Методы и средства воспитания гибкости детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

Цель работы. Изучить методы и средства воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Задачи :
Изучить и проанализировать научно и учебно-методическую литературу.
Раскрыть возрастной аспект воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Рассмотреть методы и средства для воспитания гибкости.

Содержание

Введение………………………………………………………..….3
1.Общая характеристика гибкости и подвижности суставов……...….6
2. Возрастной аспект воспитания гибкости…………………………….10
3. Методы воспитания гибкости……………………………………..12
4. Заключение………………………………………………………………..18
5. Библиографический список…………………………….…………...…..19

Работа содержит 1 файл

новейший реферат.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

 

 

3 Методы воспитания  гибкости

 

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет: [3]

  • в плечевом суставе 10 – 12 %;
  • в суставах позвоночного столба 8 – 9 %;

в тазобедренном суставе  – 10 – 12 % у подростков 15 – 17 лет соответственно 5 – 6 %; 4 – 5 % и 8 – 10 %. Занятия спортом способствую значительному увеличению подвижности в суставах.

В многолетнем плане  весь процесс воспитания гибкости можно  разделить на три этапа:

1 этап – «суставной  гимнастики»;

2 этап – специализированного развития подвижности в суставах;

3 этап – подвижности  в суставах на достигнутом  уровне.

I этап – «суставной  гимнастики». Задачей этого этапа  является не только повышение  общего уровня развития активной  и пассивной подвижности в  суставах, но и укрепление самих суставов, а также тренировка мышечно-связочною аппарата с целью улучшения эластических свойств и достижения прочности мышц и связок. Специальные исследования, проведенные на животных, показали, что этому способствуют упражнения на растягивание. На данном этапе осуществляется как бы "проработка" всех суставов.

Учитывая, что особенно широкими возможностями для воспитания гибкости обладают дети до 9 – 13 лет, целесообразно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. Причем необходимо систематически воздействовать и на те суставы, которые без применения физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни. Обычно у младших школьников слабо развита подвижность в разгибательных движениях, в поворотах рук, ног и туловища.

2 этап – специализированного развития подвижности в суставах.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые  можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы–антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими – задача упражнений на растягивание [9].

Основные правила применения упражнений в растягивании:

  • не допускаются болевые ощущения
  • движения выполняются в медленном темпе
  • постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника

Упражнения на растягивание необходимо использовать в течение  всего года. 3 этап – поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне. Показатели подвижности в суставах не могут длительное время удерживаться на требуемом уровне. Если упражнения на растягивание исключить, то подвижность в суставах ухудшится, поэтому упражнениями на растягивание нужно заниматься в течение всего года, меняя их дозировку. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.

Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

 

Таблица 2. Дозировка упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах у детей младшего школьного возраста

Сустав

Количество повторений

Учащиеся, лет

7 - 10

11 – 14

15 - 17

Позвоночный столб

20 – 30

30 – 40

40 – 50

Тазобедренный

15 – 25

30 – 35

35 – 15

Плечевой

15 – 25

30 – 35

35 – 45

Лучезапястный

15 – 25

20 – 25

25 – 30

Коленный

10 – 15

15 – 20

20 – 25

Голеностопный

10 – 15

15 – 20

20 – 25


 

При воспитании гибкости ведущим обычно является повторный метод. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.

Важным моментом в  воспитании гибкости является контроль за ним. Существуют различные инструментальные методы контроля подвижности в суставах, но в широкой практике более целесообразно пользоваться методикой тестов и контрольных упражнений. Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения.

. Подвижность в плечевом  суставе. Испытуемый, взявшись за  концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук  назад. Подвижность плечевого  сустава оценивают по расстоянию  между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного  столба. Определяется по степени  наклона туловища вперед. Испытуемый  в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется  вперед до предела, не сгибая  ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

 

3. Подвижность в тазобедренном  суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных  суставах.

Измерять различные  параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования:

1) одинаковые исходные  положения звеньев тела;

2) одинаковая (стандартная)  разминка;

3) повторные измерения  гибкости проводить в одно  и то же время, поскольку  эти условия так или иначе  влияют на подвижность в суставах.[10]

Для обсуждения рассматриваемой в настоящей работе темы важное значение имеет знание физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст или период второго детства включает детей от 6 - 7 лет до 11 лет у девочек и 12 - у мальчиков. Поскольку такая характеристика как гибкость связана, прежде всего, с опорно-двигательным аппаратом и двигательными центрами, здесь более подробно будут рассмотрены возрастные особенности опорно-двигательной системы двигательных качеств и нервной деятельности.

Младший школьный возраст  характеризуется относительно равномерным  развитием опорно-двигательного  аппарата, но интенсивность роста  отдельных размерных признаков  его различна. Так, длина тела увеличивается  в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого  возраста очень подвижны, связочный  аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет  большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

 

Таблица 3. Некоторые параметры оценки гибкости (по Ж.К. Холодову, В.С. Кузнецову)

Параметры / Оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Плохо

Расстояние у пальцев  рук при наклоне вперед относительно уровня площадки (см).

+15

+ 5

0

- 5

Угол в лучезапястном  суставе с тыльной стороны  при отведенной кисти (град).

70

90

95

100

Угол туловища к горизонту  в по при наклоне вперед в положении  сидя (град).

5

15

25

35

Угол в подколенной  ямке при выпрямлении ноги (град).

182

180

178

175

Угол в тазобедренном  суставе в продольном шпагате (град)

180

178

175

172

Угол в тазобедренном  суставе в поперечном шпагате (град)

180

178

175

172


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

1. Анализ научно-методической  литературы показывает, что развитие  гибкости у детей младшего  школьного возраста имеет отличия  в связи с возрастными особенностями  детского организма. Наиболее  интенсивно гибкость развивается  до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.

Таким образом проанализировав  научно-методическую литературу и раскрыв возрастной аспект для воспитания гибкости у младших школьников мы решили первые две поставленные перед нами задачи.

А так же изучив методы и средства для воспитания гибкости у младших школьников литературные данные показали, что важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. Тема раскрыта , задачи решены, цель достигнута.

 

    1. Библиографический список.

 

  1. «Гимнастика» под ред. А.Т.Брыкина – М., 2001г.
  2. «Теория и методика физического воспитания» Л.П.Матвеев – М., 1999г
  3. «Спортсменам о воспитании гибкости» Б.Сермив – М, 1999г.
  4. «Гибкость – важный фактор здоровья» С.Н.Власенко – Мн.,1992г.
  5. «Физические качества спортсмена» В.М.Защиорский – М,1970г.
  6. «Гибкость спортсмена и методика её совершенствования», В.Н.Платонов, М.М.Булатов – Киев, 1992г.
  7. «Обучение двигательным действиям» М.М.Боген – М.,2007г.
  8. «Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена», Киев, 2010г.
  9. «Теория и практика спорта» части II, III, Е.И.Иванченко – Мн., 1997г.

10.«Исследование гибкости» Н.Я.Алисов – Л., 1997г


Информация о работе Методы и средства воспитания гибкости детей младшего школьного возраста