Методы физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:35, реферат

Описание работы

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Содержание

Глава 1. Методы обучения в физическом воспитании
1.1.Общая характеристика.
1.2. Виды методов физического воспитания.
1.2.1.Специфические методы физического воспитания.
1.2.2 .Общепедагогические методы.
Глава 2. Требования к методам обучения

Работа содержит 1 файл

ФИЗИЧ КУ-РА.docx

— 27.84 Кб (Скачать)

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются  описание, объяснение учебного материала  и лекция. 

2.  Описание. Это способ создания у занимающихся  представления о действии. Описание  предусматривает четкое, выразительное,  образное раскрытие признаков  и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания  явлений, событий. При помощи  описания занимающимся сообщается  главным образом фактический  материал, говорится, что надо  делать, но не указывается, почему  надо так делать. Оно применяется  в основном при создании первоначального  представления или при изучении  относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать  свои знания и двигательный  опыт.

3.  Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении  изложение преподавателем сложных  вопросов, например понятий, законов,  правил и т.д. Практически объяснение  характеризуется доказательством  утверждений, аргументированностью  выдвинутых положений, строгой  логической последовательностью  изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется  в целях  ознакомления занимающихся с тем, что  и как они должны делать при  выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела  программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей  младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким  сравнением и конкретностью.

4. Беседа. Вопросно-ответная  форма взаимного обмена информацией  между преподавателем и учащимися.Что  делает преподаватель Что делают учащиеся

Логически правильно  формулирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итог беседы. Формулирует  выводы Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают  необходимые для ответов факты  и обобщения. Правильно логически  и грамотно формулируют ответы и  обобщения. Осмысливают выводы 

  5. Разбор  — форма беседы, проводимая преподавателем  с занимающимися после выполнения  какого-либо двигательного задания,  участия в соревнованиях, игровой  деятельности и т.д., в которой  осуществляются анализ и оценка  достигнутого результата и намечаются  пути дальнейшей работы по  совершенствованию достигнутого.

6. Лекция представляет  собой системное, всестороннее, последовательное  освещение определенной темы (проблемы).

7.  Инструктирование  — точное, конкретное изложение  преподавателем предлагаемого занимающимся  задания.

8. Комментарии  и замечания. Преподаватель по  ходу выполнения задания или  сразу же за ним в краткой  форме оценивает качество его  выполнения или указывает на  допущенные ошибки. Замечания могут  относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к  одному ученику.

9. Распоряжения, команды, указания — основные  средства оперативного управления  деятельностью занимающихся на  занятиях.

   Под распоряжением  понимается словесное  указание  преподавателя на занятии, которое  не имеет определенной формы  (стандартных словосочетаний, неизменных  по подбору фраз). Распоряжения  дают для выполнения какого-либо  действия («повернитесь лицом к  окнам», «постройтесь вдоль стены»  и т.д.), упражнения, для подготовки  мест занятий, инвентаря для  уборки спортзала и т.д. Распоряжения  применяются преимущественно в  начальной школе.

     Команда  имеет определенную форму, установленный   порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая  форма словесного воздействия  на занимающихся с целью побуждения  их к немедленному безусловному  выполнению или прекращению тех  или иных действий.

Указание  представляет собой словесные воздействия  с целью внесения соответствующих  поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаще всего применяют в начальной  школе.

   В зависимости  от того, как преподаватель   подает команды, как он дает  указания и распоряжения, можно  почти безошибочно  сделать  заключение о его профессиональной  подготовленности.

 Методы  обеспечения наглядности

  В физическом  воспитании методы обеспечения  наглядности способствуют зрительному,  слуховому и двигательному восприятию  занимающимися выполняемых заданий.  К ним относятся:

1) метод  непосредственной  наглядности (показ  упражнений  преподавателем или  по его  заданию одним из  занимающихся);

2) методы  опосредованной  наглядности (демонстрация  учебных  видеофильмов, кинограмм  двигательных  действий, рисунков, схем  и др.);

3) методы  направленного  прочувствования  двигательного  действия;

4) методы  срочной  информации. Рассмотрим  основные  особенности этих методов.

  Метод непосредственной  наглядности. Предназначен для  создания у занимающихся правильного  представления о технике выполнения  двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или  одним из занимающихся всегда  должен сочетаться с методами  использования слова, что позволяет  исключить слепое, механическое  подражание. При показе необходимо  обеспечить удобные условия для  наблюдения: оптимальное расстояние  между демонстрантом и занимающимися,  плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль  легче показать технику бега  с высоким подниманием бедра,  маховые движения в прыжках  в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном  темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру  действия.

  Методы  опосредованной  наглядности создают дополнительные  возможности для восприятия занимающимися  двигательных действий с помощью  предметного изображения. К ним  относятся: демонстрация наглядных  пособий, учебных видео- и кинофильмов,  рисунки фломастером на специальной  доске, зарисовки, выполняемые  занимающимися, использование различных  муляжей (уменьшенных макетов  человеческого тела) и др.

Наглядные пособия  позволяют акцентировать  внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз  движений.

   С помощью  видеофильмов демонстрируемое   движение можно замедлить, остановить  в любой фазе и прокомментировать,  а также многократно повторить.

   Рисунки  фломастером на специальной доске   являются оперативным методом  демонстрации отдельных элементов  техники физических упражнений  и тактических действий в игровых  видах спорта.

Зарисовки, выполняемые  занимающимися в  виде фигурок, позволяют  графически выразить собственное понимание  структуры двигательного действия.

 Муляжи (макеты  человеческого тела) позволяют   преподавателю продемонстрировать  занимающимся особенности техники  двигательного действия (например, техники бега на различные  дистанции, техники перехода через  планку в прыжках в высоту  с разбега, техники приземления  в прыжках в длину с разбега  и т.п.).

  Методы  направленного  прочувствования  двигательного  действия направлены на организацию  восприятия сигналов от работающих  мышц, связок или отдельных частей  тела. К ним относятся:

1) направляющая  помощь преподавателя при выполнении  двигательного действия (например, проведение преподавателем руки  занимающихся при обучении финальному  усилию в метании малого мяча  на дальность);

2) выполнение  упражнений в замедленном темпе;

3) фиксация  положений  тела и его частей  в отдельные  моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев  тела перед выполнением финального  усилия в метаниях);

4) использование   специальных тренажерных устройств,  позволяющих прочувствовать положение  тела в различные моменты выполнения  движения.

     Методы  срочной информации. Предназначены  для получения преподавателем  и занимающимися с помощью  различных технических устройств  (тензоплатформы, электрогониометры,  фотоэлектронные устройства, свето-  и звуколидеры, электромишени  и др.) срочной и преламинарной  информации после или по ходу  выполнения двигательных действий  соответственно с целью их  необходимой коррекции либо для  сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды  и т.д.). Так, например, в настоящее  время в физическом воспитании  и спорте широко применяются  различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки,  гребной тренажер и др.), оборудованные  встроенными компьютерами, управляющими  системой регулирования нагрузки 

Глава 2. Требования к методам  обучения

Требования  к методам обучения:

Научная обоснованность (с точки зрения познания).

Соответствие  поставленной задачи обучения.

Обеспечение воспитывающего характера обучения.

Соответствие  методов всей системе принципов  обучения.

Соответствие  методов специфике учебного материала, его сложности.

Соответствие  методов индивидуальной и групповой  подготовленности учеников.

Соответствие  индивидуальным способностям и особенностям учителя.

Соответствие  условиям занятий.

Разнообразие  методов.

Заключение

  Подводя  итог вышеизложенному, под методами  физического воспитания понимаются  способы применения физических  упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые  во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим  методам физического воспитания относятся:

1)  методы  строго регламентированного упражнения;

2)  игровой  метод (использование упражнений  в игровой форме);

3)  соревновательный  метод (использование упражнений  в соревновательной форме).

 С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические  методы включают в  себя:

1)  словесные  методы; 

2)  методы  наглядного воздействия.

  Ни  одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.

    В  заключение следует отметить, что,  готовясь к занятию и выбирая  оптимальные для того или иного  этапа методы, преподаватель должен  предусматривать, какова должна  быть их структура, чтобы усилить,  например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую  функцию.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

Вайнбаум  Я.С. и др. Гигиена физического  воспитания и спорта. М.: издательский центр  «Академия» 2002г. – 240с.;

Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте. М.: издательский центр  «Академия» 2000г. –264с.;

Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического  воспитания и спорта: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия" 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методы физического воспитания