Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:23, доклад
Баскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он нашёл огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране.
усложнение восприятия игровых ситуаций (например, игра двух команд в одинаковой форме; игра при недостаточном освещении; игра при моделировании шума трибун и т.п.);
усложнение или упрощение условий выполнения игровых приемов (например, использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец или применение над кольцами дополнительных приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину; применение утяжеленных поясов, манжетов, обуви и т.д.);
игра с гандикапом (например, предоставление одной из команд преимущества в заброшенных мячах, в полученных фолах и т.д.).
С большим эффектом в условиях школы можно использовать практику проведения соревнований по так называемому уличному баскетболу: 3 х 3 на одну корзину до 15 очков или продолжительностью до 20 мин. Игры проводят в основном на открытой площадке. Демократичность правил и непритязательность требований к условиям игрового противоборства делают этот вид состязаний доступным для широкого круга любителей баскетбола.
Следует отметить, что, несмотря на всю привлекательность игрового и соревновательного методов, их применение требует определенной подготовленности занимающихся в плане обучения и овладения основами техники и тактики игры. Продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, так как наибольший эффект достигается при концентрации времени, отводимого на решение конкретной задачи.
На начальном этапе обучения необходимо отдавать предпочтение индивидуальным состязаниям на точность и качество выполнения заданий. И только по мере повышения уровня технико-тактической подготовленности смещать акценты: переходить к командным видам соревнований, стимулировать быстроту и результативность действий в условиях возрастающей активности противоборства.
Эффект педагогических
воздействий на уроках по баскетболу
всецело зависит от профессионального
мастерства педагога, его умения взаимосвязанно
и рационально использовать комплекс
средств и методов, соответствующих возрасту
и подготовленности занимающихся, а также
сложности изучаемого материала.
Методы организации занимающихся
Эффективность процесса обучения определяется уровнем его организации. На занятиях по баскетболу можно использовать несколько методов организации занимающихся: фронтальный, поточный, проходной, групповой, метод круговой тренировки и индивидуальных заданий.
При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.
Поточный метод также предполагает выполнение одного и того же задания всеми участниками, но поочередно — один за другим.
Проходной метод
объединяет в себе некоторые черты
двух предыдущих и заключается в
выполнении упражнений при передвижении
занимающихся одновременно или поочередно
шеренгами, используя всю площадь
зала.
Для группового метода характерно распределение занимающихся на\несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.
Тот же подход —
распределение на группы и чередование
заданий используют в методе круговой
тренировки. Но здесь распределение
учащихся производят в зависимости от
их подготовленности; разнонаправленные
задания выполняются на специально отведенных
участках площадки (станциях) в определенной
последовательности; смену станций производят
через заданные интервалы времени и с
продвижением по кругу. Количество пройденных
кругов варьируют в соответствии с поставленными
задачами.
Метод индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение их каждым учеником. Учитель продолжает осуществлять руководящую функцию, но педагогический контроль в целом за всеми занимающимися несколько затруднен.
Выбор метода организации занимающихся на уроке зависит от уровня их подготовленности, степени сложности решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучения, условий проведения занятия (размеров зала, наличия в достаточном количестве инвентаря и оборудования и т.д.).
При изучении игровых приемов без мяча (стоек и перемещений), а также при выполнении несложных действий с мячом (например, ведение мяча на месте или в движении на контролируемой скорости) задания выполняются фронтальным и проходным методами: одновременно или посменно.
Когда же необходим
строгий педагогический контроль над
качеством выполнения более сложных
по структуре движений (например, при
изучении дистанционных бросков
в корзину), а также на этапе углубленного
совершенствования приемов техники или
тактических взаимодействий целесообразно
использовать групповой метод.
В процессе совершенствования навыков игры особенно хорош поточный метод. Он эффективен при организации упражнений комплексного характера с последовательным или поочередным выполнением нескольких игровых приемов (например, передачи мяча, перемещения, броски и т.п.) с продвижением от одного щита к другому или с одной стороны площадки на другую.
К методу индивидуальных
заданий прибегают при необходимости
исправления ошибок или для достижения
успехов в индивидуальной подготовке.
Большие возможности
заключены в использовании
Понятия «принципы»,
«средства», «методы обучения», «методы
организации занимающихся» в теории физической
культуры объединяются термином «методика
обучения». Он подразумевает совокупность
хорошо продуманных действий педагога,
обеспечивающих эффективное освоение
занимающимися изучаемого учебного материала.
Применительно к урокам баскетбола методика
обучения — это профессионально организованный
путь формирования у учащихся специальных
знаний, умений и навыков игры.
Методика обучения предусматривает целый комплекс мер по созданию оптимальных условий для решения образовательных задач:
соблюдение логической последовательности и преемственности в освоении материала;
отбор доступных и наиболее результативных методов и средств обучения, нормирование нагрузок;
рациональная организация занимающихся на уроке;
выбор рабочего места учителем в ходе проведения занятий, грамотное использование им терминологии, команд и указаний;
создание соответствующего эмоционального фона занятий; »
своевременное
исправление ошибок благодаря применению
эффективных методических приемов и индивидуальному
подходу к учащимся и т.д.
Успешность учебного
процесса в целом зависит от умения
педагога построить каждое занятие,
руководствуясь соответствующими принципами
обучения и используя адекватные
средства, методы обучения и организации
занимающихся. Наибольший эффект дает
их рациональное сочетание и варьирование
с учетом результативности предыдущих
этапов и особенностей предстоящей деятельности
с конкретным контингентом занимающихся.
Литература
Нестеровский Д. И. Н561 Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с. ISBN 978-5-7695-3826-1