Методы психоэмоционального регулирования при занятиях спортом и другими физическими нагрузками

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 07:35, реферат

Описание работы

Методы регулирования психоэмоционального состояния. К методам, повышающим психоэмоциональное состояние, следует отнести:
введение в занятие упражнений на быстроту и ловкость;
включение в занятие элементов спортивных игр, подвижных игр, танцев;
музыкальное сопровождение упражнений во время разминки или танцевальных движений;
метод соревнования (эстафеты) во время проведения занятий;
приглашение болельщиков на соревнования;

Содержание

Введение
1. Методы регулирования психоэмоционального состояния
2. Способы уменьшения психической напряженности
3. Работоспособность и влияние на неё других различных факторов
4. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Министерство  образования российской федерации

Сибирский Государственный  Индустриальный Университет 
 

Кафедра физической культуры 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
на тему:

« Методы психоэмоционального регулирования при занятиях спортом и другими физическими нагрузками» 
 
 
 
 

Выполнила: 
студентка  группы ЭУГ-062 
Кругликова Е.С.
 
 
 
 
 
 
 
 

Новокузнецк 2008 

    Содержание

 Введение

1. Методы регулирования психоэмоционального состояния

2. Способы  уменьшения психической напряженности

3.  Работоспособность и влияние на неё других различных факторов

4. Состояние  и работоспособность студентов  в экзаменационный период

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Методы  регулирования психоэмоционального  состояния. К методам, повышающим психоэмоциональное состояние, следует отнести:

введение  в занятие упражнений на быстроту и ловкость;

включение в занятие элементов спортивных игр, подвижных игр, танцев;

музыкальное сопровождение упражнений во время  разминки или танцевальных движений;

метод соревнования (эстафеты) во время проведения занятий;

приглашение болельщиков на соревнования;

хорошее состояние спортивной базы и инвентаря, отвечающее санитарным нормам состояние мест занятий;

сознательный  подбор контактов между спортсменами и тренерами, преподавателями для достижения каждым из них оптимального уровня активности;

поощрение за правильно, четко выполненное  задание.

К методам, нормализирующим психоэмоциональное состояние, следует отнести:

повышение общей физической подготовки, тренировка на выносливость;

включение ритмических и координированных движений в занятия;

переключение  на упражнения, развивающие другие, не утомленные работой мышечные группы или двигательные качества;

общеукрепляющие упражнения, упражнения для снятия локального мышечного напряжения, дыхательные упражнения;

релаксационная  тренировка;

аутогенная  тренировка;

 «активный  отдых», «производственная гимнастика»,  «физкультурная пауза».

Методы  регулирования психоэмоционального  состояния

Релаксационная  тренировка (по Э. Якобсону). Суть метода заключается в том, что человек принимает удобное положение, а затем ему дают почувствовать точную степень мышечного напряжения всего тела, различных его частей и особенно мышц головы и шеи. Сначала студенту предлагают, например, максимально напрячь мышцы, затем после расслабления снова напрячь мышцы в полсилы, затем в четверть силы от максимального усилия и так до тех пор, пока человек не научится напрягать свои мышцы по желанию с любой интенсивностью. В процессе занятий предлагают также напрячь с различной силой мышцы различных частей тела и даже отдельные мышцы какой-либо части тела.

Гипотеза  методики расслабления Якобсона основана на том, что между мышечной системой и эмоциональным состоянием человека существует прямая зависимость. Как только достигается сознательный контроль над скелетными мышцами, одновременно человек имеет возможность контролировать свое внутреннее эмоциональное состояние.

При врачебном  обследовании спортсменов, большое  внимание уделяют исследованию фундаментального состояния нервной системы, которая в значительной степени определяет индивидуальные особенности овладения двигательными навыками, нарастания тренированности, быстроту движения, длительность поддержания спортивной формы.

Систематическая тренировка и участие в соревнованиях способствуют функциональному совершенствованию нервной системы спортсмена. Координированная, целенаправленная работа мышц, участвующих в физических упражнениях, осуществляется при согласованной работе различных отделов центральной нервной системы при ведущей роли коры больших полушарий головного мозга. Процесс обучения физическим упражнениям, благодаря которым образуются новые двигательные навыки, представляет собой сложные нервно-мышечные акты. При этом происходит создание новых временных связей в коре головного мозга, что приводит к улучшению всей двигательной координации. В развитии и совершенствовании координации большое участие принимают органы чувств, в особенности зрение, осязание, а также мышечно-суставное чувство. В связи с этим они занимают значительное место в неврологическом обследование спортсмена. Неблагоприятные изменения в состоянии нервной системы являются одним из признаков перетренированности и перенапряжения ибо в основе этих состояний лежит временное нарушение оптимума уравновешенных основных нервных процессов возбуждения и торможения.

Ряд методов  исследования применяемых в настоящее  время при врачебном обследовании спортсменов для определения  состояния отдельных органов  и систем, отражает в тоже время состояние организма в целом, а тем самым и нервной системы. Это непосредственно относится к выявлению ответной реакции организма на физические нагрузки. Особенностями нервной системы в значительной мере определяются степень реакции со стороны различных вегетативных функций организма на физическую нагрузку, их взаимосвязь, скорость восстановления и т.п. Это дает основание оценивать состояние нервной системы не только путем специальных неврологических методов исследования, но и по средством изучения всех реакций организма в целом, т.е. трактовать результаты исследования состояния различных функций организма с позиций их взаимообусловленности и зависимости от состояния нервной системы.

Среди специальных неврологических методов  исследования различают методы направленные преимущественно на изучение функционального состояния важных отделов головного мозга - коры больших полушарий, и методы, дающие возможность исследовать преимущественно состояние вегетативного отдела нервной системы, хотя резкую границу в этом отношении провести не всегда возможно.

Кроме того, при неврологическом обследовании определяют состояние периферической нервной системы, что для спортсменов  имеет важное значение (причиной нормального  тренировочного процесса, снижения спортивных результатов нередко являются такие заболевания как ишиас. радикулит, невриты, невралгии).

Способы уменьшения психической  напряженности

Состояние психической напряженности, наблюдающееся  у студентов в период экзаменов, можно уменьшить несколькими  способами.

Дыхательные упражнения.

Полное  брюшное дыхание - вначале при  расслабленных и слегка опущенных  плечах выполняется вдох через нос; воздухом наполняются нижние отделы легких, живот при этом выпячивается. Затем вдох последовательно поднимаются  грудная клетка, плечи, ключицы.

Второе  упражнение состоит в полном дыхании, осуществляемом в определенном ритме  ходьбы: полный вдох на 4,6 или 8 шагов, затем  следует задержка дыхания, равная половине числа шагов, сделанных при вдохе. Полный выдох делается на тоже число  шагов (4,6,8). Количество повторений определяется самочувствием. Третье упражнение отличается от второго только условиями выдоха: толчками через плотно сжатые губы. Положительный эффект упражнений возрастает по мере упражняемости.

Психическая саморегуляция.

Изменение направленности сознания включает такие  варианты, как отключение, при котором с помощью волевых усилий, концентрации внимания в сферу сознания включаются посторонние предметы, объекты, ситуации, кроме обстоятельств, вызывающих психическое напряжение.

Переключение связано с концентрацией внимания и направленности сознания на какое-либо интересное дело. Отключение состоит в ограничении сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе, представляя ситуации, в которых человек чувствует себя легко и спокойно.

Определённый  интерес может представлять один из методов психической регуляции  – Ментальный Тренинг (МТ). В отличии от других методов МТ нацелен не на психопрофилактику отклонений и коррекцию специфических состояний и недугов, а на развитие личности, повышение психического потенциала (ментальной силы) и обучение методам противостояния разрушительным влияниям стрессогенных воздействий современной действительности. Метод направлен на достижение успеха в избранном виде деятельности.

Тренировка  ментальной силы не является методом, который создан для тех, кто имеет  какие-либо нарушения психического здоровья. Базируясь на исследованиях  по психической саморегуляции и  ее актитвным применениям в области  спорта, Ларс-Эрик Унесталь, профессор Скандинавского Международного университета и президент Скандинавской школы лидерства (г.Оребро, Швеция), предложил Так называемый Внутренний Ментальный Тренинг (ВМТ). ВМТ- долговременный и развивающий тренинг, целью которого является определение и развитие внутренних ресурсов и умение контролировать поведение, эмоции, настроение, стратегию и процессы в организме.

ВМТ- высокотехнологичная  система, освоение которой возможно без участия специалиста по психотренингу, т.к. курсы ВМТ записаны на аудиокассеты и могут использоваться самостоятельно. Основой ВМТ является обучение спортсмена способам целенаправленного вхождения в альтернативное состояние сознания (АСС), а затем обучение способам управления уверенностью, мотивацией, работоспособностью, оперирования целями.

Популярность  метода привела к тому, что он стал широко применяться сначала на уроках физкультуры в школах, затем в школах бизнеса, армии, полиции, университетах. Более 2 млн. шведов (это 25% населения) используют программы ВМТ, которые можно купить в любой аптеке.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ВЛИЯНИЕ НА НЕЕ  ДРУГИХ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ

Работоспособность - это способность человека выполнять  конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой - выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические и физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних  и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы:

1-я - физиологического характера - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;

2-я - физического характера - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

3-я - психического характера - самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работоспособность в учебной  деятельности зависит от свойств  личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения.

Наряду  с этим успешность обучения может  быть обусловлена такой типологической характеристикой, как "усидчивость", которой в большей степени обладают лица с преобладанием внутреннего и внешнего торможения.

Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют  студенты, которые обладают слабой нервной системой с преобладанием  внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов.

Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью  возбуждения, большой силой нервной  системы, с преобладанием внутреннего  торможения. При выполнении учебной  работы монотонного характера у  лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у студентов со слабой нервной системой.

Информация о работе Методы психоэмоционального регулирования при занятиях спортом и другими физическими нагрузками