиальная ткань образует наружный покров тела - кожу. Поверхностный эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Данной ткани свойственна высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую и костную. Группа тканей организма, обладающих свойствами сократимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань. Поперечно-полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая - произвольно (сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.
Глава 2.Характеристика функциональных систем организма и их совершенствование под воздействием направленной физической тренировки.
Выделение органов в организме
человека в системы условно, так
как они функционально
2.1 Опорно-двигательный аппарат
Непосредственными исполнителями всех движений являются мышцы. Однако только они сами по себе не могут осуществлять функцию движения. Механическая работа мышц осуществляется через костные рычаги. Опорно-двигательный аппарат включает в себя три относительно самостоятельные системы: костную (скелет), связочно-суставную (подвижные соединения костей) и мышечную (скелетная мускулатура).
Кости и их соединения в совокупности образуют скелет, выполняющий жизненно важные функции: защитную, рессорную и двигательную. Кости скелета принимают участие в обмене веществ и кроветворении.
В основу классификации костей, которых у взрослого человека насчитывается более 200, положены форма, структура и функции костей. По форме их разделяют на длинные, короткие, плоские или округлые; по структуре на трубчатые, губчатые и воздухоносные. Прочность костей обусловлена химическим составом кости, то есть содержанием в них органических и минеральных веществ и ее механическим строением. Соли кальция и фосфора придают костям твердость, а ее органические компоненты - упругость и эластичность. С возрастом содержание минеральных веществ, в основном карбоната кальция, становится меньше, что приводит к снижению упругости и эластичности костей, обусловливая их ломкость (хрупкость).
Снаружи кость покрыта
тонкой оболочкой - надкостницей, плотно
соединяющейся с веществом
Суставы обеспечивают подвижность сочленяющимся костям скелета. Каждый сустав полностью заключен в суставную сумку. Стенки этой сумки выделяют суставную жидкость, которая выполняет роль смазки. Связочно-капсульный аппарат и окружающие сустав мышцы укрепляют и фиксируют его. Основными направлениями движения, которые обеспечивают суставы, являются: сгибание - разгибание, отведение - приведение, вращение и круговые движения.
Скелет человека делится на скелет головы, туловища и конечностей.
Скелет головы называется черепом, который имеет сложное строение. В черепе находится мозг и некоторые сенсорные системы: зрительная, слуховая, обонятельная. При занятиях физическими упражнениями большое значение имеет наличие опорных мест черепа - контрфорсов, которые смягчают толчки и сотрясения при беге, прыжках.
Скелет туловища состоит из позвоночного столба и грудной клетки. Позвоночный столб состоит из 33-34 позвонков и имеет пять отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5 сросшихся позвонков) и копчиковый (сросшиеся 4-5 позвонков). Соединение позвонков осуществляется с помощью хрящевидных, эластичных межпозвоночных дисков и суставных отростков. Межпозвоночные диски увеличивают подвижность позвоночника. Чем больше их толщина, тем выше гибкость.
Скелет верхней конечности образован плечевым поясом, состоящим из двух лопаток и двух ключиц, и свободной верхней конечностью, включающей плечо, предплечье и кисть.
Скелет нижней конечности образован тазовым поясом, состоящим из двух тазовых костей и крестца, и скелетом свободной нижней конечности, включающей бедро, голень и стопу.
Правильно организованные занятия по физическому воспитанию не наносят ущерба развитию скелета, он становится более прочным в результате утолщения коркового слоя костей. Это имеет важное значение при выполнении физических упражнений, требующих высокой механической прочности (бег, прыжки и т.д.). Неправильное построение тренировочных занятий может привести к перегрузке опорного аппарата. Однобокость в выборе упражнений также может вызвать деформацию скелета.
Информация о работе Организм как единая саморазвивающаяся биологическая система