Непрерывное экологическое образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 13:46, реферат

Описание работы

Экологическая ситуация в мире из года в год обостряется. И, несмотря на то, что в СМИ ведется активная пропаганда по воздействию на формирование экологического мировоззрения, а ученые давно бьют в набат, переломить ситуацию не удается.

Содержание

Введение 3
1. Состояние окружающей среды 4
2. Формирование непрерывного экологического образования 8
3. Мероприятия по повышению эффективности непрерывного экологического образования 10
Заключение 14
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Непрерывное экологическое образование.docx

— 47.88 Кб (Скачать)

      Тревога специалистов, ученых и общественности страны по поводу катастрофических экологических последствий «освоения» природы все в большей степени акцентируется на ее последствиях для здоровья человека.

      Таким образом, не вызывает сомнения все возрастающая роль изменений окружающей человека среды на его здоровье. Возможно, выход можно искать в разработке долговременных государственных социально-экономических программ, в повышении культуры и экологической грамотности населения и, прежде всего, руководителей ведомств и производства, в воспитании у человека чувства ответственности за свое здоровье и за здоровье других людей, за ближайшие и отдаленные последствия нерационального использования природных ресурсов для живущих и последующих поколений.

 

 

 

  1. Формирование непрерывного экологического образования

 

      Наши практические действия во взаимоотношении с природой определяются ценностными установками, формирующимися в общественном сознании. В современном обществе доминирует антропоцентрическая система ценностей. Природа в этой системе играет служебную роль для удовлетворения потребностей человека. Сознание человека оказалось неподготовленным к пониманию и предвидению последствий своей нерациональной деятельности.

      Проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества. Стратегическим направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами, подготовкой учителей и управленческого аппарата. 
      В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация экологического характера сообщалась школьникам, в основном, в связи с обучением их основам сельскохозяйственного производства. Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется система собственно экологического образования школьников. В конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов.

      Целью экологического  образования является формирование  экологичной личности. Экологичной  личностью является личность, обладающая  экоцентрическим типом экологического  сознания.

      Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. Она конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования: а) формирование адекватных экологических представлений, б) формирование отношения к природе, в) формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

      В настоящее  время ведется разработка поиска  эффективных форм экологического  компонента во всех звеньях  непрерывного образования.

      Экологическое образование должно:                

– формировать у учащихся экологическое сознание и чувство  признательности природе;               

– усиливать осознание  учащимися проблемы индустриального загрязнения окружающей среды;        

– формировать позитивные, здоровые и экологически безопасные бытовые привычки;                      

– объяснять сложность  глобальных проблем;   

– демонстрировать значимость каждого отдельного

    существа;                                  

– развивать чувство личной ответственности;    

– учить добиваться позитивных изменений в их жизни;  

– показывать положительные  примеры решения экологических проблем (таких как вторичное использование отходов, экономия электроэнергии, предотвращение загрязнения окружающей среды и т.д.);                                             

– расширять участие сообщества в решении экологических проблем. 

      Поскольку наша жизнь не может быть отделена той среды, в которой мы живем, мы можем сказать, что любое образование должно быть экологическим. Наиболее важные задачи экологического образования – воспитывать сознательное отношение учащихся к природе, к своему ближайшему окружению и к планете в целом и развивать экологическое сознание и экологически грамотное поведение в повседневной жизни.    В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет начальная школа. Здесь впервые попадают дети в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразие связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе.

      В начальной школе закладывается экологической культуры. Ученик начальной школы должен воспитываться в единении с природой. Городским школьникам это затруднительно, и здесь может помочь школьный зимний сад, живой леса. Немалую роль в экологическом воспитании могут сыграть даже хорошо подобранные комнатные растения, правильно расположенные на подоконниках в классах.

      Это живое окружение само по себе уже будет выполнять заметную роль единения с природой, но гораздо продуктивнее использовать его в воспитании и образовании детей, прививании им навыков заботы о живых существах, ответственности за окружающих нуждающихся в их защите организмах. Все это становится возможным только при качественной подготовке учителя для проведения специальных классных и внеклассных занятий. Кроме того, обязательна и грамотная постоянная деятельность самих школьников по уходу за своими питомцами.

      В старших классов широта знаний учеников уже позволяет воспринимать законы экологии во вполне корректной форме. Цель преподавания экологии в старших классах - не сделать из ученика специалиста - эколога, а познакомить его с основными законами и правилами, а самое главное показать, как они действуют. Как экологически верно трактовать события его окружения и случаи из его жизни, как правильно понимать результаты деятельности людей в оценке состояния окружающей среды.

      Система вузовского и послевузовского экологического образования требует подготовки не только специалистов экологов, но и представителей других профессий, занятых в процессе общественного производства – в первую очередь, управленцев, экономистов, инженеров, конструкторов, проектировщиков и т.д.

      Н.М. Мамедов (доктор философских наук, профессор, академик Российской экологической академии, Российской академии естественных наук, Международной академии ноосферы (устойчивого развития) в содержании экологического образования выделяет научный ценностный нормативный и деятельностный аспекты:

– научный аспект обеспечивает развитие познавательного отношения  к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические  закономерности, теории и понятия;

– ценностный аспект формирует  нравственное и эстетическое отношение  к природе, преодолевает лишнюю рационалистичность и потребительство;

– нормативный аспект ориентирован на овладение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия;

– деятельностный аспект включает виды и способы деятельности, направленные на формирование практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств, потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем. 

 

 

  1. Мероприятия по повышению эффективности непрерывного экологического образования.

 

      Практическая работа по повышению эффективности непрерывного экологического образования может включать в себя следующие мероприятия.

  1. Информационно-педагогическое обеспечение:

-  создать информационный  банк по экологическому образованию:  учебно-методической литературы, авторских  программ по экологии, нормативно-правовых  документов;

-  создать библиотечный фонд для учителей по проблемам охраны окружающей среды и вопросам экологического образования;

-  разработать номенклатуру изданий учебно-методической, программной документации и учебников по экологии. Определить издательскую, полиграфическую базу и источники финансирования.

 

  1. Учебно-дидактическое обеспечение:

-  разработать учебно-методические комплекты по экологии;

-  использовать  школьный компонент учебного плана в целях активизации экологического образования на разных этапах обучения в общеобразовательных учреждениях;

- проводить экспертизу авторских учебно-дидактических материалов по экологическому образованию учащихся.

 

  1. Методическая служба:

-  разработать  экологические программы для детей и юношества с учетом региональных особенностей;

-  создать сеть пилотных и экспериментальных площадок экологического профиля, утвердить их статус;

-  проводить установочные, экспертно-консультационные и обучающие семинары для руководителей и педагогов учреждений образования и культуры;

-  проводить региональные этапы Всероссийских конкурсов «Зеленый наряд образовательного учреждения», «Юные исследователи окружающие среды», «Человек на Земле», Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников;

-  проводить ежегодные олимпиады школьников и студентов по экологии: областные, городские, муниципальные.

 

  1. Экологическое просвещение:

-  издавать периодическую газету юных  экологов;

-  разработать и издать серию просветительских буклетов для населения по вопросам экологического просвещения;

- проводить семинары по вопросам экологического образования для руководителей образовательных учреждений области, муниципальных служб и общественности;

-  проводить консультационные семинары, беседы и лекции  в дошкольных образовательных учреждениях для родителей, воспитателей, библиотекарей, преподавателей по вопросам экологического просвещения;

- проводить конкурсы прикладного и литературно-художественного детского творчества экологической тематики;

-  организовать работу экологической интернет-справки.

 

  1. Природоохранная экологическая деятельность:

-  проводить Дни защиты от экологической опасности;

-  организовывать информационные и природоохранные акции.

 

  1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров:

-  проводить обучение руководящих работников учреждений общего и дополнительного образования;

-  проводить интегрированные курсы и семинары для учителей естественно-научных дисциплин, начальных классов.

 

  1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров управления, производства и муниципальных служб:

-  организовывать  повышение квалификации по экологии для специалистов природоохранных и других служб;

-  проводить семинары в рамках повышения квалификации руководителей промышленных предприятий и муниципальных служащих:

•  профессиональная подготовка аудиторов-экологов

•  профессиональная подготовка лиц по обращению с опасными отходами

•  повышение квалификации специалистов области ООС

•  система экологического менеджмента на предприятии, внутренний аудит.

 

  1. Межрегиональное и международное сотрудничество:

-  организовать Межрегиональные экологические лагеря и школы;

-  выставки и конкурсы детского творчества;

-  марш парков;

-  осуществлять информационно-методическую поддержку общественных инициатив по грантовым программам;

-  обмен опытом по экологическому образованию на межрегиональном уровне.

 

  1. Информирование населения в области экологической безопасности:

-  организация постоянных телерадиопередач, рубрик и журналов по вопросам экологической безопасности;

-  инициировать создание и популяризовать информационные сайты по экологическому образованию.

 

 

  1. Законодательные документы по формированию экологической культуры

10 января 2002 г. был принят  Федеральный Закон РФ N 7-ФЗ "Об охране

окружающей среды", где  в XIII главе были прописаны основы формирования экологической культуры.

Информация о работе Непрерывное экологическое образование