Образование по физической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:24, реферат

Описание работы

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств

Содержание

Введение 3
1. Понятие физического образования. Физическая культура в общеобразовательных учреждениях. 5
2. Физическое образование в высших учебных заведениях. 8
3. Образование по физической культуре с профессиональной направленностью 11
Заключение 18
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

физическая культура.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

            ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального  образования

            РОССИЙСКИЙ

            ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Филиал  РГГУ в г. Великий  Новгород 
 
 
 

                Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии»
 
 
 

ХОТЬКО  ДЕНИС ИГОРЕВИЧ 

образование по физической культуре 
 

Реферат по дисциплине «Физическая культура» 

студента 2-го курса заочного отделения группы 092С 
 
 
 
 
 

 
Проверил:

к.и.н., доцент

______________     Н.Е. Виснап                                           
«_____»_____________________ 2010 

 
 
 
 
 
 

Великий Новгород

2010

 

Содержание 

 

Введение

 

      Физическая  культура – сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических  способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

      Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

      Термин  «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время — журнал «Теория и практика физической культуры».

      Уже само наименование «физическая культура»  указывает на ее принадлежность к  культуре. Физическая культура – это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

      Физическая  культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека Социальные и биологические основы физической культуры.

      На  сегодняшний день рядом теоретиков оспаривается целесообразность использования термина «физическая культура». Одним из аргументов «против» является то, что в большинстве стран мира данный термин вообще отсутствует в научном лексиконе. В связи с этим, одни исследователи полагают, что этот термин следует полностью заменить на принятое во всем мире понятие «спорт», в то время как другие считают научное определение физической культуры «шагом вперед» по сравнению с западной спортивной наукой [1].

 

    1. Понятие физического образования. Физическая культура в общеобразовательных учреждениях

 

      Физическим  образованием называются процесс и  результат овладения специальными систематизированными знаниями, физическими  упражнениями, а также способами  их самостоятельного изучения и использования  в жизни.

      Главный путь получения образования – обучение в учебном заведении, где оно связано с воспитанием. В этой необходимо отметить одну особенность, согласно которой практически все источники теории и методики физического воспитания рассматривают понятие «физическое образование» как составную часть физического воспитания. Эти понятия теории и методики взаимосвязаны и означают параллельно развивающиеся процессы. Критерии физического образования и физического воспитания разные. Физически воспитанный человек и физически образованный человек – это не одно и то же, так как пути развития этих процессов различны. Процесс физического воспитания может осуществляться даже при отсутствии элементов обучения двигательным действиям, т.е. в данном случае физическое воспитание будет направлено на развитие основных физических способностей. В процессе образования по физической культуре, как правило, присутствует обучающий – педагог и обучаемый, и данный процесс направлен на овладение конкретными способами выполнения физических упражнений. При обучении технике выполнения физических упражнении у обучающихся непременно развиваются и физические качества, так как это есть педагогический процесс совершенствования двигательного действия при многократных повторениях физических упражнений различной интенсивности. Следовательно, процесс образования по физической культуре многогранный и направлен на формирование физкультурной грамотности, составной частью которой являются физическая образованность и физическая воспитанность.

      В учебном плане общеобразовательных  учреждений имеется учебный предмет «физическая культура», основная задача которого - достижение соответствующего уровня общего образования по этой дисциплине как составной части общего образования учащихся.

      На  современном этапе развития образования  главной целью школьного предмета «физическая культура» является содействие формированию физической культуры школьников. Следовательно, изменилось и содержание данного предмета: образовательная и воспитательная задачи решаются одновременно. На уроках физической культуры наряду с овладением техникой выполнения физических упражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости и гибкости), а также воспитание морально-волевых качеств с использованием полного арсенала средств физической культуры. Рамки школьного предмета «физическая культура» значительно расширились и включают задачу и физического воспитания. Безусловно, физическое воспитание как педагогическая система физического совершенствования человека остается понятием ключевым и является частью общего воспитания и в целом всей физической культуры человека. Значение этих двух понятий теории и методики физической культуры – физического образования и физического воспитания неоднозначно, но содержание этих процессов направлено на формирование физической культуры личности. Образование по физической культуре как часть общего образования может быть начальным, средним, высшим. В начальных классах общеобразовательных школ в рамках учебного предмета «физическая культура» решается задача общего образования по физической культуре как составной части общего начального образования. В средних общеобразовательных учреждениях главной задачей этого предмета является содействие формированию физической культуры школьников как составной части общего среднего образования. Образование по физической культуре в средних общеобразовательных учреждениях может быть с профессиональной направленностью, т.е. с учетом получаемой профессии. В средних педагогических колледжах изучают теорию и методику физической культуры, а в средних медицинских колледжах - специальный предмет «лечебная физкультура» и т.д. Это и есть образование по физической культуре с профессиональной направленностью. Высшее образование по физической культуре решает более профессиональные задачи – формирование физической культуры с точки зрения требований конкретной профессии, и средства для достижения этой цели значительно отличаются. Кроме того, можно отметить еще одну форму высшего образования по физической культуре – это высшее научное образование по физической культуре, которое приобретается аспирантами и соискателями в процессе работы над диссертациями, а также защиты кандидатских и докторских диссертаций [2].

 

2. Физическое образование  в высших учебных заведениях

 

      Физическая  культура, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным состоянием, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мироощущением через двигательную деятельность. Она имеет большие потенциальные возможности для формирования целостной личности, сочетая единство духовного и физического.

      Поэтому, первый круг задач физической культуры в вузе является образование, воспитание и оздоровление студентов через  приобретение знаний о связи физического воспитания с другими сторонами воспитания, а именно, нравственным, умственным, трудовым эстетическим и т.д., о культуре здоровья, о здоровом образе жизни, о формировании жизненно важных двигательных умений и навыков. Образовательная задача, формируя мировоззрение, содействует становлению культуры личности – человека способного воспринимать и воспроизводить духовные и материальные ценности, развивает стремление к успеху, умение работать на высокий результат, быть всемерно готовым к воспроизводству себе подобных. В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

      Сегодня, когда наблюдается значительное ослабление воспитательной функции  высшей школы, физическая культура и спорт остаются одними из немногих направлений в жизнедеятельности вузов, по которым может осуществляться реальная взаимозаинтересованная воспитательная работа со студентами. Исключительная роль в формировании духовного облика учащейся молодежи принадлежит переносу положительных качеств из сферы занятий физической культурой на жизненную позицию в целом. Воспитательная задача включает в себя развитие, как духовных качеств (воля, целеустремленность, настойчивость, взаимовыручка, взаимопонимание и т.д.), так и двигательных качеств (сила, быстрота, выносливость, работоспособность и др.) студента в результате, которых, он, получая наглядное представление о необходимости подчиняться правилам, нормам и предварительно теоретически овладев ими, формирует у себя, умение работать в команде, поддерживать партнерские отношения с окружающими, быть терпеливым в достижении поставленной цели. Опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения и толерантного поведения к окружающим. Необходимы методы систематического, рационального обучения и воспитания, которые бы способствовали улучшению взаимопонимания как между преподавателями и студентами, так и укреплению терпимости в отношениях, между отдельными людьми, представляющие различные этнические, социальные, культурные, религиозные и языковые группы.

      Таким образом, физическое образование в высшем учебном заведении решает следующие задачи:

      1. Вооружает студентов знаниями  о влиянии физических упражнений на организм человека, развивает физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, к профессиональной и общественно-политической деятельности.

      2. Учит студентов пользоваться  приобретенными знаниями. Воспитывает у студентов убежденность в необходимости выполнения недельного двигательного режима. Опасность превращения знаний в «пустой багаж» зарождается в молодые годы. В этом возрасте умственная деятельность связана с приобретением все новых и новых умений и навыков. И если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят за сферу духовной жизни молодых людей, отделяясь от их интересов и увлечений.

      3. Воспитывает у молодежи потребность  в здоровье (физическом, психическом, социальном) как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к «самосозиданию» и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания, в формировании жизненно важных двигательных умений и навыков – т.е. в формировании физической культуры личности как части ее общей культуры.

      4. Воспитывает у студентов сознательность, высокие моральные, волевые и  физические качества, готовит их  к высокопроизводительному труду  с учетом особенностей будущей  трудовой деятельности

      5. Способствует более эффективному  решению функций образования,  а также его видов – умственного, профессионального, политического и т. д.

      Таким образом, физическое образование как  вид образования есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее духовное и физическое развитие студенческой молодежи, их специальную подготовку к выполнению социокультурных обязанностей в обществе [3].

 

3. Образование по  физической культуре с профессиональной направленностью

 

      Областью  профессиональной деятельности специалиста  по физической культуре и спорту являются физическая культура, спорт, включая  детско-юношеский спорт, массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спортивно-оздоровительный туризм, двигательная рекреация и реабилитация, деятельность по оздоровлению населения средствами физической культуры и спорта.

Информация о работе Образование по физической культуре