Определение понятия «спорт». Его принципиальное различие от других видов занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:32, реферат

Описание работы

Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) -- вольного сокращения первоначального слова disport -- игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда -- различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.

Содержание

1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
2. Массовый спорт. Его цели и задачи
3. Определение понятия «система физических упражнений»
4. Спорт высших достижений
5. Спортивная классификация. Её структура
6. Цель выбора видов спорта и систем физических упражненийдля регулярных занятий в учебное и свободное время
7. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа
8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической
9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
10. Комплекс упражнений с мячиком
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Организационные особенности  студенческого спорта:

доступность и возможность  заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);

возможность заниматься спортом в свободное от учебных  академических занятий

время в вузовских  спортивных секциях и группах, а также самостоятельно;

возможность систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях доступного уровня (в  учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях  по избранным видам спорта).

Вся эта система  дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярных занятий.

Спорт в высшем учебном  заведении.

Учебная программа по физической культуре предусматривает  свободу выбора видов  спорта для студентов  основного и спортивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражнений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.

Спорт в элективном курсе  физического вое  питания студентов -- эта та часть преимущественно  практических занятий  учебной дисциплины «Физическая культура», в которой вид  спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа предложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть включены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскетбольным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых  случаях такие  отказы правомерны. Так, «права выбора»  лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготовки (например, у мужчин -- бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекладине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обязателен для других. Подобная практика часто носит вынужденный характер -- из-за ограниченности мест занятий и других причин.

Спорт в свободное время  студентов.

Спорт в свободное время -- неотъемлемая часть  физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планерный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финансируются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммерческими структурами, спонсорами.. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты.

Самостоятельные занятия -- одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах  спорта такая подготовка позволяет значительно  сократить временные  затраты на организованные тренировочные занятия  и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спортивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях.

Обоснование индивидуального  выбора видов спорта или систем физических упражнений.

Кто из молодых людей не желал бы иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким, не уступать друзьям и в спортивных упражнениях, и в танцевальных движениях, и в труде. Все это играет не последнюю роль в самоутверждении молодого человека среди своих сверстников, в учебном и трудовом коллективе. Но очень редко все эти качества человеку достаются от природы.

Известный ученый морфолог М.Ф. Иваницкий писал, что человек рождается  лишь с задатком таких  природных дарований, которые определяют красоту человеческого тела и соразмерности всех его частей, легкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие. А вот для полного расцвета и созревания все эти природные дарования нуждаются в активном развитии и совершенствовании.

В условиях, когда двигательная активность человека ограничена особенностями труда и быта, именно регулярные занятия физическими упражнениями и различными видами спорта помогают раскрыться природным задаткам и способностям молодого человека. Такие занятия могут восполнить то, что было упущено в детстве.

Не  случайно и подростки, и юноши, и даже пожилые люди встают перед выбором: чем, какими упражнениями, каким видом спорта и каким образом  заняться для укрепления здоровья, для физического  развития, для поддержания  и повышения уровня работоспособности. В высшем учебном заведении, где образовательно-профессиональная программа по учебной дисциплине «Физическая культура» предусматривает обязательные учебные занятия со спортивной направленностью с каждым студентом, также возникает проблема выбора.

Мотивационные варианты и обоснование  индивидуального  выбора студентов.

Как показывает многолетний  опыт, при выборе видов спорта (или  систем физических упражнений) у большей части  студентов не наблюдается  четкой, осознанной и обоснованной мотивации.

Чаще  всего выбор определяется случайностью: то вместе с другом или подругой; то преподаватель  более симпатичен; то расписание более  удобно... Гораздо  реже выбор опирается  на устойчивый интерес  к определенному  виду спорта или на понимании необходимости выполнять те или иные физические упражнения, чтобы исправить недостатки в своем физическом развитии или функциональной подготовленности. А случайный выбор, как правило, приводит к утрате интереса и снижению активности, а значит, занятия не будут эффективными.

Из  далекой древности  дошел до нас призыв древнегреческого мыслителя  Сократа «Познай  самого себя!». Поэтому  объективная оценка своего физического  развития, телосложения, физической подготовленности, а также предварительное  ознакомление с «возможностями» различных видов спорта необходимы для осознанного и оправданного выбора вида спорта и упражнений для своего физического совершенствования.

При всем многообразии, на практике в основном наблюдается  пять мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений:

укрепление здоровья, коррекция недостатков физического  развития и телосложения;

повышение функциональных возможностей организма;

психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками;

активный отдых;

достижение наивысших  спортивных результатов.

Выбор видов спорта для  укрепления здоровья, коррекции недостатков  физического развития и телосложения.

Здоровье  выступает ведущим  фактором, определяющим полноценное выполнение всех жизненных функций, гармоническое развитие молодого человека, успешность овладения профессией и плодотворность будущей трудовой деятельности. Физические упражнения, физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья.

Человеческий организм запрограммирован природой на движение, причем двигательная активность должна быть на всем протяжении жизни. Специальными исследованиями установлено, что организм физически активных 50--60-летних мужчин обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличаются повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

В современном обществе, особенно у горожан, нет другого  средства повысить двигательную активность, кроме физической культуры и спорта. Поэтому массовый спорт, всё его виды, которые связаны с активной двигательной деятельностью, призваны способствовать нормальному функционированию основных систем организма, совершенствовать эту деятельность и создавать предпосылки для поддержания и укрепления здоровья.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем. Занятия  отдельными видами спорта, системами  физических упражнений могут способствовать развитию определенных органов и  систем организма. С помощью соответствующим образом подобранных физических упражнений можно улучшить многие показатели физического развития (массу тела, окружность трудной клетки, жизненную емкость легких).

Можно объяснять недостатки физического развития и телосложения наследственностью, условиями воспитания, но молодому человеку от этого не легче. Подобные недостатки постоянно портят настроение, и нередко порождают комплекс неполноценности.

Конечно, не все недостатки поддаются исправлению с помощью  физических упражнений: труднее всего рост и те особенности телосложения, которые связаны с формой основных скелетных костей. Значительно легче -- масса тела и отдельные антропометрические показатели (окружность бедра, грудной клетки и др.).

Но прежде чем принимать  решение о коррекции телосложения, о подборе специальных упражнений или видов спорта, следует сформировать свое твердое представление об идеале. Только после этого следует принимать решение о выборе вида спорта или системы физических упражнений -- различные виды спорта и упражнения по-разному будут способствовать решению вами поставленной перед собой задачи.

Не случайно представителей различных видов спорта отличают характерные антропометрические показатели: у гимнастов -- хорошее развитие плечевого  пояса и мышц верхних конечностей, мышцы нижних конечностей развиты у них относительно слабее; у конькобежцев относительно хорошо развита грудная клетка, мышцы бедра и т.д. (более подробная характеристика отдельных видов спорта будет дана в следующем разделе).

Однако наибольшие возможности, например в избирательной коррекции отдельных недостатков телосложения, представляют регулярные занятия атлетической гимнастикой или шейпингом, т.е. теми упражнениями, которые и направлены преимущественно на решение подобных задач.

Повышение функциональных возможностей организма.

Вузовской программой по учебной дисциплине «Физическая  культура» предусматривается регулярный контроль (в начале и конце каждого  учебного года) за динамикой физической подготовленности каждого студента. С этой целью используются три обязательных простейших теста, отражающих уровень развития основных физических качеств: скоростно-силовой подготовленности (бег 100 м), силовой подготовленности «ключевых» групп мышц для мужчин и женщин; общей выносливости (бег 3000 м у мужчин и 2000 м у женщин). Оценки выполнения этих тестов производятся в очках. Пройдя через тесты в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку состояния силы мышц, общей выносливости (характеризующей главным образом работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем) и отчасти быстроты (отчасти, так как быстрота, как уже указывалось, входит только одной из составляющих в число качеств, определяемых результатом в беге на 100 м). На основании результатов тестирования каждый студент может определиться, каким видом спорта ему заняться для повышения своих функциональных возможностей или для акцентированного развития какого-либо недостаточно развитого физического качества (быстроты, силы, выносливости).

Но здесь возникает альтернатива: выбрать тот вид спорта, который поможет «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество, или тот, где наиболее полно может реализоваться уже определившаяся способность к проявлению конкретного качества.

Вероятно, оба подхода  правомерны, но нужно для себя сразу же точно определить мотивацию выбора. В первом случае -- оздоровительная направленность, разносторонняя физическая подготовка (а заодно и выполнение учебных зачетных нормативов в «отстающем» тесте). При этом следует сознавать, что успехи в избранном виде спорта, по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае возможно достичь значительных спортивных результатов.

Конечно, выбор за самим студентом, но, думается, что  первый вариант можно рекомендовать молодым людям со сравнительно низкой общей физической подготовленностью. Второй -- для студентов с хорошей предварительной общей физической и спортивной подготовленностью.

Выбор видов спорта и  систем физических упражнений для активного отдыха.

Значительная часть студентов при всей программной зарегламентированности занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» воспринимает их как активный отдых, как «разрядку» от однообразного аудиторного учебного труда. Право студента выбирать различные виды спорта, системы физических упражнений только поддержит его интерес к таким занятиям. А где интерес, там и большая эффективность занятий, польза активного отдыха.

Информация о работе Определение понятия «спорт». Его принципиальное различие от других видов занятий физическими упражнениями