Методы и принципы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:56, реферат

Описание работы

Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, т. е. в благоприятных гигиенических условиях, имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха для многих категорий студентов, особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.
Заметное вли

Работа содержит 1 файл

ф-ра.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

     Основная  определяющая черта соревновательного  метода – сопоставление сил в  условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Отсюда вытекают и все другие особенности этого метода.

     Фактор  соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации  и проведения создают особый эмоциональный  и физиологический «фон», который  усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному появлению функциональных возможностей организма.

     Во  время состязаний, особенно значимых в личном и в общественном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены моменты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

     Соревновательный  метод характеризуется также  унификацией предмета состязания, порядка  борьбы за победу и способов оценки достижения.  

     Словесные и сенсорные методы – методы использования слова и чувственной информации.

     В учебно-тренировочных занятиях и  соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

    -                                 рассказа, беседы, обсуждения;

    -                                 инструктажа (разъяснения задания);

    -                                 сопроводительного пояснения (комментарии по ходу выполнения);

    -                                 указаний и команд (в повелительном наклонении);

    -                                 оценки (текущая коррекция выполнения);

    -                                 словесного отчета и взаимопояснения;

    -                                 самопроговаривания стержневых установок выполнения (например, «сильнее», «держать» и др.  

      Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность: в физическом воспитании, наряду с визуальным восприятием, включает слуховые и мышечные ощущения, что позволяет создание более полной картины выполнения движений, действий, деятельности в целом.

     Формы реализации сенсорных методов:

    -                                 показ упражнения;

    -                                 демонстрация наглядных пособий;

    -                                 использование моделей и макетов;

    -                                 кино- и видео- демонстрации;

    -                                 избирательно-сенсорная демонстрация отдельных параметров движений с использованием аппаратурных устройств и методик.

В состав сенсорных методов входят:

    -                                 метод направленного «прочувствования» движения (с акцентом на основе или каких-либо деталей техники);

    -                                 метод ориентирования (введение в задание дополнительных ориентиров);

    -                                 методы лидирования и текущего программирования (видео-, звуко- лидеры и пр.). 

Воспитание  физических качеств

     Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В спортивной теории принято различать  пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных  систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям.  

     Воспитание  силы

     Силой в физическом воспитании называют способность  человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

     Воспитание  силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных  мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой.

     Различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила – суммарная сила всех мышечных групп, участвующих в  данном движении.

     Относительная сила – величина абсолютной силы, приходящаяся на 1 кг массы тела человека.

     Сила  формируется посредством упражнений с отягощениями: собственного тела (отжимания и подтягивания) или с применением снарядов (штанга, гири, резиновые амортизаторы и др.).

     Величину  отягощения можно дозировать:

1.                            В процентах к максимальному весу.

2.                            По разности от максимального веса (например, на 10 кг меньше предельного веса).

3.                            По числу возможных повторений упражнения в одном подходе.

     Методы  воспитания силы

1.                            Методы максимальных усилий. Упражнения выполняются с применением предельных или околопредельных отягощений (~ 90%).  При одном подходе выполняется от 1 до 3 повторений и 5-6 подходов за одно занятие, отдых между которыми составляет 4-8 минут.

2.                            Метод повторных усилий предусматривает упражнения с отягощением, составляющие от 30-70% рекордного, которые выполняются сериями по 4-12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов. Отдых между сериями 2-4 мин. (до полного восстановления).

3.                            Метод динамических усилий. Он связан с применением малых и средних отягощений (до 30% рекордного). Упражнения выполняются сериямипо 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. За одно занятие выполняется 3-6 подходов, отдых между ними 2-4 мин. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоротсно-силовые качества, необходимые в легкоатлетических метания, в беге на короткие дистанции.

     Как вспомогательный применяются изометрический (статический) метод, при котором напряжение мышц происходит без изменения их длины.   

     Воспитание  быстроты

     Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека. Непосредственно  и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также  двигательной реакции.

     При оценке быстроты различают:

     а) латентное время двигательной реакции;

     б) скорость одиночного движения;

     в) частоту движений.

     Эти проявления быстроты довольно автономны. Время двигательной реакции в  ряде движений может не коррелироваться  с другими проявлениями быстроты. Время простой двигательной реакции у не занимающихся спортом обычно колеблется в пределах 0,2-0,3 с, у квалифицированных спортсменов – 0,1-0,2 с.

     При известных методах развития быстроты средства ее воспитания должны удовлетворять  по меньшей мере трем следующим требованиям:

1.                            Техника упражнений должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных для занимающегося скоростях.

2.                            Степень освоения упражнений настолько высока, что усилия направляются не на способ, а на скорость выполнения.

3.                            Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу  выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

     Для воспитания быстроты широко применяются  методы: повторный, переменный, игровой и соревновательный.  
 
 

Воспитание  выносливости

     Выносливость  – это способность противостоять  утомлению. Физическое утомление, непосредственно  связанное с разновидностями  мышечной работы, а следовательно, с  различными видами выносливости. Различают два вида выносливости – общую и специальную.

     Общая выносливость – это способность  выполнять работу с невысокой  интенсивностью  в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

     Воспитанию  общей выносливости служат циклические упражнения (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

     Общая выносливость – основа для воспитания специальной выносливости. Именно воспитанию общей выносливости, которая характеризуется высокоэкономичной и эффективной работой сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма (включая и биохимические процессы), уделяется основное время при общей физической подготовке.

     Равномерная работа при пульсе 130-150 ударов в минуту, обеспечиваемая аэробными процессами в организме, в наибольшей мере способствует повышение функциональных возможностей вегетативной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем по закону супервосстановления работоспособности после отдыха от предельной работы.

     Методы  воспитания общей выносливости могут варьироваться: непрерывный, повторный, переменный, интервальный и смешанный варианты выполнения упражнений.

     Специальная выносливость – это способность эффективно выполнять работу в спортивной деятельности, несмотря на возникающее утомление.

     Различают виды специальной выносливости: скоростная, силовая, статическая.

     Скоростная  выносливость связана с возникновением значительного кислородного долга, ибо сердечно-сосудистая и дыхательная  системы не успевают обеспечивать мышцы  кислородом из-за высокой интенсивности упражнения. Поэтому все биохимические процессы в работающих мышцах совершаются в почти бескислородных условиях. Погашение  большей части кислородного долга происходит уже после прекращения упражнения.

     Силовая выносливость – это способность длительное время выполнять упражнения, требующие значительного проявления силы.

     Выносливость  к статическим усилиям – это  способность в течение длительного  времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы. Здесь существует обратная зависимость между величиной статического усилия и его продолжительностью – чем больше усилие, тем меньше продолжительность.   
 
 

     Воспитание  ловкости

     Ловкостью принять называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи.

     Ловкость  выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать  в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

1.                            Осваивать координационно сложные двигательные задания.

2.                            Быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой.

3.                            Повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

     Развитию  ловкости способствуют систематическое  разучивание новых усложненных  движений и применение  упражнении, требующих мгновенной перестройки двигательных действий (спортивные игры).

     Развитие  координационных способностей тесно  связано с совершенствованием специализированных восприятий: чувство времени, темпа, развиваемых усилий, положение тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями.  

Информация о работе Методы и принципы физического воспитания