Неурочные формы занятий студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Успешность применения малых физкультурно-оздоровительных форм зависит от соблюдения некоторых общих условий:

- необходимости подготовительной работы, заключающейся в сборе исходной информации о правилах построения занятия,

- условиях проведения комплекса упражнений,

- оценке собственных возможностей, самоподготовке к занятию;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.56 Кб (Скачать)

 Важным показателем  является быстрота восстановления  пульса до исходного или близкого  к нему уровня после физической  нагрузки. Если частоту пульса, зафиксированную  в первые 10 с после нагрузки, принять  за 100%, то хорошей реакцией восстановления  считается снижение пульса через  1 мин на 20%, через 3 мин - на 30%, через 5 мин - на 50%, а через 10 мин - на 70 - 75% от этого наивысшего пульса.    

  Проба с приседанием. Подсчитать пульс в покое за 10 с, затем сделать 20 приседаний за 30 с и вновь подсчитать пульс. Продолжать подсчитывать его каждые 10 с вплоть до возвращения к первоначальным цифрам. В норме увеличение пульса в первый после нагрузки 10-секундный промежуток составляет 5 - 7 ударов, а возвращение к исходным цифрам происходит в течение 1,5 - 2,5 мин, при хорошей тренированности - за 40 - 60 с. Учащение пульса свыше 5 - 7 ударов и задержка восстановления больше чем на 2,5 - 3 мин служит показателем нарушения тренировочного процесса или заболевания.    

 Состояние нервной  регуляции сердечно-сосудистой системы позволяют оценить пробы с переменой положения тела (ортоста-тическая и клиностатическая пробы).    

  Ортостатическая  проба. В положении лежа подсчитывается пульс за 10 с и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. В норме превышение его не составляет 10 - 14 уд./мин. Учащение до 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция, свыше 20 - неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений при переходе их положения лежа в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.     

  Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4 - 10 уд./мин. Большее замедление - признак тренированности.    

 Важным показателем,  характеризующим функцию сердечнососудистой  системы, является уровень артериального  давления (АД), который измеряется специальными приборами. На уровень АД влияют масса и рост, возраст, ЧСС, характер питания, занятия физическими упражнениями.    

 Нормальные величины  артериального давления (систолического  и диастолического) определяются по следующим формулам:    

  мужчины: АДсисг = 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела;    

 АДдиаст =74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела; женщины: АДсист = 102 + 0,7 х возраст + 0,15 х масса тела;    

 АДдиаст = 78 + 0,17 х возраст + 0,1 х масса тела.    

 Зная цифры артериального  давления и пульса, можно подсчитать, конечно приблизительно, минутный объем крови. Делается это так: из максимального значения артериального давления вычитается минимальное. Разница умножается на частоту пульса. В норме минутный объем крови равен 2600. При утомлении и перетренировке этот показатель возрастает.    

 По формуле Кваса  можно вычислить коэффициент  выносливости: частота пульса умножается  на 10 и результат делится на величину пульсового давления (разность максимального и минимального артериального давления). Нормальным считается коэффициент, равный 16. Его возрастание - признак ослабления деятельности сердечно-сосудистой системы.     

 Важнейшим показателем,  характеризующим функциональные  возможности легких, или так называемого  внешнего дыхания, является жизненная  емкость легких (ЖЕЛ). Это количество  воздуха, которое способен выдохнуть  человек после максимального  глубокого вдоха. У здорового  мужчины эта величина равна  обычно 3 - 5 л, у женщин - 2 - 3 л, у детей 1,2 - 3,2 л. Под влиянием систематических занятий (особенно если в оздоровительных тренировках выполняется много упражнений на выносливость) она увеличивается на 1 - 2 л, отражая возросшие функциональные возможности дыхательного аппарата.    

 Чтобы оценить  фактическую величину ЖЕЛ, ее  необходимо сравнить с должной  для конкретного человека величиной  ЖЕЛ. Рассчитать ее можно по  формуле Людвига (в мл):    

 а) должная ЖЕЛ (для мужчин) = (40 х рост в см) + (30 х вес тела в кг) - 4400;    

 б) должная ЖЕЛ (для женщин) = (40 х рост в см) + (10 х вес тела в кг) - 3800.    

 П р и м е р. В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может отклоняться от должной в пределах ±15%. Оценивается из соотношения    

 ЖЕЛ фактическая  х 1    

 ЖЕЛ должная    

 Предположим, что  у занимающегося физическими  упражнениями ЖЕЛ равна 4200 мл, а должная - 4100 мл. Подставив эти значения в указанное соотношение, получим 4200 х 100%    

 Превышение фактической  величины ЖЕЛ относительно должной  характерно для лиц, занимающихся, например, бегом, лыжами, и указывает  на высокое функциональное развитие  легких. Снижение ЖЕЛ более чем  на 15% может указывать на патологию  легких.    

 В процессе занятий  физическими упражнениями важно  следить за частотой дыхания.  В покое она составляет 10 - 16 раз  в мин

   3.3.Спортивные мероприятия

   Спортивные  соревнования - одна из наиболее эффективных  форм организации массовой оздоровительной  и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов. Спортивные результаты - это, по существу, интегративный показатель качества и эффективности психофизической  подготовки студента, проводимой на учебно-тренировочных  занятиях. В условиях состязаний студенты более полно демонстрируют свои физические возможности. Именно поэтому  прием нормативов по общей физической подготовке на учебных занятиях осуществляется в соревновательной обстановке на зачетных соревнованиях в учебной группе или на учебном потоке. Таким образом, спортивные соревнования могут выступать  и как средство подготовки, и как  метод контроля эффективностью учебно-тренировочного процесса.

Информация о работе Неурочные формы занятий студентов