Методы обучения в баскетболе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:23, доклад

Описание работы

Баскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он нашёл огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.

Работа содержит 1 файл

Реферат - методы в баскетболе.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

усложнение восприятия игровых ситуаций (например, игра двух команд в одинаковой форме; игра при  недостаточном освещении; игра при  моделировании шума трибун и т.п.);

усложнение или  упрощение условий выполнения игровых  приемов (например, использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец или применение над кольцами дополнительных приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину; применение утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.д.);

игра с гандикапом (например, предоставление одной из команд преимущества в заброшенных мячах, в полученных фолах и т.д.).

 

С большим эффектом в условиях школы можно использовать практику проведения соревнований по так называемому уличному баскетболу: 3 х 3 на одну корзину до 15 очков или  продолжительностью до 20 мин. Игры проводят в основном на открытой площадке. Демократичность правил и непритязательность требований к условиям игрового противоборства делают этот вид состязаний доступным для широкого круга любителей баскетбола.

Следует отметить, что, несмотря на всю привлекательность игрового и соревновательного методов, их применение требует определенной подготовленности занимающихся в плане обучения и овладения основами техники и тактики игры. Продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, так как наибольший эффект достигается при концентрации времени, отводимого на решение конкретной задачи.

На начальном  этапе обучения необходимо отдавать предпочтение индивидуальным состязаниям  на точность и качество выполнения заданий. И только по мере повышения уровня технико-тактической подготовленности смещать акценты: переходить к командным видам соревнований, стимулировать быстроту и результативность действий в условиях возрастающей активности противоборства.

Эффект педагогических воздействий на уроках по баскетболу всецело зависит от профессионального мастерства педагога, его умения взаимосвязанно и рационально использовать комплекс средств и методов, соответствующих возрасту и подготовленности занимающихся, а также сложности изучаемого материала. 

Методы организации  занимающихся

Эффективность процесса обучения определяется уровнем  его организации. На занятиях по баскетболу можно использовать несколько методов  организации занимающихся: фронтальный, поточный, проходной, групповой, метод  круговой тренировки и индивидуальных заданий.

При фронтальном  методе упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.

Поточный метод  также предполагает выполнение одного и того же задания всеми участниками, но поочередно — один за другим.

Проходной метод  объединяет в себе некоторые черты  двух предыдущих и заключается в  выполнении упражнений при передвижении занимающихся одновременно или поочередно шеренгами, используя всю площадь  зала. 

Для группового метода характерно распределение занимающихся на\несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.

Тот же подход —  распределение на группы и чередование  заданий используют в методе круговой тренировки. Но здесь распределение  учащихся производят в зависимости от их подготовленности; разнонаправленные задания выполняются на специально отведенных участках площадки (станциях) в определенной последовательности; смену станций производят через заданные интервалы времени и с продвижением по кругу. Количество пройденных кругов варьируют в соответствии с поставленными задачами. 

Метод индивидуальных заданий предполагает самостоятельное  выполнение их каждым учеником. Учитель  продолжает осуществлять руководящую  функцию, но педагогический контроль в целом за всеми занимающимися несколько затруднен.

Выбор метода организации  занимающихся на уроке зависит от уровня их подготовленности, степени  сложности решаемых задач, используемых педагогом средств и методов  обучения, условий проведения занятия (размеров зала, наличия в достаточном количестве инвентаря и оборудования и т.д.).

При изучении игровых  приемов без мяча (стоек и перемещений), а также при выполнении несложных  действий с мячом (например, ведение  мяча на месте или в движении на контролируемой скорости) задания выполняются фронтальным и проходным методами: одновременно или посменно.

Когда же необходим  строгий педагогический контроль над  качеством выполнения более сложных  по структуре движений (например, при  изучении дистанционных бросков  в корзину), а также на этапе углубленного совершенствования приемов техники или тактических взаимодействий целесообразно использовать групповой метод. 

В процессе совершенствования  навыков игры особенно хорош поточный метод. Он эффективен при организации  упражнений комплексного характера с последовательным или поочередным выполнением нескольких игровых приемов (например, передачи мяча, перемещения, броски и т.п.) с продвижением от одного щита к другому или с одной стороны площадки на другую.

К методу индивидуальных заданий прибегают при необходимости исправления ошибок или для достижения успехов в индивидуальной подготовке. 

Большие возможности  заключены в использовании метода круговой тренировки. Он незаменим  при необходимости нормирования нагрузки для занимающихся разного пола и разной подготовленности. С его помощью можно рационально чередовать задачи обучения и совершенствования техники, тактики игры и развития специальных физических качеств, создавать условия комплексной подготовки.

Понятия «принципы», «средства», «методы обучения», «методы организации занимающихся» в теории физической культуры объединяются термином «методика обучения». Он подразумевает совокупность хорошо продуманных действий педагога, обеспечивающих эффективное освоение занимающимися изучаемого учебного материала. Применительно к урокам баскетбола методика обучения — это профессионально организованный путь формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков игры. 

Методика обучения предусматривает целый комплекс мер по созданию оптимальных условий для решения образовательных задач:

соблюдение логической последовательности и преемственности  в освоении материала;

отбор доступных  и наиболее результативных методов  и средств обучения, нормирование нагрузок;

рациональная  организация занимающихся на уроке;

выбор рабочего места учителем в ходе проведения занятий, грамотное использование  им терминологии, команд и указаний;

создание соответствующего эмоционального фона занятий; »

своевременное исправление ошибок благодаря применению эффективных методических приемов и индивидуальному подходу к учащимся и т.д. 

Успешность учебного процесса в целом зависит от умения педагога построить каждое занятие, руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя адекватные средства, методы обучения и организации занимающихся. Наибольший эффект дает их рациональное сочетание и варьирование с учетом результативности предыдущих этапов и особенностей предстоящей деятельности с конкретным контингентом занимающихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

Нестеровский Д. И. Н561      Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с. ISBN 978-5-7695-3826-1

Информация о работе Методы обучения в баскетболе