Методы и средства воспитания гибкости детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

Цель работы. Изучить методы и средства воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Задачи :
Изучить и проанализировать научно и учебно-методическую литературу.
Раскрыть возрастной аспект воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
Рассмотреть методы и средства для воспитания гибкости.

Содержание

Введение………………………………………………………..….3
1.Общая характеристика гибкости и подвижности суставов……...….6
2. Возрастной аспект воспитания гибкости…………………………….10
3. Методы воспитания гибкости……………………………………..12
4. Заключение………………………………………………………………..18
5. Библиографический список…………………………….…………...…..19

Работа содержит 1 файл

новейший реферат.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

  Введение………………………………………………………..….3

 

1.Общая характеристика гибкости и подвижности суставов……...….6

 

2. Возрастной аспект воспитания гибкости…………………………….10

 

3. Методы воспитания гибкости……………………………………..12

 

4. Заключение………………………………………………………………..18

 

5. Библиографический список…………………………….…………...…..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств  – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации.

Идея комплексной подготовки физических способностей людей идет с глубокой древности. Так лучше развиваются  основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. Так, к примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками.

Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда быта, что очень важно в современных жизненных условиях.

 

      Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки и др.). Уровень гибкости обусловливает также развитие быстроты, координационных способностей, силы. Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, после спортивных и бытовых травм и т.д.

    Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.

     Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы,  отрицательно влияет на скоростные и  координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта  [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность. Исследование данного вопроса является актуальным так как своевременное развитие гибкости ведет к уменьшению травматизма и укреплению общего физического состояния человека.                             

 

Цель работы. Изучить методы и средства  воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.

 

Объект исследования. Процесс воспитания гибкости у детей младшего школьного возраста.

 

Предмет:  Методы и средства для воспитания гибкости.

 

Задачи :

  1. Изучить и проанализировать научно и учебно-методическую  литературу.
  2. Раскрыть возрастной  аспект воспитания гибкости детей младшего школьного возраста.
  3. Рассмотреть методы и средства для воспитания гибкости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов

 

Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты - техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономической работы часто является причиной повреждения мышц и связок.

Одно из определений: гибкость - это способность человека выполнять движения с большой  амплитудой, одно из важнейших физических качеств спортсмена. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином "гибкость" целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить "подвижность" (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений [6].

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов.

Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движение в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

Активная подвижность  обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить  движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе.

Пассивная подвижность  соответствует анатомическому строению сустава и определяется величиной  возможного движения в суставе под  действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной.

Активная гибкость развивается  следующими средствами: [8] 1) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц;

2) упражнениями, в которых  движения в суставах доводятся  до предела за счет создания  определенной силы инерции.

Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание  махов ногами с утяжелителями  и махов ногами без них.

Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: вес, сила, вес различных предметов и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте, когда гибкость снижается. Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока.

Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную виды. Под общей гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость - необходимый уровень подвижности, которая обеспечивает полноценное владение техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость — способность успешно (результативно) выполнять действия с минимальной амплитудой [7].

На гибкость существенно  влияют внешние условия:

  1. Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);
  2. Температура воздуха (при 20…30 С гибкость выше, чем при 5…10 С);
  3. Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки);
  4. Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 С или после 10 минут пребывания в сауне);

Существенные трудности  могут возникнуть, если развивать  гибкость за счет изменения строения сустава. Обычно суставы имеют одинаковое строение у всех людей. Но известно, что подвижность в суставах у детей больше, чем у взрослых. Если давать упражнения с большей амплитудой движения с детского возраста, то большая подвижность сохраняется и в зрелом возрасте. В этом случае суставная головка кости больше покрыта хрящом.

Амплитуда движений в  суставах определяется работой тормозных аппаратов:

  • связочного;
  • мышечного;

-        костного.

Активное движение в суставе  выполняется мышцами-синергистами, деятельность которых корригируется  центральной нервной системой. Торможение активного движения обеспечивается только мышцами-антагонистами. Связочный аппарат и другие элементы сустава при активных движениях в тормозном процессе не участвуют. Благодаря этому под влиянием центральной нервной системы объем активного движения у одного и того же человека может меняться в зависимости от его функционального состояния [4].

Учитывая, что гибкость определяется развитием подвижности  в суставах, у человека можно выделить две основные формы проявления подвижности  в суставах:

  • подвижность при пассивных движениях
  • подвижность при активных движениях.

Пассивная подвижность  осуществляется под воздействием внешних  сил и нередко, до полного упора  и болевых ощущений.

Активная подвижность выполняется  за счет тяги мышц проходящих через  сустав. Активные движения можно разделить на две группы: [4]

медленные, то есть без ускорения,

быстрые, то есть с ускорением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Возрастные аспекты воспитания гибкости

 

Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные  возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости [1].

Специальное воздействие физическими  упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.

По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных. В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.

В тазобедренном суставе рост подвижности  наибольший от 7 до 10 лет, в последующие  годы прирост гибкости замедляется  и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах [8].

На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды. На протяжении жизни человека значительно изменяется величина суставных поверхностей, эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков, суставных сумок. Естественно поэтому, что и величина подвижности в суставах в разном возрасте неодинакова [1].

Младший школьный возраст  является наиболее благоприятным для  развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности), о чем свидетельствуют приведенные в таблице 1 обобщенные данные отечественных и зарубежных авторов [6].

 

Таблица 1. Темпы роста активной и пассивной гибкости у детей 7 – 10 лет (%) (по В.Ф. Ломейко, В.И. Лях)

Суставы

Гибкость

Активная

Пассивная

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных

4,9

3,2

- 1,9

- 0,1

Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах

5,5

6,2

- 8,7

- 9,5

Подвижность различных  отделов позвоночного столба:

- тазобедренный сустав  при сгибании туловища

- нижегрудной поясничный  отдел

- верхнегрудной отдел

- шейный отдел

18,8

 

8,6

22,9

17,0

6,6

 

17,2

-6,2

22,2

-

 

-

-

-

-

 

-

-

-

Информация о работе Методы и средства воспитания гибкости детей младшего школьного возраста