Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:08, контрольная работа
Успешность применения малых физкультурно-оздоровительных форм зависит от соблюдения некоторых общих условий:
- необходимости подготовительной работы, заключающейся в сборе исходной информации о правилах построения занятия,
- условиях проведения комплекса упражнений,
- оценке собственных возможностей, самоподготовке к занятию;
3) Неурочные формы занятий в физическом воспитании студентов
3.1.Малые физкультурно-оздоровительные формы
3.2.Дополнительные оздоровительные занятия
3.3.Спортивные мероприятия
3.1.Малые физкультурно-оздоровительные формы
Утренняя гимнастика
Вводная гимнастика
Физкультминутки и физкультпаузы
Вечерняя
гимнастика
Успешность
применения малых физкультурно-
- необходимости подготовительной работы, заключающейся в сборе исходной информации о правилах построения занятия,
- условиях проведения комплекса упражнений,
- оценке собственных возможностей, самоподготовке к занятию;
- обязательного сочетания занятий с приемами самомассажа, водными процедурами, закаливанием, соблюдением гигиенических норм;
- непременного текущего контроля за состоянием здоровья и реакциями на нагрузку;
- постоянной
оценки эффективности занятий
и удовлетворенности ими.
Используется в
период перехода от пассивного состояния
(сна) к активной деятельности. Во время
сна, когда основные функциональные системы
находятся в состоянии минимального возбуждения
(или заторможены) и в силу их инертности, переход
от физиологического покоя к бодрому состоянию
должен протекать, с одной стороны, спокойно,
но, с другой - активным включением в работу
всех систем. Этому способствует «мягкая»
активизация функциональных систем, которую
обеспечивают соответствующие физические
упражнения. В то же время типически разные
люди (одни - медлительные, другие - поспешные)
в этих упражнениях «уравновешиваются».
В
отличие от утренней зарядки (домашней),
выполняется для
В связи с этим основная направленность вводной гимнастики - подготовка ведущих функциональных систем организма к особенностям предстоящей работы, психофизическое врабатывание.
По
объему, содержанию и продолжительности
упражнения вводной гимнастики похожи
на зарядку, но при этом имеют большую
степень напряженности, хотя и меньшую
продолжительность, больше ритмовых акцентов
(против плавных в зарядке), в меньшей мере
задействуют те группы мышц, которые не
являются ведущими в предстоящей профессиональной
деятельности. Поэтому количество упражнений
может быть и небольшим, количество повторений
их в таком случае возрастет, но опять-таки
не до такой степени, чтобы упражнения
уподобились тренировочным, преследующим
цель увеличения физического потенциала.
Физкультминутки
и физкультпаузы
Учебная пора - серьезный период в вузе, связанный с повышением умственной и психической нагрузи. Этот период требует большого напряжения нервной системы и психических функций. В этот период студентам грозит малоподвижный образ жизни – гиподинамия. Повысить умственную работоспособность и уменьшить риск заболевания гиподинамией в период учебы и подготовки к экзаменам в значительной мере помогают комплексы физкультурных минуток.
Физкультпауза - основная форма проведения гигиенической гимнастики в режиме рабочего дня. Основная функциональная цель - отвлечься от основной деятельности, переключиться на иной ее характер, дать небольшой отдых нервной системе и группам мышц (или органам, например, глазам), подвергавшихся воздействию профессиональной нагрузки.
«Вечерняя гимнастика» - форма гигиенической гимнастики, используемая с целью подготовки к переходу ко сну. Она применяются в случае остаточного психического напряжения или стойкого утомления, возникших в ходе трудовой деятельности, а также при локальных мышечных перенапряжениях и крепатуре.
При определении содержания упражнений весьма важно учитывать типологические особенности высшей нервной деятельности индивидуума: его возбудимость и уравновешенность, силу типичных для него нервных процессов, общее состояние здоровья и наличие каких - либо отклонений, восприятие определенных видов физических упражнений и сопутствующих средств (массажа, стретчин-га, вида водных процедур и их температурных режимов), а также психологической и методической подготовленности к использованию вечерних занятий. Конечно, все это надо учитывать при использовании любых форм Г.Г., но в данном случае это требование приобретает особое значение, поскольку неадекватное использование физических упражнений, неверный их подбор и несвоевременное применение (например, незадолго до сна) могут попросту возбудить человека вместо успокоения, лишить его сна и, в конце концов, не дать восстановиться к следующему трудовому дню, увеличить психофизическое перенапряжение и (что весьма важно!) психологически негативное восприятие и своей деятельности, и окружающей действительности.
Коррекция физического развития
Коррекция двигательной и функциональной подготовленности
Оценка
состояния здоровья
и физической подготовленности
занимающихся оздоровительными
формами физической
культуры
Коррекция физического развития
Известно, что физическое
развитие человека как процесс изменения
и становления морфологических
и функциональных свойств зависит
и от наследственности, и от условий
жизни, а также от физического
воспитания с момента рождения. Конечно,
не все признаки физического развития
в одинаковой степени поддаются
исправлению в студенческом возрасте:
труднее всего - рост (правильнее, длина
тела), значительно легче - масса
тела (вес) и отдельные антропометрические
показатели (окружность грудной клетки,
бедер и т.д.).
Прогнозы по увеличению роста в основном
неутешительны, ибо установлено, что рост
человека относится к наследственным
признакам. Однако есть и обнадеживающие
моменты. По сведениям некоторых авторов
(В.В. Бунак и др.), рост в длину мужчин продолжается
до 25 лет, хотя многие исследователи считают,
что этот процесс прекращается у девушек
к 17 - 18 годам, а у юношей к 19 годам. По разным
причинам, в том числе из-за недостатка
двигательной активности, у некоторых
нарушается обмен веществ и происходит
«сбой» в эндокринной системе организма,
и нормальный возрастной прирост длины
тела иногда замедляется, но не останавливается.
Физиологические механизмы этого влияния
сложны, но в несколько упрощенном изложении
они таковы.
Под влиянием физических нагрузок улучшается кровоснабжение всех тканей, усиливается обмен веществ и, что особенно важно, в организме образуется биологически активное вещество - соматотропный гормон (СТГ). Этот гормон (соматотропин) влияет на увеличение длины костей и, следовательно, на рост человека. Непосредственным местом воздействия гормона на кость является ее концевое образование - эпифизарный хрящ, который постепенно заменяется костным веществом, т.е. происходит рост кости. Оптимальное механическое раздражение эпифизов усиливает действие гормона. В последние годы установлено, что физические нагрузки умеренной мощности и продолжительностью 1,5 - 2 ч могут более чем в три раза увеличить СТГ в организме.
Коррекция двигательной
и функциональной
Коррекция функциональной
подготовленности связана с
В первом случае
можно преодолеть трудности
Вероятно, оба подхода
правомерны, но нужно сразу же
точно определить мотивацию. В
первом случае главное - оздоровительная
направленность занятий через
совершенствование
Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительными формами физической культуры
Основной целью
оздоровительной тренировки
Перед началом
систематических занятий
Наиболее доступным
показателем деятельности
По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительно оценить состояние сердца. Если у мужчин он реже 50 уд./мин - отлично, реже 65 - хорошо, 65 - 75 - удовлетворительно, выше 75 - плохо. У женщин и юношей эти показатели примерно на 5 уд./мин выше.
Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок на площадках и сосчитать пульс. Если он ниже 100 уд./мин - отлично, меньше 120 - хорошо, меньше 140 - удовлетворительно, выше 140 - плохо.
Проба с приседаниями. Встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитать пульс. Увеличение пульса после нагрузки на 25% и менее считается отличным, на 25 - 50% - хорошим, на 50 - 75% - удовлетворительным и свыше 65% - плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.
Проба с подскоками. Предварите
Оценка реакции
организма на дозированную