Определение понятия «спорт». Его принципиальное различие от других видов занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:32, реферат

Описание работы

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) -- вольного сокращения первоначального слова disport -- игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда -- различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

Содержание

1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
2. Массовый спорт. Его цели и задачи
3. Определение понятия «система физических упражнений»
4. Спорт высших достижений
5. Спортивная классификация. Её структура
6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражненийдля регулярных занятий в учебное и свободное время
7. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа
8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической
9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
10. Комплекс упражнений с мячиком
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Дополнительные  движения и действия -- это второстепенные элементы движений, характерные для  отдельных спортсменов  и связанные с  их индивидуальными  особенностями. Именно эти движения и  действия формируют  индивидуальный стиль, техническую манеру спортсмена, позволяющие добиваться преимуществ в противостоянии, с равными соперниками. Этот индивидуальный стиль всячески поддерживается тренером-преподавателем.

Техническая подготовленность спортсмена во многом определяется той целью, на достижение которой направлено соответствующее двигательное действие. В скоростно-силовых, циклических, сложно-; координационных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах такие цели различаются.

Для одних видов спорта большее значение имеет стабильность техники, для других -- ее вариативность, для третьих -- экономичность ^ техники, для четвертых -- минимальная тактическая информативность об этих индивидуальных технических приемах для соперников. Но в любом случае главными последовательными задачами процесса совершенствования технического мастерства спортсмена будут следующие.

1. Достичь высокой  стабильности и  вариативности специализированных  движений-приемов,  составляющих основу  техники данного  вида спорта.

2. Последовательно  превращать освоенные  основы техники  в целесообразные и эффективные соревновательные действия.

3. Усовершенствовать  структуру двигательных  действий с учетом  индивидуальных особенностей  спортсмена.

4. Повысить надежность  и результативность  техники действий  спортсмена в экстремальных  соревновательных  ситуациях.

5. Совершенствовать  техническое мастерство  спортсменов исходя  из требований  спортивной практики  и достижений научно-технического  прогресса в сфере  спортивного инвентаря  и оборудования.

Активность  тактических действий спортсмена -- важный показатель спортивного. мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику свою волю, оказывать на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование распространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на контактные и неконтактные единоборства.

Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается  на его физическую и техническую  подготовленность. При  этом учитываются  его индивидуальные особенности, в том  числе и психологического характера.

Структура тактической подготовленности определяется характером стратегических задач, диктующих основные направления спортивной борьбы, эти задачи могут быть связаны с участием спортсмена или команды в серии соревнований, чтобы подготовиться и успешно выступать в главных соревнованиях сезона или цикла (например, студенческая Универсиада, Олимпийские игры). Но тактические задачи могут быть и более локальными, связанными с участием в отдельных соревнованиях или даже в конкретном поединке, схватке, забеге, игре. В последнем случае Приходится учитывать такие особенности конкретных соревнований, как характер судейства, поведение болельщиков, состояние мест соревнований. При разработке тактического плана нужно иметь в виду собственные функциональные и технико-тактические возможности, а также возможности своих партнеров.

Психическая подготовленность в  избранном виде спорта или СФУ .

В структуре психической  подготовленности спортсменов  следует выделить две относительно самостоятельные  и одновременно взаимосвязанные  стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность включает такие качества, как  целеустремленность (ясное  видение перспективной  цели), решительность  и, смелость (склонность к разумному риску  в сочетании с  обдуманностью решений), настойчивость И упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность.

Специфика различных видов  спорта накладывает  отпечаток на требования к волевым качествам  и их проявлениям  в соревновательной деятельности. Видный спортивный психолог Д. Ц. Пуни установил, что у представителей каждого вида. спорта имеются свои ведущие волевые качества, ближайшие к ним и их подкрепляющие, и качество, объединяющее всю структуру, -- целеустремленность. В структуре специальной психической подготовленности следует выделять:

* устойчивость спортсмена  к стрессовым ситуациям тренировочной и особенно соревновательной деятельности;

* степень совершенства  кинестетических  и визуальных восприятии  различных параметров  двигательных действий  и окружающей среды;

* способность к  психической регуляции  движений, обеспечению эффективной мышечной координации;

* способность воспринимать, организовать и  перерабатывать информацию  в условиях дефицита  времени;

* совершенство пространственно-временного  восприятия как  фактора, повышающего  эффективность технико-тактических  действий спортсмена;

* способность к  формированию в  структурах головного  мозга опережающих  реакции, программ, предшествующих реальному  действию.

Специфика различных видов  спорта и особенности  отдельных дисциплин (дистанций, видов и проч.) в программе того или иного вида спорта накладывают существенный отпечаток на Требования к психике каждого спортсмена, а соответствующие психические качества формируются в результате занятий конкретным видом спорта. И каждый занимающийся должен знать о структуре специальной психической подготовленности спортсмена, свойственной избранному виду спорта.

9. Виды и методы  контроля за эффективностью  тренировочных занятий

Цель  контроля -- оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной  оценки различных  сторон его подготовленности.

Контролируется  выполнение запланированного содержания спортивной подготовки на каждом ее этапе через  выяснение состояния  различных сторон подготовленности спортсменов (физической, технической, тактической).

Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий и оперативный.

Этапный контроль позволяет  подвести итоги учебно-тренировочной  работы за определенный период: в течение  нескольких лет, года, макро цикла или  этапа.

Текущий .контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов.

Оперативный контроль предусматривает  оценку оперативных  состояний -- срочных  реакций организма  спортсмена на нагрузки в ходе отдельных  тренировочных занятий  или соревнований.

Все виды контроля зависят  от особенностей вида спорта. В вузах  этапный и текущий  контроль обычно соотносится  с семестром и  учебным годом. Самоконтроль также входит в  систему контроля за эффективностью спортивной подготовки.

Средства  и методы контроля могут носить педагогический, психологический и медико-биологический характер. Они зависят от особенностей конкретного вида спорта (системы физических упражнений), состава занимающихся, наличия специальной аппаратуры и 'других материально-технических возможностей и условий. Поэтому в каждом вузе по конкретному виду спорта (системам физических упражнений) кафедрой физического воспитания разрабатываются и утверждаются соответствующие виды контроля и их сроки. Таким же образом определяются методы и средства контроля за эффективностью учебно-тренировочного процесса на семестр, учебный год, на весь срок обучения в вузе.

10.Комплекс  упражнений с мячиком

1. И.п. -- стоя, ноги  на ширине плеч, руки выпрямлены, мяч зажат в руках. На «раз»  -- наклонитесь вперед, подтягивая руки с мячом к груди, одновременно сделайте выпад правой ногой вбок-назад. На «два» - вернитесь в и.п. Повторите упражнение с другой ноги 20-30 раз. Упражнение развивает мышцы плечевого пояса, бедер и пресса.

2. И.п. -- стоя, ноги  на ширине плеч, мяч в руках на уровне груди. Сделайте выпад правой ногой вперед, одновременно выполняя скручивание туловища вправо. Вернитесь в и.п. Повторите упражнение с выпадом левой ноги и скручиванием туловища влево 30-40 раз. Данное упражнение хорошо развивает мышцы передней и задней поверхностей бедра, косые мышцы талии.

3. И.п. - стоя, ноги чуть  расставлены. Зажмите Мяч между  голеней. Выполните 10-20 прыжков.  Упражнение укрепляет икроножные  мышцы, помогает сделать ноги  и бедра более стройными.

4. Вариант предыдущего упражнения: зажмите мяч между ног и встаньте на носки. Поворачивайте колени вправо и влево, пытаясь не упустить мяч. Выполняйте упражнение, то ускоряя, то замедляя темп.

5. И.п. -- сидя, ноги  согнуты в коленях, стопы прочно  упираются в пол, руки держат мяч на уровне груди. Слегка откиньте корпус назад, поворачивая его то влево, то вправо, не отнимая мяча от груди. Повторите упражнение 5-10 раз. Упражнение укрепляет мышцы спины и пресса.

6. И.п. -- встаньте на  колени, ноги слегка расставлены.  Одной рукой упритесь в пол, кисть другой руки, согнутой в локте, положите на утяжеленный мяч. Упражнение выполняется с напряжением пресса. Сгибайте руки в локтях и опускайте прямое тело на пол. Оттолкнитесь руками и примите и.п. После 10-15 повторов переложите мяч под другую руку. Упражнение развивает мышцы груди и трицепсы.

7. И.п. -- лежа, мяч у  груди. Поднимите согнутые в  коленях ноги так, чтобы икры  были параллельны полу. «Оторвите»  голову и плечи от пола. На  выдохе поверните корпус влево  (правый локоть навстречу левому колену), одновременно выпрямляя правую ногу под углом 45° к полу. Сделайте вдох и на выдохе снова вернитесь в и.п. Повторите упражнение в другую сторону. Упражнение хорошо тренирует косые мышцы талии. 

Информация о работе Определение понятия «спорт». Его принципиальное различие от других видов занятий физическими упражнениями