Методики применения тренажеров в рекреативной и реабилитационной физической культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Физическая активность, как и любая человеческая деятельность, не существует иначе, как в форме действия и цели этого действия. Условия и способы организации физической активности оказывают существенное влияние на ее формирование. Применение тренажеров в занятиях физической культурой следует рассматривать, как компонент, выполняющий функцию инициации физической активности. Современное развитие техники предопределяет появление все большего количества видов спортивных тренажеров, обеспечивающих широкий спектр занятий физической культурой и спортом, что подчеркивает актуальность выбранной темы.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы применения тренажеров в рекреативной и реабилитационной физической культуре
1.1. Физическая культура как сфера деятельности
1.2. Понятие, цели и задачи, функции, принципы использования тренажеров в физической культуре
1.3. Виды и классификация спортивных тренажеров
1.4. Основные характеристики современных тренажеров
2. Методики применения тренажеров в рекреативной и реабилитационной физической культуре
2.1. Общая направленность применения тренажеров
2.2. Занятия на тренажерах в рекреативной физической культуре
2.3. Тренажеры в реабилитационной физической культуре
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Теоретические основы применения тренажеров.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

     Тренажеры не создают опасных осевых нагрузок на позвоночник и не вызывают «скручивающие» элементы при движении.

     Тренажеры оптимальный выбор для неспортивных, пожилых людей и детей, потому что даже у людей, далеких от спорта, можно прогнозировать движения, так как каждый тренажер рассчитан на определенный тип нагрузки и на определенную амплитуду движения

     Конечно, далеко не все тренажеры подходят для лечебных и реабилитационных программ. Траектории движения на тренажере должны точно воспроизводить амплитуду работы сустава. На части тренажеров должны быть ограничительные приспособления, которые дают возможность инструкторам подбирать подходящие углы работы суставов при болевых ощущениях или контрактурах. Тренажеры должны иметь приспособления для облегчения старта и финиша во время занятий - дополнительный фактор безопасности.

     Методика, по которой работают реабилитационные тренажеры основана на комплексном  подходе к лечению заболеваний опорно-двигательного аппарата.

     Основными причинами болей в спине являются мышечная блокада и атрофия мышечного  корсета. По разным причинам мышечно-соединительная ткань теряет свою эластичность, ишемизируется  и при этом резко снижается  подвижность костей и дисков, возникает боль. Одряхлевшие мышцы не способны удерживать позвоночный столб, что вызывает дискогенный радикулит, искривление позвоночника и т.д. Необходимо восстанавливать циркуляцию крови в ишемизированной зоне путем включения мышц и связок в работу. Достигается это за счет использования индивидуально подобранных в реабилитационном зале нагрузок, при которых организм вынужден включать в работу даже «пораженные» участки. Нормальная циркуляция крови и питательных веществ на этих участках ведет к восстановлению мышечного потенциала, а значит, и к нормализации работы всего позвоночника и к костно-мышечной системе в целом. Оптимальными условиями такого восстановления, является пороговые нагрузки, которые возможны только при использовании специальных лечебных тренажеров. Именно их использование ведет к стимуляции периферического кровообращения и рецепторов нервных окончаний в мышцах. Это осуществляется в результате индивидуально подобранного комплексного лечения, в основе которого лежат занятия на реабилитационном оборудовании.

     Примером  реабилитационного оборудования может  служить универсальный многофункциональный  тренажер с МК для выполнения 500 развивающих  и корректирующих упражнений на фоне переменной вибрации, снижающей порог  мышечного расслабления и разгружающей позвоночник, с воздействием на большинство активных точек.

     Это реабилитационная линия, включающая 7 тренажеров.

     Анатомичная спинка благодаря своему контуру  повторяющему изгиб позвоночника снимает  большую часть нагрузки с позвоночного столба.

     Регулируемое  по высоте сиденье позволяет пациенту любого роста удобно расположиться  и выполнить движение технически правильно, обеспечив проработку нужных мышц.

     Фиксирующий пояс безопасности предупреждает отрыв  спины и опасное перенапряжение поясницы.

     Ограничительный механизм позволяет установить предельную амплитуду движения и проводить тренировку пациентов с травмами или заболеваниями опорно-двигательного аппарата, имеющих ограничение подвижности.

     Фиксирующий механизм позволяет детренированным  пациентам и проходящим курс реабилитации устанавливать тренажер в позицию «легкого старта» и выполнять упражнение миновав начальную фазу движения.

     Устройство  для изометрического силового теста  позволяет объективизировать силу мышц, анализировать результаты и  при необходимости корректировать программу лечения.

     Система использования Смарт-Карты с програмным обеспечением позволяет следить  за реабилитационно-тренировочным  процессом, анализировать и при  необходимости корректировать тренировочный  план.

     Благодаря двойной функии, тренажер позволяет тренировать группы мышц отвечающих за сгибание и разгибание ног. При тренировке пациентов, с травмами, заболеваниями или ограничениями в коленных суставах, используется специальный механизм – ограничитель движения, позволяющий терапевту устанавливать необходимую амплитуду и исключать опасные движения.

     Заключение

 

     По  результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

     Специфическими  функциями физической культуры являются рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в процессе досуга или в системе специальных восстановительных средств.

     Тренажеры - учебно-тренировочные устройства для развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), совершенствования спортивной техники и анализаторных функций организма. Задача всех видов тренажеров сводится, в конечном счете, к одному - все они должны создать максимально полную имитацию нагрузок, возникающих у человека при занятиях спортом.

     Таким образом, занятия на тренажерах - это  возможность поддерживать спортивную форму и укреплять свое здоровье в любое удобное время суток  и вне зависимости от погодных условий.

     Тренажеры разделяются на два основных вида: кардиотренажеры и силовое оборудование.

     Силовые тренажеры необходимы в том случае, если надо откорректировать фигуру или  по душе серьезные физические нагрузки, работа с отягощениями.

     Велотренажер - это универсальное средство для  поддержания своего организма в  идеальном состоянии. Регулярная езда на велотренажерах полезна в любом возрасте, она оказывает комплексное воздействие на организм.

     Гребные тренажеры называют комплексными, так  как они в равной степени способствуют развитию как выносливости, а значит, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и силы.

     Эллиптические тренажеры были созданы путем  совмещения степпера, велотренажера  и беговой дорожки. Принцип тренировок на нем называют кросс-тренингом: надо встать на платформу, взяться за рукоятку и шагать, крутя педалями по эллиптической траектории.

     Доказано, что именно бег и ходьба максимально  ускоряют обменные процессы в организме, тем самым высвобождая энергию  и укрепляя организм в целом. Беговая  дорожка предоставляет возможность  ежедневно заниматься бегом, не выходя из квартиры и не обращая внимания на погоду.

     Опыт  использования тренажеров в реабилитационных целях и с людьми преклонного  возраста показал, что их эффективность  возрастает при направленной работе преподавателей, тренеров и инструкторов на интеллектуализацию тренировочного процесса. Это значит, что каждый занимающийся должен быть убежден в необходимости и уметь на максимально возможном уровне обеспечения соответствия своим индивидуальным кондициям, по возможности самостоятельно организовывать свои занятия, т.е. свое физическое самосовершенствование, в структуре стиля жизни.

     Иными словами, занимаясь на тренажерах, каждый должен стать себе (фигурально выражаясь) в какой то мере и «тренером, и  врачом, и реабилитологом, и психологом». Следует учитывать, что даже небольшой сдвиг в этом направлении, например, только осознание больным того, что его позитивное отношение к занятиям на тренажерах – уже есть предпосылка к успеху реабилитационного процесса. Естественно, что при этом инструктор должен руководствоваться принципом индивидуализации, всемерно и постоянно. Тренажеры новы и интересны, они существенно интеллектуализируют процесс реабилитации, создают позитивный психологический настрой, улучшают эмоциональное состояние занимающихся, что оптимизирует работу принципов активности и сознательности, повышая плотность занятий.

 

     Список  литературы

 
  1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 N 80-ФЗ
  2. Водлозеров, В.Е. Тренажеры локально направленного действия / В.Е. Водлозеров. – Киев: Издательский центр КГМУ, 2003. – 102 с.
  3. Евсеев, С.П. Тренажеры в гимнастике / C.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 254 с.
  4. Евсеев, С.П. Формирование двигательных действий с помощью тренажеров / С.П. Евсеев. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 90 с.
  5. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
  6. К проблеме тренажерного обеспечения студенческого спорта / M.Г. Лейкин [и др.] // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях: сб. статей Второй электронной научной конференции. – Харьков, 2006.
  7. Лейкин, М.Г. Биомеханические аспекты воспитания силы в процессе обучения и тренировки / М.Г. Лейкин. – Киев: Изд-во Минобразования Украины, 2001. – 152 с.
  8. Лейкин, М.Г. Методические особенности применения тренажеров в физическом воспитании школьников / М.Г. Лейкин, Ю.К. Макурин // Школа и педагогика. – М.: АПН СССР, 2000. – С. 230-249.
  9. Лейкин, М.Г. Научное обоснование и создание спортивно-оздоровительных тренажеров: дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада / М. Г. Лейкин. – М., 1999. – 120 с.
  10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.-М.: ФиС,1991
  11. Нифонтова Л.Н.,Павлова Г.В. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом. - М.: Советский спорт, 1993
  12. Попов, Г.И. Биомеханические основы создания предметной среды для формирования и совершенствования спортивных движений / Г.И. Попов: дис. ... д-ра пед. наук. – М., 1992. – 327 с.
  13. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие/ Волков В.Ю., Волкова Л.М., СПб.гос.техн.ун-т.Санкт-Петербург, 1998. - 97 с.
  14. Тренажерные системы / В.Е. Шукшунов [и др.]. – М.: Машиностроение, 2001. – 256 с.

Информация о работе Методики применения тренажеров в рекреативной и реабилитационной физической культуре