Образование по физической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:24, реферат

Описание работы

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств

Содержание

Введение 3
1. Понятие физического образования. Физическая культура в общеобразовательных учреждениях. 5
2. Физическое образование в высших учебных заведениях. 8
3. Образование по физической культуре с профессиональной направленностью 11
Заключение 18
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

физическая культура.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

      Профессиональная  деятельность специалиста по физической культуре и спорту направлена на изучение и совершенствование физических, психических и функциональных возможностей человека, на разработку и утверждение принципов активного и здорового образа жизни, их практическую реализацию средствами физической культуры и спорта, на формирование личности, ее приобщение к общечеловеческим ценностям, ценностям физической культуры и спорта [4].

      Университеты  готовят специалистов по физической культуре и спорту, которые могут  работать как учителями физической культуры и тренерами, так и осуществлять другого рода деятельность в сфере  физической культуры и спорта, отличную от педагогической (например, деятельность спортивных менеджеров, организаторов и устроителей спортивно-зрелищных мероприятий – то есть, управленческую и рекреационную деятельность), что отмечено в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования для специальности 022300 – Физическая культура и спорт. Поэтому, выявляя содержание профессиональной компетентности специалистов по физической культуре и спорту, следует учитывать оба аспекта их профессиональной деятельности, которую имеет смысл условно разделить на две группы: педагогическую (учитель ФК и тренер) и деятельность, не связанную напрямую с системой образования (организационно-управленческая деятельность).

      К характерным особенностям учебно-тренировочной деятельности (первая группа) относится узкоспециализированная и индивидуализированная направленность процесса спортивной подготовки, добровольность занятий спортом и повышенные психологические и физические нагрузки. При этом на начальном этапе спортивной подготовки главной задачей тренера является формирование у воспитанников мотивации к занятиям спортом. Учитывая, что в данный период учебно-тренировочный процесс носит, преимущественно, характер общефизической подготовки, требования к поведению тренера, к используемым им воспитательным средствам и методам аналогичны соответствующим требованиям к учителю физической культуры. Это и демократичность, и стремление и умение заинтересовать учащихся двигательной деятельностью, и ориентация на индивидуальные желания подопечных, и ненасильственное вовлечение каждого воспитанника в физкультурную/спортивную деятельность. С переходом на стадию начальной спортивной специализации физические нагрузки на спортсменов существенно увеличиваются, становятся узконаправленными (специализированными); тренер, зачастую, должен заставлять (принуждать) своих спортсменов выполнять упражнения, задания, прилагать значительные физические усилия. В этих условиях тренеру необходима способность к проявлению авторитарности, определенной жесткости и непреклонности, даже при работе с высокомотивированными спортсменами. В дальнейшем (на последующих этапах спортивной подготовки), когда воспитанники привыкнут к физическим нагрузкам, авторитарность уже не так востребована, по крайней мере, ее проявление необходимо не в массовом порядке, а в работе с отдельными спортсменами.

      Главный ожидаемый результат деятельности учителя физической культуры – психическое и физическое здоровье учащихся – отсрочен и не является ярко выраженным, дополнительно не оплачивается. Результат труда тренера – высокие достижения воспитанников, их победы в соревнованиях – может быть им увиден, прочувствован и специально оплачивается. Это может стать причиной (и, нередко, становится) резко прагматического подхода тренеров к своим воспитанникам, его стремления добиваться от них работы на пределе их физических и психических возможностей. При этом, зачастую, используются и противозаконные средства повышения работоспособности и результативности спортсменов (допинг), и безнравственные, калечащие души воспитанников методы воздействия (различные аморальные способы эмоционального воздействия на чувства, стремления воспитанников), и небезопасно для физиологии воспитанников повышаются нагрузки, и т.п. То есть, с нравственной точки зрения, тренеру особенно важно обладать моральной чистоплотностью, осознавать свою высокую ответственность за формируемую личность спортсмена, чтобы стремиться находить компромисс между стремлением к победе и морально-психологической и физической безопасностью содержания учебно-тренировочного процесса для спортсменов.

      Профессиональная  управленческая деятельность (например, в роли руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника органов управления физической культурой и спортом) не относится к основным видам деятельности специалиста по физической культуре и спорту. Тем не менее, поскольку одним из факторов конкурентоспособности специалистов является их полипрофессионализм, не стоит игнорировать данный аспект профессиональной подготовки. К тому же особенностью труда в отрасли физическая культура и спорт является то, что в нем в соотносимой мере представлены и управленческие, и педагогические характеристики. Педагогический аспект деятельности спортивных менеджеров обусловлен тем, что физическая культура и спорт выполняют в обществе, в том числе, социально-педагогические функции. С другой стороны, большинство работников физкультурно-спортивных организаций реализуют управленческие функции. Так, например, тренер-преподаватель по спорту осуществляет набор в спортивную школу (секцию) группы лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом; обеспечивает безопасность учебно-тренировочного процесса; разрабатывает годовые и текущие планы подготовки, ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, – эти аспекты его деятельности включены в круг функций управления.

      Управленческая  деятельность (спортивный менеджмент) как особый вид трудовой профессиональной деятельности работников физкультурно-спортивных организаций возник на определенной стадии разделения и кооперации их труда – с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих.

      Специфическим для сферы физической культуры и  спорта является выполнение руководителями особенных функций в процессе решения общих управленческих задач отраслевого (контекстного) содержания, а именно:

  • управление коллективной деятельностью в физкультурно-спортивных организациях, направленной на удовлетворение физкультурно-спортивных потребностей общества, и способствование получению прибыли от реализации товаров и услуг,
  • экономическое и социальное управление системой спортивных соревнований различного ранга,
  • привлечение спонсоров к финансированию своей организации и отрасли в целом,
  • деятельность по продаже прав и аренде спортсменов,
  • осуществление связей и координация деятельности с внешними физкультурно-спортивными организациями,
  • осуществление контроля за заключенными договорами, соглашениями, контрактами со спортсменами, тренерами, командами, клубами, спонсорами и т.д.

      Выполнение  общих и специфических управленческих функций в соответствии с принципами управления требует от спортивного  менеджера соответствующей компетентности в совокупности знаний, умений, опыта  и др. [5]

      Таким образом, специалист по физической культуре и спорту должен быть подготовлен:

  • к педагогической и тренерской деятельности во всех типах образовательных учреждений, в организациях, на предприятиях различной формы собственности, в сборных командах по видам спорта, включая сборные команды Российской Федерации;
  • к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта на местном, региональном и федеральном уровнях;
  • к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, лечебных, реабилитационных и профилактических учреждениях любой формы собственности.

      Кроме того, специалист по физической культуре и спорту в процессе обучение должен освоить решение таких задач  как:

      1. Педагогическая, тренерская деятельность:

      - оценивать физическое и функциональное  состояние индивида, его пригодность  к занятиям тем или иным  видом физкультурно-спортивной деятельности;

      - определять цели и задачи учебного  и тренировочного процессов;

      - подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки;

      - определять величину нагрузок, адекватную  возможностям индивида;

      - оценивать эффективность используемых  средств и методов в учебном  и тренировочном процессе;

      - с помощью систем тестов осуществлять текущий и этапный контроль за состоянием общей и специальной работоспособности занимающихся и вносить коррективы в тренировочный процесс;

      - обучать двигательным действиям;

      - контролировать эффективность техники  физкультурно-спортивных движений, разрабатывать и использовать приемы ее совершенствования;

      - использовать компьютерную технику,  компьютерные программы для планирования  учебного и тренировочного процессов,  учета выполняемых тренировочных  нагрузок, контроля за состоянием  занимающихся, корректировки тренировочного процесса, решения других практических задач;

      - способствовать формированию личности  обучающихся в процессе занятий  физической культурой и спортом,  ее приобщению к общечеловеческим  ценностям к здоровому образу  жизни.

      2. Научно-исследовательская деятельность в сфере физической культуры и спорта:

      - выделять и формулировать актуальные  проблемы в сфере физической  культуры и спорта;

      - формировать логику и методологию  научных исследований в сфере  физической культуры и спорта;

      - определять цели и задачи исследования;

      - применять адекватные поставленным  задачам методы и методики  исследований;

      - обрабатывать, анализировать и оформлять  результаты исследований, используя  для этого компьютерную технику  и компьютерные программы.

      3. Организационно-управленческая деятельность:

      - планировать и прогнозировать  развитие физической культуры  и спорта на местном, региональном  и федеральном уровнях;

      - принимать управленческие решения;

      - анализировать и обобщать деятельность  государственных и общественных  органов управления в сфере физической культуры и спорта;

      - организовывать и проводить физкультурно-массовые  и спортивные мероприятия;

      - работать с финансово-хозяйственной  документацией.

      4. Рекреационная и реабилитационная  деятельность:

      - анализировать ценности и эффективность видов рекреационной и реабилитационной деятельности;

      - прогнозировать условия и направление  сферы досуга и активного отдыха  различных категорий населения;

      - разрабатывать программы для  двигательной рекреации и реабилитации  населения на региональном и местном уровнях, подбирать соответствующие средства и методы их реализации [4].

 

Заключение

 

      Таким образом, образование по физической культуре или физическое образование  явление многоаспектное. Его можно  рассматривать как с позиции  получения и освоения физических навыков в процессе обучения в общеобразовательных, высших и т.д. заведениях, так и как процесс, связанный с приобретением разновидности профессиональной деятельности.

      Кроме того, получаемое образование по физической культуре способствует приобретению таких групп ценностей как:

  • интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека);
  • двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки);
  • технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения);
  • интенционные (сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе);
  • мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).

Информация о работе Образование по физической культуре