Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:17, реферат

Описание работы

В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и прежде всего, здоровья молодого поколения. Это в первую очередь актуально для учреждений образования, готовящих будущих специалистов. В любой стране физическая подготовка является важнейшей составной частью воспитательной работы с молодежью.
По данным статистики, здоровье молодежи ухудшается. Считается, что немалая часть студентов, в том числе младших курсов, уже имеют те или иные хронические заболевания и, следовательно, воспитание у студентов готовности к занятию физическими упражнениями остается актуальной задачей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИАТАНИЯ 4
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 5
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КАК ЧАСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 8
ГЛАВА 4. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЧЕЛОВЕКА 10
ГЛАВА 5. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ЕЕ ВИДЫ. СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА 12
ГЛАВА 6. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ЧАСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Работа содержит 1 файл

Referat.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

      Двигательные  действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

      Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма.

      Сила

      Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты. Силовые способности проявляются через силу действия, развиваемую человеком посредством мышечных  напряжений. Сила действия измеряется в килограммах.

      Величина  проявления силы действия зависит от внешних факторов – величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве; и от внутренних – функционального состояния мышц и психического состояния человека.

      Расположение  тела и его звеньев в пространстве влияет на величину силы действия за счет неодинакового растяжения мышечных волокон при разных исходных позах человека: чем больше растянута мышца, тем больше величина проявляемой силы.

      Проявление  силы действия человека зависит также  от соотношения фаз движения и дыхания. Наибольшая величина силы действия проявляется при натуживании и наименьшая - при вдохе.

      Различают абсолютную и относительную силы действия. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, а относительная - отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

      Выносливость

      Выносливость  выражается через совокупность физических способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма.

      Продолжительность механической работы до полного утомления  можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фаза характеризуется появлением начальных признаков усталости, вторая - прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.

      Ловкость

      Ловкость  выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент новизны  поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях.

      Координационные способности связаны с возможностями  управления движениями в пространстве и времени и включают: а) пространственную ориентировку; б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам; в) статическое и динамическое равновесие. Пространственная ориентировка подразумевает: 1)сохранение представлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций) и  2) умение перестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человек не просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим строить соответствующую программу действий, направленную на достижение положительного результата.

      Быстрота

      Быстрота  проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих: а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия. Выбор двигательных задач по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия (обученность движениям), а с другой - наличия оптимального функционального состояния организма, обеспечивающего высокую физическую работоспособность. Первая группа требований предусматривает повышение трудностей решения задач за счет уменьшения времени выполнения двигательных действий, но при условии, что техника владения двигательным действием не лимитирует его скоростные параметры. Вторая группа требований предполагает осуществление решения двигательных задач до наступления первых признаков утомления, которое сопряжено с увеличением времени движений, а, следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения.

      Гибкость

      Гибкость  определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, лимитирует возможности пространственных  перемещений тела и его звеньев.

     Глава 4. Общая физическая подготовка человека

 

     Под общей физической подготовкой понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.

     К числу основных физических качеств  относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т. д.

     От  других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут  проявляться только при решении  двигательных задач через двигательные действия.

     Двигательные  действия, используемые для решения  двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

     С общей физической подготовкой связано  достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физичес¬ких способностей, соответствующих требованиям человеческой дея¬тельности в определенных исторически сложившихся условиях про¬изводства, военного дела и других сферах общественной жизни.

     Каждое  занятие общей физической подготовкой состоит из трех частей.

     Подготовительная  часть (разминка) делится на две части: общеразвивающую и специальную.

     Общеразвивающая часть включает ходьбу (2–3 мин.), медленный бег (6–8 мин.) и упражнения на все группы мышц. Рекомендуется начинать с упражнений на группы мышц рук и плечевого пояса, а затем переходить на упражнения для более крупных мышц туловища и заканчивать упражнениями для ног.

     Специальная часть разминки преследует цель подготовить  к основной части занятия те или иные мышечные группы и костно-связочный аппарат и обеспечить нервно-координационную и психологическую настройку на выполнение запланированных упражнений. Например, перед выполнением прыжков необходимо проделать несколько упражнений для мышц ног, имитирующих прыжки.

     В основной части осуществляется развитие физических и волевых качеств. Наиболее целесообразно сразу же после разминки выполнять упражнения, направленные на изучение и совершенствование техники движений, затем – на развитие быстроты, силы и в конце основной части занятия – упражнения на развитие выносливости, после чего измеряется ЧСС за 10 с.

     В заключительной части выполняется медленный бег (3–8 мин.), переходящий в ходьбу (2–6 мин.), и упражнения на расслабление в сочетании с глубоким дыханием, которые обеспечивают постепенное снижение тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние.

     Управление  самостоятельными занятиями осуществляется, главным образом, методом самоконтроля, при этом ориентируется на объективные и субъективные  показатели. Например, самочувствие после занятий должно быть бодрым, нарастающее хорошим, не должно быть чувства разбитости и выраженного утомления. Сон должен быть нормальным, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после него.

     1) Для оценки состояния тренированности  сердечно-сосудистой  системы  можно использовать функциональную пробу. Для этого необходимо измерять пульс  в состоянии покоя, а  затем  выполнить  20  приседаний  за  30  сек.  Время восстановления пульса к исходному уровню является  показателем состояния сердечно-сосудистой    системы    и    тренированности     занимающегося.

     Восстановление  пульса по времени:

     а) менее 3 минут – хороший результат;

     б) от 3 до 4 минут – средний результат;

     в) более 4 минут – ниже среднего.

     2) Для оценки состояния дыхательной системы можно применять функциональные пробы Тенчи-Штанге. Проба Тенчи – испытуемый задерживает дыхание  на  выдохе, зажав  нос пальцами. У здоровых студентов время задержки дыхания равняется 12 –15 секунд. Проба Штанге – испытуемый  задерживает дыхание на вдохе,  прижав нос пальцами. У здоровых студентов время задержки дыхания равняется 30 – 40 секунд.

     3) Массо-ростовый индекс (Кетле) –  это отношение массы тела в  граммах к  его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины тела приходится  200– 300 грамм массы тела. М. Р. П. = . Если частное от деления выше 300 гр., то это  указывает  на избыточный вес испытуемого.  Если  частное от деления ниже 250 г, на недостаточный вес испытуемого.

     4) Существуют стимулирующие индексы, определяющие динамику физической подготовленности занимающегося через определенный период времени. 

     Глава 5. Специальная физическая подготовка и ее виды. Спортивная подготовка

 

     Специальная физическая подготовка характеризуется  уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения. Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам: спортивная подготовка и профессионально-прикладная физическая подготовка.

     Физическая  подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.

     Целенаправленные  способы использования технических  приемов в соревновательной деятельности для решения соревновательных задач с учетом правил соревнований, положительных и отрицательных характеристик подготовленности, а также условий среды - называют спортивной тактикой.

     Каждый  вид спорта накладывает определенный отпечаток на тактику ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так например, в игровых видах спорта тактику определяют как организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником.

     В целом, смысл тактики состоит  в том, чтобы так использовать приемы соревновательной деятельности, чтобы они позволили спортсмену с наибольшей эффективностью реализовать свои возможности (физические, технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе спортивной тактики должно лежать соответствие тактического плана и поведения спортсмена во время состязания уровню развития его физических и психических качеств, технической подготовленности и теоретических знаний. Помимо выбора способов, технических приемов и действий, она включает рациональное распределение сил в процессе выполнения соревновательных упражнений; применение приемов психологического воздействия на противника и маскировки намерений.

Информация о работе Общая физическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания