Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:46, реферат
Экологическая ситуация в мире из года в год обостряется. И, несмотря на то, что в СМИ ведется активная пропаганда по воздействию на формирование экологического мировоззрения, а ученые давно бьют в набат, переломить ситуацию не удается.
Введение 3
1. Состояние окружающей среды 4
2. Формирование непрерывного экологического образования 8
3. Мероприятия по повышению эффективности непрерывного экологического образования 10
Заключение 14
Список использованной литературы
Тревога специалистов, ученых и общественности страны по поводу катастрофических экологических последствий «освоения» природы все в большей степени акцентируется на ее последствиях для здоровья человека.
Таким образом, не вызывает сомнения все возрастающая роль изменений окружающей человека среды на его здоровье. Возможно, выход можно искать в разработке долговременных государственных социально-экономических программ, в повышении культуры и экологической грамотности населения и, прежде всего, руководителей ведомств и производства, в воспитании у человека чувства ответственности за свое здоровье и за здоровье других людей, за ближайшие и отдаленные последствия нерационального использования природных ресурсов для живущих и последующих поколений.
Наши практические действия во взаимоотношении с природой определяются ценностными установками, формирующимися в общественном сознании. В современном обществе доминирует антропоцентрическая система ценностей. Природа в этой системе играет служебную роль для удовлетворения потребностей человека. Сознание человека оказалось неподготовленным к пониманию и предвидению последствий своей нерациональной деятельности.
Проблемы экологического образования
находятся в центре внимания международного
сообщества. Стратегическим направлением
решения экологических проблем ЮНЕСКО
считает создание сети образования, которое
предусматривает постановку экологических
вопросов в центр всех учебных программ,
начиная с детских дошкольных учреждений
и кончая ВУЗами, подготовкой учителей
и управленческого аппарата.
В России, начиная
с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные экологические
вопросы рассматривались в рамках преподавания
естествознания. Затем информация экологического
характера сообщалась школьникам, в основном,
в связи с обучением их основам сельскохозяйственного
производства. Начиная с 30-х гг., экологическое
просвещение осуществлялось в процессе
биологического образования школьников.
С 80-х гг. формируется система собственно
экологического образования школьников.
В конце 90-х гг. под влиянием объективных
факторов начались научные дискуссии
о дальнейших стратегиях отечественного
экологического образования, поиск нетрадиционных
подходов.
Целью экологического
образования является
Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. Она конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования: а) формирование адекватных экологических представлений, б) формирование отношения к природе, в) формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.
В настоящее
время ведется разработка
Экологическое образование должно:
– формировать у учащихся
экологическое сознание и чувство
признательности природе;
– усиливать осознание учащимися проблемы индустриального загрязнения окружающей среды;
– формировать позитивные,
здоровые и экологически безопасные
бытовые привычки;
– объяснять сложность глобальных проблем;
– демонстрировать значимость каждого отдельного
существа;
– развивать чувство личной ответственности;
– учить добиваться позитивных изменений в их жизни;
– показывать положительные
примеры решения экологических проблем
(таких как вторичное использование отходов,
экономия электроэнергии, предотвращение
загрязнения окружающей среды и т.д.);
– расширять участие сообщества в решении экологических проблем.
Поскольку наша жизнь не может быть отделена той среды, в которой мы живем, мы можем сказать, что любое образование должно быть экологическим. Наиболее важные задачи экологического образования – воспитывать сознательное отношение учащихся к природе, к своему ближайшему окружению и к планете в целом и развивать экологическое сознание и экологически грамотное поведение в повседневной жизни. В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет начальная школа. Здесь впервые попадают дети в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразие связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе.
В начальной школе закладывается экологической культуры. Ученик начальной школы должен воспитываться в единении с природой. Городским школьникам это затруднительно, и здесь может помочь школьный зимний сад, живой леса. Немалую роль в экологическом воспитании могут сыграть даже хорошо подобранные комнатные растения, правильно расположенные на подоконниках в классах.
Это живое окружение само по себе уже будет выполнять заметную роль единения с природой, но гораздо продуктивнее использовать его в воспитании и образовании детей, прививании им навыков заботы о живых существах, ответственности за окружающих нуждающихся в их защите организмах. Все это становится возможным только при качественной подготовке учителя для проведения специальных классных и внеклассных занятий. Кроме того, обязательна и грамотная постоянная деятельность самих школьников по уходу за своими питомцами.
В старших классов широта знаний учеников уже позволяет воспринимать законы экологии во вполне корректной форме. Цель преподавания экологии в старших классах - не сделать из ученика специалиста - эколога, а познакомить его с основными законами и правилами, а самое главное показать, как они действуют. Как экологически верно трактовать события его окружения и случаи из его жизни, как правильно понимать результаты деятельности людей в оценке состояния окружающей среды.
Система вузовского и послевузовского экологического образования требует подготовки не только специалистов экологов, но и представителей других профессий, занятых в процессе общественного производства – в первую очередь, управленцев, экономистов, инженеров, конструкторов, проектировщиков и т.д.
Н.М. Мамедов (доктор философских наук, профессор, академик Российской экологической академии, Российской академии естественных наук, Международной академии ноосферы (устойчивого развития) в содержании экологического образования выделяет научный ценностный нормативный и деятельностный аспекты:
– научный аспект обеспечивает
развитие познавательного отношения
к окружающей среде. Он включает естественнонаучные,
социологические и
– ценностный аспект формирует нравственное и эстетическое отношение к природе, преодолевает лишнюю рационалистичность и потребительство;
– нормативный аспект ориентирован на овладение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия;
– деятельностный аспект включает виды и способы деятельности, направленные на формирование практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств, потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.
Практическая работа по повышению эффективности непрерывного экологического образования может включать в себя следующие мероприятия.
- создать информационный
банк по экологическому
- создать библиотечный фонд для учителей по проблемам охраны окружающей среды и вопросам экологического образования;
- разработать номенклатуру изданий учебно-методической, программной документации и учебников по экологии. Определить издательскую, полиграфическую базу и источники финансирования.
- разработать учебно-методические комплекты по экологии;
- использовать школьный компонент учебного плана в целях активизации экологического образования на разных этапах обучения в общеобразовательных учреждениях;
- проводить экспертизу авторских учебно-дидактических материалов по экологическому образованию учащихся.
- разработать экологические программы для детей и юношества с учетом региональных особенностей;
- создать сеть пилотных и экспериментальных площадок экологического профиля, утвердить их статус;
- проводить установочные, экспертно-консультационные и обучающие семинары для руководителей и педагогов учреждений образования и культуры;
- проводить региональные этапы Всероссийских конкурсов «Зеленый наряд образовательного учреждения», «Юные исследователи окружающие среды», «Человек на Земле», Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников;
- проводить ежегодные олимпиады школьников и студентов по экологии: областные, городские, муниципальные.
- издавать периодическую газету юных экологов;
- разработать и издать серию просветительских буклетов для населения по вопросам экологического просвещения;
- проводить семинары по вопросам экологического образования для руководителей образовательных учреждений области, муниципальных служб и общественности;
- проводить консультационные семинары, беседы и лекции в дошкольных образовательных учреждениях для родителей, воспитателей, библиотекарей, преподавателей по вопросам экологического просвещения;
- проводить конкурсы прикладного и литературно-художественного детского творчества экологической тематики;
- организовать работу экологической интернет-справки.
- проводить Дни защиты от экологической опасности;
- организовывать информационные и природоохранные акции.
- проводить обучение руководящих работников учреждений общего и дополнительного образования;
- проводить интегрированные курсы и семинары для учителей естественно-научных дисциплин, начальных классов.
- организовывать повышение квалификации по экологии для специалистов природоохранных и других служб;
- проводить семинары в рамках повышения квалификации руководителей промышленных предприятий и муниципальных служащих:
• профессиональная подготовка аудиторов-экологов
• профессиональная подготовка лиц по обращению с опасными отходами
• повышение квалификации специалистов области ООС
• система экологического менеджмента на предприятии, внутренний аудит.
- организовать Межрегиональные экологические лагеря и школы;
- выставки и конкурсы детского творчества;
- марш парков;
- осуществлять информационно-методическую поддержку общественных инициатив по грантовым программам;
- обмен опытом по экологическому образованию на межрегиональном уровне.
- организация постоянных телерадиопередач, рубрик и журналов по вопросам экологической безопасности;
- инициировать создание и популяризовать информационные сайты по экологическому образованию.
10 января 2002 г. был принят Федеральный Закон РФ N 7-ФЗ "Об охране
окружающей среды", где в XIII главе были прописаны основы формирования экологической культуры.