Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:
- метод регламентированного упражнения
- игровой метод
- соревновательный метод
- словесные и сенсорные методы

Содержание

ЧАСТЬ 1:
1. Методы физического воспитания
2. Двигательные умения и навыки
3. Физические качества
4. Формы занятий
ЧАСТЬ 2:
5. Общая физическая подготовка
6. Специальная физическая подготовка
7. Спортивная физическая подготовка
8. Интенсивность нагрузок
9. Энергозатраты при физической нагрузке
Приложение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Физра.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Цель  подготовки в сфере спорта высших достижений — добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Однако, что касается средств, методов, принципов  спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Структура подготовленности спортсмена включает технический, физический, тактический и психический элементы.

Под технической  подготовленностью следует понимать степень освоения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактическими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды. Изменения правил соревнований, использование иного спортивного инвентаря заметно влияет на содержание технической подготовленности спортсменов.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым  относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного  вида спорта. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена, специализирующегося в данном виде спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рациональность и в то же время характерны для индивидуальных особенностей данного спортсмена.

Физическая  подготовленность — это возможности  функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Психическая подготовленность по своей структуре  неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

  В структуре специальной психической  подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

      ·        устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

      ·        кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;

      ·        способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

      ·        способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

способность к формированию в структурах головного  мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

    8.     Интенсивность физических нагрузок

Воздействие физических упражнений на человека связано  с нагрузкой на его организм, вызывающей активную реакцию функциональных систем. Чтобы определить степень напряженности этих систем при нагрузке, используются показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. Таких показателей много: изменение времени двигательной реакции, частота дыхания, минутный объем потребления кислорода и т.д. Между тем наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки, особенно в циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на частоту сердечных сокращений. Физиологи определяют четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: О, I, II, III. На рис. 5.12 представлены зоны интенсивности нагрузок при равномерной мышечной работе.

Разделение  нагрузок на зоны имеет в своей  основе не только изменение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических процессах при нагрузках разной интенсивности.

Нулевая зона характеризуется аэробным процессом  энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в мин для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления (при повторном или интервальном методах тренировки) или для активного отдыха. Существенный прирост потребления кислорода, а следовательно, и соответствующее тренирующее воздействие на организм происходит не в этой, а в первой зоне, типичной при воспитании выносливости у начинающих.

Первая  тренировочная зона интенсивности  нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме) происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван порогом готовности.

При воспитании общей выносливости для подготовленного  спортсмена характерно естественное «вхождение» во вторую зону интенсивности нагрузок. Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин, это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных занимающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130— 140 удар/мин, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160—165 удар/мин.

В третьей  тренировочной зоне (более 180 удар/мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты. Уменьшается время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 удар/мин, что приводит к падению ее сократительной силы (при покое 0,25 с — сокращение, 0,75 с - отдых; при 180 удар/мин — 0,22 с — сокращение, 0,08 с — отдых), резко возрастает кислородный долг.

К работе большой интенсивности организм приспосабливается в ходе повторной  тренировочной работы. Но самых больших  значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера.

    9.     Энергозатраты при физических нагрузках

Чем больше мышечная работа, тем сильнее возрастает расход энергии. Отношение энергии, полезно затраченной на работу, ко всей израсходованной энергии называется коэффициентом полезного действия (КПД). Считается, что наибольший КПД человека при привычной для него работе не превышает 0,30—0,35. Следовательно, при самом экономном расходе энергии в процессе работы общие энергетические затраты организма минимум в 3 раза превышают затраты на совершение работы. Чаще же КПД равен 0,20—0,25, так как нетренированный человек тратит на одну и ту же работу больше энергии, чем тренированный. Так, экспериментально установлено, что при одной и той же скорости передвижения разница в расходе энергии между тренированным спортсменом и новичком может достигать 25—30%

Общее представление о расходе энергии (в ккал) во время прохождения разных дистанций дают следующие цифры, определенные известным физиологом спорта B.C. Фарфелем.

Бег легкоатлетический, м                                                                       Плавание, м           

100 –             18                                                                                100 –  50            

200 –             25                                                                                200 –  80            

400 –             40                                                                                400 –  150           

800 –             60                                                                    Лыжные гонки, км         

1500 –             100                                                                              10  –    550          

3000 –             210                                                                              30  –    1800         

5000 –             310                                                                              50  –    3600       

10000 –             590                                                                              Велогонки, км       

42195 –             2300                                                                               1  –      55

Бег на коньках, м                                                                              10  –    300

     500 –             35                                                                                20  –    500         

1500 –             65                                                                                50  –    1100         

5000 –             200                                                                              100 –             2300       

10000 –             410    

Г.В. Барчукова  и С.Д. Шпрах сравнивают энергетическую «стоимость» различных проявлений спортивной и бытовой дыхательной деятельности (в расчете ккал/мин).

      Двигательная  деятельность     ккал/мин

      Лыжи.    10,0-20,0

      Бег по пересеченной местности   ...    10,6

      Футбол... 8,8

      Теннис... 7,2-10,0

      Настольный  теннис...    6,6—10,0

      Плавание (брасс) . .... 5,0—11,0

      Волейбол. 4,5-10,0

      Гимнастика   ... 2,5—6,5

      Современные танцы .... 4,7—6,6

      Вождение  машины... 3,4—10,0

      Мытье окон... 3,0—3,7

      Косьба травы... 1,0—7,5

         Одевание  и раздевание……….2,3—4,0,

С ориентацией  на мощность и расход энергии были установлены зоны относительной мощности в циклических видах спорта

Степень мощности Продолжительность работы Виды физических упражнений при рекордном выполнении
Максимальная От 20 до 25 с Бег 100 и 200 м.

Плавание 50м

Велогонка 200 м с хода

Субмаксимальная От 25 с до 3-5 мин Бег 400, 800, 1000, 1500 м.

Плавание 100, 200, 400 м

Бег на коньках 500, 1500, 3000 м

Велогонки 300, 1000, 2000, 3000, 4000 м

Большая От 3-5 до 30 мин Бег 2, 3, 5, 10 км

Плавание 800, 1500 м

Бег на коньках 5, 10 км

Велогонки 5000, 10000, 20000 м

Умеренная Св. 30 мин Бег 15 км и более

Спортивная  ходьба 10 км и более

Бег на лыжах 10 км и более

Велогонки 100 км и более

Зоны максимальной мощности в спортивных упражнениях

(по В.С.  Фарфелю, Б.С. Гиппенрейтеру)

Эти четыре зоны относительной мощности предполагают деление множества различных  дистанций на четыре группы: короткие, средние, длинные и сверхдлинные.

Информация о работе Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания