Методы психоэмоционального регулирования при занятиях спортом и другими физическими нагрузками

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 07:35, реферат

Описание работы

Методы регулирования психоэмоционального состояния. К методам, повышающим психоэмоциональное состояние, следует отнести:
введение в занятие упражнений на быстроту и ловкость;
включение в занятие элементов спортивных игр, подвижных игр, танцев;
музыкальное сопровождение упражнений во время разминки или танцевальных движений;
метод соревнования (эстафеты) во время проведения занятий;
приглашение болельщиков на соревнования;

Содержание

Введение
1. Методы регулирования психоэмоционального состояния
2. Способы уменьшения психической напряженности
3. Работоспособность и влияние на неё других различных факторов
4. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных  на систематическое усвоение учебной  информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучали большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания

СОСТОЯНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ  СТУДЕНТОВ В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ  ПЕРИОД

Экзамены  для студентов - это критический  момент в учебной деятельности, когда  подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др.

Экзаменационная ситуация - это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать  ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные  ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены - определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизация всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.

Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность; 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%.

Наблюдения  за студентами в период экзаменов  показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88-92 удар/мин, против 76-80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала до 118-144 удар/мин. Артериальное давление повышалось до 135/85-155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс - 70,3 удар/мин, тремор - 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.

Отмечено, что напряжение на экзаменах у  студентов со слабой успеваемостью  выше, чем у тех, кто имел хорошую  успеваемость. У нетренированных, слабоуспевающих  студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень физической подготовленность в большой степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

Во время  экзаменов повышается "стоимость" учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют  факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6-3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.

Представление о характере изменений умственной и физической работоспособности  за период экзаменов дает таблица 1.

Представление об изменении градиента умственной работоспособности в зависимости  от курса обучения, зимней или весенней сессии, пола студентов дает таблица 2.

У первокурсников наблюдается наиболее высокий градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода.

В весеннюю сессию градиент работоспособности  нарастает по сравнению с зимней сессией. Это является следствием кумулятивного воздействия объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Наличие высокого градиента у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную реакцию на ситуацию экзаменов.

Наблюдение  за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку – 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5-6 мин против 1,5-2 мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физической деятельности возрастает.

Заключение 

     Динамика  учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит снижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

     Позитивный  характер изменений умственной работоспособности  достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высокой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; ускоренная врабатываембсть; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы. 

Список  литературы

 
  1. Физическая  культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. -М.: Изд-во: АСВ, 2000. -432.,с  илл.

      2.   Физическая культура студента: Учебник / под. ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики,    1999. -448с

Информация о работе Методы психоэмоционального регулирования при занятиях спортом и другими физическими нагрузками