Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:24, реферат
Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств
Введение 3
1. Понятие физического образования. Физическая культура в общеобразовательных учреждениях. 5
2. Физическое образование в высших учебных заведениях. 8
3. Образование по физической культуре с профессиональной направленностью 11
Заключение 18
Список использованной литературы 21
Профессиональная деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта [4].
Университеты готовят специалистов по физической культуре и спорту, которые могут работать как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере физической культуры и спорта, отличную от педагогической (например, деятельность спортивных менеджеров, организаторов и устроителей спортивно-зрелищных мероприятий – то есть, управленческую и рекреационную деятельность), что отмечено в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для специальности 022300 – Физическая культура и спорт. Поэтому, выявляя содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, следует учитывать оба аспекта их профессиональной деятельности, которую имеет смысл условно разделить на две группы: педагогическую (учитель ФК и тренер) и деятельность, не связанную напрямую с системой образования (организационно-управленческая деятельность).
К характерным особенностям учебно-тренировочной деятельности (первая группа) относится узкоспециализированная и индивидуализированная направленность процесса спортивной подготовки, добровольность занятий спортом и повышенные психологические и физические нагрузки. При этом на начальном этапе спортивной подготовки главной задачей тренера является формирование у воспитанников мотивации к занятиям спортом. Учитывая, что в данный период учебно-тренировочный процесс носит, преимущественно, характер общефизической подготовки, требования к поведению тренера, к используемым им воспитательным средствам и методам аналогичны соответствующим требованиям к учителю физической культуры. Это и демократичность, и стремление и умение заинтересовать учащихся двигательной деятельностью, и ориентация на индивидуальные желания подопечных, и ненасильственное вовлечение каждого воспитанника в физкультурную/спортивную деятельность. С переходом на стадию начальной спортивной специализации физические нагрузки на спортсменов существенно увеличиваются, становятся узконаправленными (специализированными); тренер, зачастую, должен заставлять (принуждать) своих спортсменов выполнять упражнения, задания, прилагать значительные физические усилия. В этих условиях тренеру необходима способность к проявлению авторитарности, определенной жесткости и непреклонности, даже при работе с высокомотивированными спортсменами. В дальнейшем (на последующих этапах спортивной подготовки), когда воспитанники привыкнут к физическим нагрузкам, авторитарность уже не так востребована, по крайней мере, ее проявление необходимо не в массовом порядке, а в работе с отдельными спортсменами.
Главный
ожидаемый результат
Профессиональная управленческая деятельность (например, в роли руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника органов управления физической культурой и спортом) не относится к основным видам деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Тем не менее, поскольку одним из факторов конкурентоспособности специалистов является их полипрофессионализм, не стоит игнорировать данный аспект профессиональной подготовки. К тому же особенностью труда в отрасли физическая культура и спорт является то, что в нем в соотносимой мере представлены и управленческие, и педагогические характеристики. Педагогический аспект деятельности спортивных менеджеров обусловлен тем, что физическая культура и спорт выполняют в обществе, в том числе, социально-педагогические функции. С другой стороны, большинство работников физкультурно-спортивных организаций реализуют управленческие функции. Так, например, тренер-преподаватель по спорту осуществляет набор в спортивную школу (секцию) группы лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом; обеспечивает безопасность учебно-тренировочного процесса; разрабатывает годовые и текущие планы подготовки, ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, – эти аспекты его деятельности включены в круг функций управления.
Управленческая деятельность (спортивный менеджмент) как особый вид трудовой профессиональной деятельности работников физкультурно-спортивных организаций возник на определенной стадии разделения и кооперации их труда – с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих.
Специфическим для сферы физической культуры и спорта является выполнение руководителями особенных функций в процессе решения общих управленческих задач отраслевого (контекстного) содержания, а именно:
Выполнение
общих и специфических
Таким образом, специалист по физической культуре и спорту должен быть подготовлен:
Кроме того, специалист по физической культуре и спорту в процессе обучение должен освоить решение таких задач как:
1. Педагогическая, тренерская деятельность:
-
оценивать физическое и
-
определять цели и задачи
- подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки;
- определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида;
-
оценивать эффективность
-
с помощью систем тестов
-
обучать двигательным
-
контролировать эффективность
-
использовать компьютерную
-
способствовать формированию
2. Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и спорта:
-
выделять и формулировать
-
формировать логику и
- определять цели и задачи исследования;
-
применять адекватные
-
обрабатывать, анализировать и оформлять
результаты исследований, используя
для этого компьютерную
3. Организационно-управленческая деятельность:
-
планировать и прогнозировать
развитие физической культуры
и спорта на местном,
-
принимать управленческие
-
анализировать и обобщать
-
организовывать и проводить
-
работать с финансово-
4.
Рекреационная и
-
анализировать ценности и
-
прогнозировать условия и
-
разрабатывать программы для
двигательной рекреации и
Таким образом, образование по физической культуре или физическое образование явление многоаспектное. Его можно рассматривать как с позиции получения и освоения физических навыков в процессе обучения в общеобразовательных, высших и т.д. заведениях, так и как процесс, связанный с приобретением разновидности профессиональной деятельности.
Кроме того, получаемое образование по физической культуре способствует приобретению таких групп ценностей как: