Занятия для студентов, зачисленных
на это отделение, являются обязательными
и проводятся на всём периоде обучения
в вузе в объёме 4 часов в неделю.
Программа курса этого отделения
включает теорию, практический программный
материал, обязательный для всех
учебных отделений, профессионально-прикладную
физическую подготовку, а также специальные
средства для устранения отклонений в
состоянии здоровья и физическом развитии.
На теоретических занятиях особое внимание
уделяется вопросам врачебного контроля,
самоконтроля и методики физического
воспитания с учётом отклонений в состоянии
здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная
физическая подготовка проводятся с учётом
функциональных возможностей студентов.
Главное в этой подготовке - овладение
техникой прикладных упражнений, устранение
функциональной недостаточности органов
и систем, повышение работоспособности
организма. Большое значение в учебных
занятиях этого отделения имеет реализация
принципов систематичности, доступности
и индивидуализации, строгая дозировка
нагрузки и постепенное её повышение.
Несмотря на оздоровительно-восстановительную
направленность занятий в специальном
отделении, они не должны сводиться только
к лечебным целям. Преподаватели должны
стремиться к тому, чтобы студенты этого
отделения приобрели достаточную разностороннюю
и специальную физическую
подготовленность,
улучшили своё физическое развитие и
в итоге были переведены в подготовительное
учебное отделение.
Учебные группы всех учебных
отделений закрепляются за преподавателями
физического воспитания на весь
период обучения. Если у студентов специального
и подготовительного учебных отделений
в процессе учебных занятий улучшились
состояние здоровья, физическое развитие
и подготовленность, то они на основании
заключения врача и решения кафедры по
окончании учебного года (или семестра)
переводятся в следующую медицинскую
группу или учебное отделение. Если в результате
болезни или других объективных причин
наблюдается ухудшение состояния здоровья,
то студенты переводятся в специальную
медицинскую группу в любое время учебного
года.
5.
Зачётные требования
и обязанности студентов
Программой предусмотрена сдача
студентами зачётов по физическому
воспитанию. Зачёт проводится в
виде собеседования преподавателя
с каждым студентом. В ходе
собеседования определяется степень
овладения студентом теоретического
программного материала. К зачёту допускаются
студенты, полностью выполнившие практический
раздел учебной программы, т.е. выполнившие
все запланированные практические контрольные
упражнения и нормативы. Контрольные упражнения
и нормативы по оценке физической подготовленности
студентов выполняются только в условиях
спортивных соревнований.
Сроки и порядок выполнения
контрольных требований, упражнений
и нормативов определяются учебной
частью вуза совместно с кафедрой
физического воспитания на весь
учебный год и доводятся до сведения студентов.
К выполнению зачётных требований,
упражнений и нормативов допускаются
студенты, регулярно посещавшие
учебные занятия и получившие
необходимую подготовку.
Отметка о выполнении зачёта
по физическому воспитанию вносится
в зачётную книжку студентов в конце каждого
семестра.
В процессе прохождения курса
физического воспитания каждый
студент обязан: систематически
посещать занятия по физическому
воспитанию (теоретические и практические)
в дни и часы, предусмотренные
учебным расписанием; повышать свою физическую
подготовку и выполнять требования и нормы
и совершенствовать спортивное мастерство;
выполнять контрольные упражнения и нормативы,
сдавать зачёты по физическому воспитанию
в установленные сроки; соблюдать рациональный
режим учёбы, отдыха и питания; регулярно
заниматься гигиенической гимнастикой,
самостоятельно заниматься физическими
упражнениями и спортом, используя консультации
преподавателя; активно участвовать в
массовых оздоровительных, физкультурных
и спортивных мероприятиях в учебной группе,
на курсе, факультете, в вузе; проходить
медицинское обследование в установленные
сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием
здоровья, физического развития, за физической
и спортивной подготовкой; иметь аккуратно
подогнанные спортивный костюм и спортивную
обувь, соответствующие виду занятий.
Возрастное воспитание складывается
не только из тренировки и
развития их в “образовательный”
период жизни (7 –25 лет) , но и в дальнейший
период (для людей среднего и пожилого
возраста) , что является вторым этапом
в жизни человека при воспитании физических
качеств.
6.
Физиологические
основы оздоровительной
тренировки
Система физических упражнений,
направленных на повышение функционального
состояния до необходимого уровня (100%
ДМПК и выше) , называется оздоровительной,
или физической, тренировкой (за рубежом
- кондиционная тренировка) . Первоочередной
задачей оздоровительной тренировки является
повышение уровня физического состояния
до безопасных величин, гарантирующих
стабильное здоровье. Важнейшей целью
тренировки для людей среднего и пожилого
возраста является профилактика сердечно-
сосудистых
заболеваний, являющихся основной причиной
нетрудоспособности и смертности в
современном обществе. Кроме того, необходимо
учитывать возрастные физиологические
изменения в организме в процессе инволюции.
Все это обусловливает специфику занятий
оздоровительной физической культурой
и требует соответствующего подбора тренировочных
нагрузок, методов и средств тренировки.
В оздоровительной тренировке (так
же, как и в спортивной) различают
следующие основные компоненты
нагрузки, определяющие ее эффективность:
тип нагрузки, величину нагрузки,
продолжительность (объем) и интенсивность,
периодичность занятий (количество раз
в неделю) , продолжительность интервалов
отдыха между занятиями.
7.
Тип нагрузки
Характер воздействия физической
тренировки на организм зависит,
прежде всего, от вида упражнений,
структуры двигательного акта. В
оздоровительной тренировке различают
три основных типа упражнений, обладающих
различной избирательной направленностью:
1 тип - циклические упражнения аэробной
направленности, способствующие развитию
общей выносливости; 2 тип - циклические
упражнения смешанной аэробно- анаэробной
направленности, развивающие общую и специальную
(скоростную) выносливость; 3 тип - ациклические
упражнения, повышающие силовую выносливость.
Однако оздоровительным и профилактическим
эффектом в отношении атеросклероза и
сердечно-сосудистых заболеваний обладают
лишь упражнения,направленные на развитие
аэробных возможностей и общей выносливости.(Это
положение особо подчеркивается в рекомендациях
Американского института спортивной медицины.)
В связи с этим основу любой оздоровительной
программы для людей среднего и пожилого
возраста должны составлять циклические
упражнения, аэробной направленности
(К. Купер, 1970; Р. Хедман, 1980; А. Виру, 1988, и
др.).
Исследования Б. А. Пироговой
(1985) показали, что решающим фактором,
определяющим физическую работоспособность
людей среднего возраста, является именно
общая выносливость, которая оценивается
по величине МПК.
В среднем и пожилом возрасте
на фоне увеличения объема
упражнений для развития общей
выносливости и гибкости снижается
необходимость в нагрузках скоростно-силового
характера (при полном исключении скоростных
упражнений). Кроме того, у лиц старше 40
лет решающее значение приобретает снижение
факторов риска ИБС (нормализация холестеринового
обмена, артериального давления и массы
тела), что возможно только при выполнении
упражнений аэробной направленности на
выносливость.
Таким
образом, основной тип нагрузки, используемый
в оздоровительной физической культуре,
- аэробные циклические упражнения.
Наиболее доступным и эффективным
из них является оздоровительный бег.
В связи с этим физиологические основы
тренировки будут рассмотрены на примере
оздоровительного бега. В случае использования
других циклических упражнений сохраняются
те же принципы дозировки тренировочной
нагрузки.
По степени воздействия на организм
в оздоровительной физической культуре
(так же, как и в спорте) различают пороговые,
оптимальные, пиковые нагрузки, а также
сверх нагрузки. Однако эти понятия относительно
физической культуры имеют несколько
иной физиологический смысл.
Пороговая нагрузка-это нагрузка,
превышающая уровень привычной
двигательной активности, та минимальная
величина тренировочной нагрузки,
которая дает необходимый оздоровительный
эффект: возмещение недостающих
энергозатрат, повышение функциональных
возможностей организма и снижение факторов
риска. С точки зрения возмещения недостающих
энергозатрат пороговой является такая
продолжительность нагрузки, такой объем
бега, которые соответствуют расходу энергии
не менее 2000 ккал в неделю. Такой расход
энергии обеспечивается при беге продолжительностью
около 3 ч (3 раза в неделю по 1 ч) , или 30 км
бега при средней скорости 10 км/ч, так как
при беге в аэробном режиме расходуется
примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у женщин
и1,08 ккал/кг у мужчин) .
Повышение функциональных возможностей
наблюдается у начинающих бегунов при
недельном объеме медленного бега, равном
15 км. Американские и японские ученые наблюдали
повышение МПК на 14 "/о после завершения
12-недельной тренировочной программы,
которая состояла из 5-километровых пробежек
3 раза в неделю (К. Купер, 1970) . Французские
ученые при принудительной тренировке
животных на тредбане (3 раза в неделю по
30 мин) через 10 недель обнаружили значительное
увеличение плотности капиллярного русла
миокарда и коронарного кровотока. Нагрузки,
вдвое меньшие по объему (по 15 мин) , подобных
изменений в миокарде не вызывали.
Снижение основных факторов риска
также наблюдается при объеме
бега не менее 15 км в неделю.
Так, при выполнении стандартной
тренировочной программы (бег 3 раза
в неделю по 30 мин) отмечалось отчетливое
понижение артериального давления до
нормальных величин. Нормализация липидного
обмена по всем показателям (холестерин,
ЛИВ, ЛВП) отмечается при нагрузках свыше
2 ч в неделю. Сочетание таких тренировок
с рациональным питанием позволяет успешно
бороться с избыточной массой тела. Таким
образом, минимальной нагрузкой для начинающих,
необходимой для профилактики сердечно-сосудистых
заболеваний и укрепления здоровья, следует
считать 15 км бега в неделю, или 3 занятия
по 30 мин.
Оптимальная нагрузка-это нагрузка
такого объема и интенсивности,
которая дает максимальный оздоровительный
эффект для данного индивида.
Зона оптимальных нагрузок ограничена
снизу уровнем пороговых, а
сверху - максимальных нагрузок. На
основании многолетних наблюдений автором
было выявлено, что оптимальные нагрузки
для подготовленных бегунов составляют
40-6О мин 3-4 раза в неделю (в среднем 30- 40
км в неделю) . Дальнейшее увеличение количества
пробегаемых километров нецелесообразно,
поскольку не только не способствует дополнительному
приросту функциональных возможностей
организма (МНЮ, но и создает опасность
травматизма опорно-двигательного аппарата,
нарушения деятельности сердечно-сосудистой
системы (пропорционально росту тренировочных
нагрузок) . Так, Купер (1986) на основании
данных Далласского центра аэробики отмечает
рост травматизма опорно-двигательного
аппарата при беге более 40 км в неделю.
Наблюдалось улучшение психического состояния
и настроения, а также снижение эмоциональной
напряженности у женщин при недельном
объеме бега до 40 км. Дальнейшее увеличение
тренировочных нагрузок сопровождалось
ухудшением психического состояния. При
увеличении объема беговых нагрузок у
молодых женщин до 50-60 км в неделю в ряде
случаев отмечалось нарушение менструального
цикла (в результате значительного снижения
жирового компонента) , что может стать
причиной половой дисфункции. Некоторые
авторы беговым "барьером" называют
90 км в неделю, превышение которого может
привести к своеобразной "беговой наркомании"
в результате чрезмерной гормональной
стимуляции (выделение в кровь эндорфинов)
. Нельзя не учитывать также отрицательное
влияние больших тренировочных нагрузок
на иммунитет, обнаруженное многими учеными
(Горшков, М. Я. Левин, 1984, и др.).
В связи с этим все, что
выходит за рамки оптимальных
тренировочных нагрузок, не является
необходимым с точки зрения
здоровья. Оптимальные нагрузки
обеспечивают повышение аэробных
возможностей, общей выносливости
и работоспособности, т.е. уровня
физического состояния и здоровья. Максимальная
длина тренировочной дистанции в оздоровительном
беге не должна превышать 20 км, поскольку
с этого момента в результате истощения
мышечного гликогена в энергообеспечение
активно включаются жиры, что требует
дополнительного расхода кислорода и
приводит к накоплению в крови токсичных
продуктов. Бег на 30-40 км требует повышения
специальной марафонской выносливости,
связанной с использованием свободных
жирных кислот (СЖК) а не углеводов. Задача
же оздоровительной физкультуры укрепление
здоровья путем развития общей (а не специальной)
выносливости и работоспособности.