Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:09, реферат
По дошедшим до нас литературным памятникам трудно точно оценить в какой хронологической последовательности были представлены виды соревнований, то есть какие из них относились к микенской эпохе или более ранним периодам, а какие возникли в гомеровскую эпоху (XII—VIII вв. до н.э.). Известно только, что борьба и кулачный бой, соревнования на колесницах и в беге были широко распространены в микенскую эпоху.
Зародившись в Древней Греции в VIII в. до н.э., Олимпийские игры регулярно проводились более тысячи лет, являясь одной из важнейших частей эллинской цивилизации. Закончив свой древнегреческий цикл в IV в. н.э., Олимпийские игры возродились в конце прошлого столетия в совершенно новых исторических условиях.
По дошедшим до нас литературным памятникам трудно точно оценить в какой хронологической последовательности были представлены виды соревнований, то есть какие из них относились к микенской эпохе или более ранним периодам, а какие возникли в гомеровскую эпоху (XII—VIII вв. до н.э.). Известно только, что борьба и кулачный бой, соревнования на колесницах и в беге были широко распространены в микенскую эпоху. Видимо тогда же возникло фехтование в тяжелом снаряжении. Другие виды состязаний — прыжки, метание копья, стрельба из лука, о которых пишет Гомер, вероятно, возникли уже после упадка микенской культуры. Позднее других стали проводить соревнования в прыжках, так как они упоминаются в «Одиссее», но отсутствуют в «Илиаде».
На интенсивное развитие спортивных соревнований в Древней Греции большое влияние оказал важнейший элемент бытия и культуры древних греков — агонистика — принцип состязательности, реализуемый в различных областях жизни (труде, искусстве, спорте) с целью достижения наилучшего результата, признания, прославления сфер деятельности, приумножения личного престижа и славы городов-государств. Существуют различные теории происхождения спорта. Одна из них, длительное время главенствовавшая в отечественной истории и теории физической культуры и спорта, гласит, что спорт появился как практика и подготовка к трудовой и военной деятельности, Охотникам и воинам требовалось быстро бегать, метать копье, прыгать и т.д. Когда эти действия перестали быть жизненно необходимыми, они продолжали существовать как развлечения и средство соревнований. Другая теория рассматривает спорт как биологическую необходимость, средство реализации, согласно Платону и Филострату, врожденного импульса движения. Не менее существенным в этой теории является необходимость в спорте как средстве освобождения от присущей человеку агрессивности, использования игры для смягчения чувства тревоги. И та, и другая теории имеют под собой достаточно оснований и подтверждений в истории. Однако, когда речь идет о.спорте Древней Греции, об истоках олимпизма, то мы несомненно обращаемся к третьей теории зарождения и развития спорта — теории культа. Взаимосвязь спорта с повседневной жизнью людей отражена в сочинениях Гесиода (IX в. до н.э.), в которых мирный город представлен не только сценами труда (жатва, сбор винограда и др.), борьбы с силами природы, радостями мирной жизни, но и сценами из спортивной жизни — состязаниями в кулачном бое, борьбе, гонках на колесницах.
Соревновательный дух, проявляемый древними греками в спорте, имел глубокие корни, о чем свидетельствует вся греческая мифология. Бойцовский дух владел сердцами и помыслами людей той эпохи, что проявлялось и жизни богов и героев. Непримиримая борьба богов с гигантами стала для греков притягательным символом в сражениях, особенно с варварами (чужеземцами). В основу древнегреческой системы образования и воспитания был положен синтез умственного и физического совершенствования. Образование включало три одинаково важных части — интеллектуальную, музыкальную и физическую. В результате образования и воспитания молодые люди должны были обрести равновесие тела и духа, достичь идеала — единства красоты и добра. Древнегреческое образование и воспитание явилось выражением гражданских и этических ценностей античного общества, воплощавшихся в гармонично развитой личности. Этой вершине педагогической мысли древний мир был обязан прежде всего афинянам, стремившимся к полному, всестороннему раскрытию способностей человека. Физическое воспитание начиналось с 7—8-летнего возраста в гимнасиях и палестрах. Подвижные детские игры, упражнения в танцах и беге, выполняемые под музыку, различные игры с мячом, прыжки и др. постоянно дополнялись основными видами пятиборья. По достижении 15-летнего возраста физическое воспитание в гимнасиях приобретало спортивную направленность. Здесь наряду с пятиборьем, юноши занимались борьбой, кулачным боем и плаванием. Юноши из богатых семей занимались в гимнасиях и в 18 20-летнем возрасте, где они продолжали совершенствование в различных видах спорта. Занятия спортом дополнялись занятиями по военному делу, управлению государством, философии, ораторскому искусству. В пятнадцатилетнем возрасте подростки включались в группу эйренов. Воспитание также носило преимущественно военный характер. Физическая подготовка строилась, прежде всего, на основе пятиборья, кулачного боя и борьбы. Вместе с юношами обучались и девушки, которые обеспечивали порядок в полисе во время военных походов мужчин. Систематическая физическая и военная подготовка осуществлялась в Спарте до тридцатилетнего возраста, однако и в дальнейшем свободные граждане обязаны были поддерживать свою спортивную форму. Различные спортивные соревнования и, в первую очередь, Олимпийские игры заметно повлияли на характер физического воспитания, которое утратило выраженный военный характер. В нем появились элементы эстетики, зрелищности, выразительности движений и их эффективности, обеспечивающих успешное выступление в спортивных соревнованиях.
Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции связывают с именами общегреческого героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.
В одной из од древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н.э. царь Элиды Авгий, владевший огромными стадами, дал поручение Гераклу очистить его громадный скотный двор. Геракл согласился сделать это за один день — при условии, что Авгий отдаст ему десятую часть своих стад. Авгий пообещал, так как был уверен, что выполнить такую работу за один день невозможно. Геракл сломал с двух противоположных сторон стены, окружавшие скотный двор, и отвел в него воду двух рек — Алфея и Пинея. Вода этих рек в один день унесла весь навоз со скотного двора, а Геракл опять сложил стены. Пришел Геракл к Авгию требовать награды, но царь не отдал ему обещанной десятой части стад, и пришлось ни с чем вернуться Гераклу в Тиринф.
Страшно отомстил Геракл царю Элиды. Через несколько лет, уже освободившись от службы у Эврисфея, Геракл вторгся с большим войском в Элиду, победил в кровопролитной битве Авгия и убил его смертоносной стрелой. После победы собрал Геракл войско и всю богатую добычу у города Писы, принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры, которые проводились с тех пор каждые четыре года на священной равнине, обсаженной самим Гераклом оливами, посвященными богине Афине-Палладе.
Согласно другой легенде основателем Игр считается Пелопс. У царя Эллады Эномая была красивая дочь Гипподамия. Царю предсказали, что он погибнет от руки своего зятя. Каждому, кто сватался к дочери, Эномай предлагал состязаться в гонках на колесницах, обещая в случае победы жениха, отдать ему в жены дочь. Если жених проигрывал, то его ждала смерть от руки Эномая. Претендентом на сердце Гипподамии был и Пелопс, сын малоазийского царя Тантала. Пелопс принял условия Эномая, который дал ему возможность первым начать гонку протяженностью 120 км. Пелопс все время был впереди. Но расстояние неумолимо сокращалось ибо у Эномая были самые быстрые кони в Греции — подарок бога войны Ареса. Эномай почти догнал Пелопса, который обернувшись увидел занесенное для удара копье, но в это время колесница царя распалась. Эномай погиб. Пелопс же после свадьбы в память о своей победе решил устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования. Считается, что это произошло в 884 г. до н.э.
Есть и третья (далеко не последняя) легенда возникновения Олимпийских игр. В то время древнегреческие города постоянно враждовали и воевали между собой. Царь Эллады Ифит после эпидемии чумы обратился к дельфийскому оракулу за предсказанием относительно дальнейших действий. Оракул ответил, что Ифит должен воздержаться от войн, укреплять связи с эллинскими городами и каждый год прибавлять к торжествам «Год радости». Так якобы возникла идея создания панэллинских торжеств и проведения Олимпийских игр. Поскольку Эллада враждовала главным образом со Спартой, находившейся примерно в 350 км, Ифит предложил спартанскому законодателю Ликургу совместно последовать этому совету.
Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились и честь праздника урожая, Поэтому победители и награждались оливковой ветвью и венком. Время проведения Игр – август-сентябрь, как бы подтверждает эту версию. Существует много и других преданий и легенд, и все они тесно связаны с героями древнегреческой мифологии и религиозными празднествами.
Среди удивительных достижений древнегреческой цивилизации, связанных с Олимпийскими играми, следует назвать экехирию традицию, запрещавшую всем городам-государствам вести войны в период проведения Игр, когдалучшие спортсмены Древней Греции мирно соревновались и Олимпии. Период всеобщего перемирия в Элладе по предположениям длился около трех месяцев - время, необходимое для подготовки атлетов к Играм и участия в соревнованиях, путешествие в Олимпию и обратно. Эту традицию греки строго соблюдали и во время Игр вчерашние враги мирно соревновались за право стать самым быстрым, сильным или ловким среди эллинов.
Hемейские игры, проводившиеся так же как и Олимпийские, в честь бога Зевса, впервые были проведены в Немее более чем через 200 лет после начала Олимпийских — в 573 г. до н.э. После этого Игры проводились каждые два года на второй год олимпийского четырехлетия — осенью, на четвертый - зимой. При раскопках в Немее обнаружены остатки фундаментальных спортивных сооружений — стадиона с трибунами для большого числа зрителей, фундаменты многочисленных постоялых дворов, трактиров, бань, плавательного бассейна.
В программе Немейских игр были различные виды спорта, однако наиболее популярными были бег, борьба, пентатлон. Победители по примеру Олимпийских игр награждались венками, однако венки делались не из ветвей маслин, а из плюща и сельдерея.
Организаторы Немейских игр неоднократно пытались добиться соблюдения во время соревнований всеобщего мира в Элладе. Однако несмотря на то, что такой порядок был принят, мир многократно нарушался, особенно спартанцами.
Пифийские игры проводились в Дельфах в честь бога Аполлона. Существует миф, что Пифийские игры учредил Аполлон на том месте, где он убил грозного змея Пифона. Об особой связи Пифийских игр с культом Аполлона свидетельствует и то, что первоначально в программу Игр входили только мусические состязания — выступления музыкантов, певцов, танцоров, покровителем которых считался сам Аполлон. Историческая традиция гласит, что в 586 г. до н.э., после одной из войн между греческими городами в память о павших были впервые устроены вблизи Дельф состязания на колесницах, а с 582 г. до н.э. эти местные торжества превратились в общегреческие. С 586 г. до н.э. начали отсчет четырехлетий — пифиад. Под влиянием спартанских обычаев участники соревнований выступали нагими. Наградой победителям служили яблоки, а впоследствии — венки из ветвей лаврового дерева.
Истмийские игры были организованы в честь Посейдона — владыки моря. Они проводились в сосновой роще на Истмийском перешейке с 581 г. до н.э. каждые два года, в первый и третий год каждой Олимпиады, весной. Программа состояла из выступлений флейтистов и кифаредов и спортивных состязаний: бега, борьбы, гонок на колесницах и скачек. Награждали победителей венком из сосновых веток. Коринф, близ которого проходили Истмийские игры, был богатым и влиятельным городом, поэтому Игры всегда справлялись пышно и привлекали множество народу. Как и олимпиоников, победителей Истмийских игр воспевали поэты, прежде всего Пиндар и Вакхилид.
Провидения Олемп игр:
Первый день: день открытия Олимпиады. Церемония открытия была проста, но величественна. Четырежды звучала труба и извещалось о начале состязаний. Участники состязаний (а также тренеры и судьи) давали клятву Зевсу Олимпийскому, что не допустят нечестных приемов борьбы, будут соблюдать регламент Олимпиады. Затем начинался парад участников. Во время парада глашатай (и здесь проводился конкурсный отбор) сообщал зрителям некоторые данные о спортсменах (имя, местность откуда он прибыл, чем занимается и др.). Заканчивался первый день Олимпиады приношением жертв богам.
Второй день: состязания молодежи — бег, прыжки, метание короткого копья в цель и на расстояние, метание диска, кулачные бои (бокс).
Третий день: большой день Олимпиады — соревнования для взрослых по этим же видам спорта.
Четвертый день: состязания на колесницах, которые являлись самым элитарным видом соревнований; в тот же день проводились соревнования вооруженных атлетов в беге.
Пятый день: определение победителей, награждение и исполнение песен в честь победителей.
Судьба Игр была решена в период с 392 по 395 гг., и мы не знаем, не были ли проведены последние Игры уже в 389 г. Известен лишь эдикт 392 г., подписанный императором Феодосием I и его сыновьями Аркадием и Го-норием, сурово осуждавший языческие традиции: жертвоприношения богам и духам, гадания по внутренностям животных и другие обряды; соблюдение обычаев прежних веков рассматривалось как величайшее государственное преступление. Олимпийские игры также могли попасть под запрет, ведь они были посвящены Зевсу и начинались с принесения жертв. Но почему не могли продолжаться Игры после того, как их лишили религиозного, языческого элемента, если известно, что сам Феодосии I не был противником спортивных соревнований как таковых и что в Антиох'ии игры, носившие даже название олимпийских, проводились вплоть до 520 г.? Возможно, что в Антиохии, городе многолюдном, богатом и независимом по духу, император не решился отменять популярные спортивные празднества, опасаясь возмущения жителей и открытого мятежа. Зато в Олимпии, расположенной далеко от крупных городских центров, восстаний можно было не опасаться, ведь постоянных жителей там почти не было. Не обязательно было прямо запрещать сами Игры специальным эдиктом, достаточно было воспретить участникам и зрителям проживать долгое время там, где они привыкли располагаться на время Игр. Не исключено также, что Игры были прекращены попросту из-за нехватки денег на их регулярное проведение. Местность, где находилась Олимпия, была одной из самых бедных в Элладе, населяли ее простые пастухи. Существовавшие прежде денежные фонды Игр давно уже перешли в руки местных римских властей или христианской церкви. Еще задолго до конца IV в. н.э. организаторы Олимпийских игр не раз испытывали финансовые трудности, и зачастую казалось, что знаменитые Игры вот-вот прекратятся (L. Winriiczuk, 1983).