Общая физическая подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 04:38, реферат

Описание работы

Общая физическая подготовка (ОФП), которая направлена на всестороннее и гармоничное физическое развитие личности, по непонятным причинам незаслуженно мало изучается в методологических аспектах физического воспитания, хотя во многих научно-методических источниках ОФП характеризуется в качестве фундамента для профессионального спорта, а используемые в ней физические упражнения оздоравливают и укрепляют весь организм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Цели и задачи общей физической подготовки……………………….5-7
Глава 2. Средства и методы общей физической подготовки………………….8-11
Глава 3. Оздоровительный и профилактически эффект ОФП……………….12-15
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

реферат физра.docx

— 45.60 Кб (Скачать)

Словесные и сенсорные  методы предполагают широкое использование  слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно  сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить  задание и сформулировать отношение  к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать  и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может  быть использовано и выражено в форме:

• дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

• инструктирования;

• сопроводительного пояснения;

• указаний и команд;

• оценки;

• словесного отчета и взаиморазъяснения;

• самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи.

Посредством сенсорных методов  обеспечивается наглядность, которая  в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные ощущения. Сенсорные методы могут  реализоваться в форме:

• показа самих упражнений;

• демонстрации наглядных  пособий;

• предметно-модельной и  макетной демонстрации;

• кино- и видеомагнитофонных демонстраций;

• избирательно-сенсорной  демонстрации для воссоздания отдельных  параметров движений с помощью аппаратурных устройств.

В общем перечне сенсорных  методов могут быть представлены:

• метод направленного  «прочувствования» движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;

• метод ориентирования, т. е. введение в задания предметных ориентировок;

• методы лидирования и  текущего сенсорного программирования, в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Оздоровительный и профилактически эффект ОФП.

Еще до нашей эры физическая подготовка была неотъемлемой частью в определении состоянии здоровья человека. Великий греческий мыслитель Аристотель (IV в. до н.э.) в свое время напоминал обоздоровительном и профилактическом значении физических упражнений для здоровья. Он указывал, что ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие. С данным определением невозможно не согласиться, особенно в настоящее время, когда физический труд современного человека составляет менее 1 %. Всем известно, что в результате недостаточной двигательной активности организма нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе жизнедеятельности,  что приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний. Для успешного функционирования человеческого организма и сохранения хорошего здоровья необходима определенная норма двигательной активности,  которую возможно приобрести в результате выполнения физических упражнений,  входящих в состав структуры ОФП.  В этой связи возникает вопрос о так называемой доступной двигательной активности, то есть физические упражнения, выполняемые в процессе учебных занятий и в быту (самостоятельные занятия). К таким двигательным упражнениям относятся беговые, силовые, упражнения в гибкости и ловкости.

Наиболее общей характеристикой  использования физических упражнений является расход энергии, прямо пропорциональный деятельности и интенсивности мышечной активности,  что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат.  В то же время нужно отметить, что использование предельных физических нагрузок в процессе общей физической подготовки ведет к получению отрицательного эффекта и нежелательным последствиям для здоровья. Основа ОФП связана с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы.  Как указывает автор в своей работе [15], среди различных и многообразных показателей функции сердечно-сосудистой системы исключительное место принадлежит частоте сердечных сокращений. И напоминает, что ЧСС – один из самых мобильных показателей системы кровообращения. Она меняется в результате самых разнообразных воздействий – эмоций, физических действий,  болезней,  мышечной деятельности,  умственного труда,  в том числе учебы и др. Таким образом, ЧСС представляет собой весь- ма информативный показатель,  позволяющий объективно оценивать состояние сердечно-сосудистой системы в нормальных условиях.

Именно динамика ЧСС позволяет  учитывать эффективность используемых физических упражнений в качестве ОФП в реализации оздоровительной и практической цели.  Поэтому каждое физическое упражнение должно иметь психофизическое обоснование,  то есть упражнение, направленное на оздоровление или профилактику, составляется с учетом индивидуально личностного уровня развития организма.

Общая физическая подготовка также является основным средством, задерживающим возрастное ухудшение уровня функциональной подготовленности и снижения адаптационных способностей организма в целом и сердечно-сосудистой системы,  в частности,  которые возникают в процессе регрессирующей активности и инволюции. Всегда нужно помнить, что основой развития тренированности организма, фундаментом которой остается ОФП, является совершенствование нервного управления всем организмом. В результате использования физических упражнений увеличивается сила,  уравновешенность и подвижность нервных процессов, что ведет к улучшению регуляции функций организма.  Одновременно совершенствуется и координируется взаимодействие моторных и вегетативных функций [8].

Факторы,  указанные автором,  непосредственно имеют отношение к оздоровительным и профилактическим оценочным элементам, которые зависят от уровня развития функции двух основных висцеральных систем –  дыхательной и сердечно-сосудистой. Например, у здорового человека в состоянии покоя дыхание становится более редким и глубоким, снижается уровень дыхания, уменьшается минутный объем дыхания на фоне возрастания коэффициента использования кислорода.

Общая физическая подготовка не только укрепляет и оздоравливает организм, но и повышает его функциональные возможности и работоспособность  (умственный труд студента),  обеспечивает оптимальное развитие и формирование развивающегося студенческого организма.  Физические упражнения,  составляющие ОФП,  с успехом применяются для профилактики и комплексного лечения больных различными заболеваниям в области лечебной физической культуры.

Известно, что современная  лечебная физическая культура имеет твердые клинико-физиологические основы и продолжает развиваться.  В результате многочисленных научно-экспериментальных исследований, которые проводились последние годы, доказан высокий уровень эффективности лечебной физкультуры, применяемой в процессе профилактики различного рода заболеваний.  Главная задача лечебной физической культуры заключается в восстановлении доминанты моторики,  то есть нормального стереотипа всей жизнедеятельности организма.

Таким образом, использование  физических упражнений в структуре ОФП предупреждает нарушение здоровья, которое развивается в результате недостаточной моторной активности человека  (студента). Особенно это относится к таким заболеваниям, как простуда, невроз, ожирение,  болезни сердечно-сосудистой системы,  органов дыхания, пищеварения и др.

Сравнительный анализ, который проводится на кафедре физического воспитания, свидетельствует, что занятия по общей физической подготовке студентов проводятся по специальной учебной программе в специальных медицинских группах, организованных на кафедре, и способствуют уменьшению проявлений патологического процесса и ускорению адаптации организма к возрастающим физическим нагрузкам. Эти прогрессирующие сдвиги необходимо рассматривать как показатель улучшения здоровья и повышения работоспособности студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, что позволяет утверждать о положительном эффекте физических упражнений как профилактических мероприятий. 19

Профилактика – совокупность мероприятий по предупреждению заболеваний.  Там же дано современное понятие о профилактике, которая включает систему комплексных мероприятий,  имеющих целью устранение факторов, временно действующих на здоровье людей, а также обеспечение все-стороннего развития физических и духовных сил человека.

Главной задачей оздоровительной профилактики является создание оптимальных условий, направленных на укрепление здоровья, повышение трудовой активности, отдыха, физической культуры и т.п. Естественно, в основе этих мероприятий, по нашему мнению, лежит общая физическая подготовка, причем она должна проводиться с учетом личностных свойств и типа темперамента.  Двигательная активность личности зависит от степени темперамента, который, представляет собой психическое свойство личности,  характеризирующее динамические особенности психической деятельности,  функционирование психических процессов человека(студента), их силу, скорость возникновения и настройки. В процессе проведения оздоровительно-профилактических мероприятий необходимо использовать личностные качества носителя сознания и самосознания. Поэтому самосознание – это уровень развития сознания человека,  который является основным в процессе оздоровительно - профилактических мероприятий таких, как физические упражнения. и состоянии здоровья человека.

Одним из реабилитационных мероприятий в целях оздоровления организма,  по мнению многих ученых,  является общая физическая подготовка. Реабилитация, в медицине –  это комплекс медицинских,  педагогических,  профессиональных мер,  направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате заболеваний и травм. 

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура,  в основе которой находятся двигательные упражнения из структуры общей физической подготовки, должна осуществляться строго по индивидуальной программе как по видам двигательной деятельности,  так и по объему дозировки в зависимости от категории и тяжести полученных травм или болезни. Правильная диагностика болезни или травм позволяет выбрать комплекс физических упражнений, которые в большей степени способствуют процессу оздоровительно-реабилитационного восстановления организма.   Оздоровительно-реабилитационная физическая культура представляет собой комплекс мероприятий, направленных на лечение или восстановление функциональных возможностей организма человека в связи с заболеванием или временной утратой работоспособности, вызванной в результате травмы.

 

 

Заключение

В современном обществе остро  стоит вопрос формирования осознанной потребности в занятиях физической культурой, ведении здорового образа жизни. Особенно остро стоит этот вопрос в процессе образования студентов  вузов, поскольку именно в этом возрасте происходит самоопределение, выбор  идеалов, примеров для подражания и  как следствие закладывается  фундамент для формирования тех  ценностей личности, которые будут  определять дальнейшую жизнедеятельность  студентов. Потенциальные возможности  физической культуры настолько велики, что способны стать основой при  решении самых сложных задач  в нашей жизни.

Физическая культура и  спорт всегда рассматривались и  ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда  наша страна переживает серьезный социально-демографический  кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования здорового образа жизни россиян становятся сверхактуальными.

Нам необходимо весь тот  огромный потенциал физической культуры и спорта в полной мере использовать на благо процветания России. Это  наименее затратные и наиболее эффективные  средства форсированного морального и  физического оздоровления нации.

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально  входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность  учебной деятельности.

 

 

Список литературы

1. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. – М. : Сов. энцикл., 1975.

2. Зимкин, Н. В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости / Н. В. Зимкин. – М. : Изд-во ФС, 1956.

3. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся в средних ПТУ. М., Высшая школа, 1982.

4. Кислицын, Ю. Л. Методика комплексной оценки уровня физического развития и функциональных возможностей студентов РУДН : учеб.-метод. пособие / Ю. Л. Кислицын [и др.]. – М. : РУДН,

5. Куколевский,  Г.  М.  Основы спортивной медицины / Г. М. Куколевский, Н. Д. Граевская. – М. : Медицина, 1971.

6. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983

7. Коц Я. М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986

8. Колесников В. Ф. Физическое воспитание. Л., 1985

9. Пилиповский, А. З. Физическое совершенство студенческой молодежи :  учеб.  пособие /  А.  З.  Пилиповский  [и др.]. – М. :  ТУУ, 2001.

10. Рафин А. Я. Физическая культура. М., 1989

11. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. М., Высшая школа, 1985.

12. Улькин В. Н. Физическая подготовка. Минск, 1991

13. http://fizrazvitie.ru/

14. http://www.ns-sport.ru/

 


Информация о работе Общая физическая подготовка