Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 12:00, реферат

Описание работы

Физические качества - отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Основными физическими качествами являются: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Специальная физическая подготовка • процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий.

Содержание

4.1 Основные понятия
4.2 Методические принципы физического воспитания
4.3 Методы физического воспитания
4.4 Основы обучения движениям
4.5 Средства и методы развития физических качеств
4.5.1 Средства и методы развития силы
4.5.2 Средства и методы развития быстроты движений
4.5.3 Средства и методы развития выносливости
4.5.4 Средства и методы развития гибкости
4.5.5 Средства и методы развития ловкости
4.6 Формы организации физического воспитания
4.6.1 Урочная форма
4.6.2 Неурочные формы занятий
4.7 Общая и моторная плотность занятия
4.8 Физическая подготовка
4.9 Зоны и интенсивность физических нагрузок

Работа содержит 1 файл

Копия реф лилия.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Умение выполнять двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике, предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения происходит постоянный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущность двигательного умения.

Двигательное  умение характеризуется такой степенью владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи. 
В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируются и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличительной чертой является автоматизированное управление движениями. Вместе с тем для навыка характерна слитность движений и надежность. Следовательно, двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит, автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.
 

4.5 Средства и методы развития физических качеств [top]

4.5.1 Средства и методы развития силы [top]

Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных напряжений. Различают абсолютную и относительную силу:

абсолютная сила - суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в конкретном движении. 
 
относительная сила - проявление абсолютной силы в пересчете на кг веса человека.

Средствами развития силы мышц являются различные несложные по структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три основных вида:

  • упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах, упражнения с сопротивлением партнера,
  • упражнения с сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.);
  • упражнения с преодолением веса собственного тела (гимнастические силовые упражнения: отжимания в упоре лежа, отжимания на брусьях, подтягивание; легкоатлетические прыжковые упражнения и т.д.);
  • изометрические упражнения (упражнения статического характера).

Наиболее распространены следующие методы развития силы:

  • метод максимальных усилий (упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений до 90% от максимально возможного; в серии выполняется 1-3 повторений, за одно занятие выполняется 5-6 серий, отдых между сериями 4-8 минут);
  • метод повторных усилий (или метод "до отказа") (упражнения выполняются с отягощением до 70% от максимально возможного, которые выполняются сериями до 12 повторений, в одном занятии выполняется от 3 до 6 серий, отдых между сериями от 2 до 4 минут);
  • метод динамических усилий (упражнения выполняются с отягощением до 30% от максимально возможного, в серии выполняется до 25 повторений, количество серий за одной занятие от 3 до 6. Отдых между сериями от 2 до 4 минут).

4.5.2 Средства и методы развития быстроты движений [top]

Быстрота - это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции.

Быстрота движений обусловливается в первую очередь  соответствующей деятельностью  коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена. Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется временем одиночного движения, временем двигательной реакции и частотой одинаковых движений в единицу времени (темпом).

Для целенаправленного  развития быстроты простой двигательной реакции с большой эффективностью используются различные методы:

  • метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);
  • игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).

Средства для  развития быстроты могут быть самыми разнообразными - это легкая атлетика, бокс, вольная борьба, спортивные игры.

4.5.3 Средства и методы развития выносливости [top]

Выносливость - это способность человека значительное время выполнять работу без снижения мощности нагрузки ее интенсивности или способность организма противостоять утомлению.

Выносливость  как качество проявляется в двух основных формах:

  • в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
  • в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

На практике различают общую и специальную  выносливость.

Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению любой мышечной работы с высокой эффективностью. 
Специальная выносливость - способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины (бег, плавание) или в течение строго ограниченного времени (футбол, баскетбол, хоккей).

В зависимости  от интенсивности работы и выполняемых  упражнений выносливость различают  как: силовую, скоростную, скоростно-силовую, координационную и выносливость к статическим усилиям.

Для развития выносливости применяются различные методы.

  • равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения цик лического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);
  • переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);
  • интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).

Средствами воспитания выносливости являются циклические  упражнения (ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах).

 
4.5.4 Средства и методы развития гибкости
[top]

Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Различают две  формы проявления гибкости:

  • активную, величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнения, благодаря собственным мышечным усилиям;
  • пассивную, максимальная величина амплитуды движений, достигаемая под воздействием внешних сил (партнер, отягощение).

Одним из наиболее принятых методов развития гибкости является метод многократного растягивания. Этот метод основан на свойстве мышц растягиваться больше при многократных повторениях.

Средствами развития гибкости являются: повторные пружинящие движения, активные свободные движения с постепенным увеличением амплитуды, пассивные упражнения, выполняемые с помощью партнера и т.д. 
Следует всегда помнить, что упражнения на растяжку или с большой амплитудой движения следует делать после хорошей разминки и при этом не должно быть сильных болевых ощущений.

4.5.5 Средства и методы развития ловкости [top]

Ловкость - это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи. 
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.

Наиболее распространенными  средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:

  • выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
  • зеркальное выполнение упражнений;
  • усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  • изменение скорости и темпа движений;
  • изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля).
 

4.6 Формы организации физического воспитания [top]

4.6.1 Урочная форма [top]

Основной формой организации занятий по физическому  воспитанию считается урочная. Отметим  характерные признаки урочной формы:

  • проводятся под руководством педагога;
  • коллектив занимающихся организован и однороден;
  • занятия проводятся по разработанной программе;
  • занятия проводятся по расписанию.

Урок принято  делить на 3 части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть урока. В этой части урока решаются следующие задачи:

  • подготовка центральной нервной системы и вегетативных функций к предстоящей нагрузке:
  • подготовка двигательного аппарата к действиям, требующим отзанимающихся значительных мышечных усилий.

Основная часть урока. В основной части урока решаются главные задачи:

  • развитие волевых и физических качеств занимающихся;
  • формирование жизненно необходимых и спортивных навыков.

Заключительная часть урока. В этой части урока основными задачами являются следующие:

  • содействовать более быстрому восстановлению организма после нагрузки в основной части (рекомендуется выполнять упражнения на расслабление, на растягивание, массаж);
  • подвести итоги работы на уроке. Преподаватель должен дать оценку действиям занимающихся, проинформировать о предстоящих занятиях.

4.6.2 Неурочные формы занятий [top]

Неурочные формы  занятий физическими упражнениями могут быть эпизодическими (походы, катания на лыжах, коньках и т.п.) и систематическими (гигиеническая  и производственная гимнастика). Если эпизодические занятия не имеют строгой регламентации, то систематические неурочные формы занятий физическими упражнениями имеют вполне определенные требования к нагрузке. 

4.7 Общая и моторная плотность занятия [top]

Для анализа  эффективности урока (занятия) важным показателем является плотность  занятий. Общая плотность занятий  определяется отношением полезно использованного  времени на занятии к директивному (установленному по расписанию) в процентах по формуле:

Р.общ = Тп х 100%/То

где Р.общ - общая  плотность занятия;

Тп - время, использованное на полезную деятельность (имеющую  прямое отношение к занятию). Учитывается  время выполнения упражнений, необходимый  отдых после них, время на объяснение и показ; 
 
Т0 - директивное время, отведенное на учебное занятие по расписанию (например, 45 мин или 90 мин).

Моторная плотность - это отношение непосредственно  потраченного на выполнение упражнений времени к директивному и определяется по формуле:

Т.мот = Т.у х 100%/Т .0

где Рмот - моторная плотность;

Информация о работе Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания