Методика реализации физического воспитания детей 6-7 лет в дошкольных учреждениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.
Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………… 3

ГЛАВА I. Анализ литературных данных …………….. 6
1.1. Упражнения для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)……………………………………….. 6
1.2. Физкультурные занятия для детей на воздухе 12
1.3. Спортивные развлечения……………………… 17

ГЛАВА II. Организация и методика исследования……….. 27
ВЫВОДЫ ………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………… 29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Арапу.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

там МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПМР

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО 

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики физического воспитания

 
 

                     Арапу Н.Г.,

                     студентка 32 «А» группы

                     заочного отделения 

«Методика реализации физического воспитания             детей 6-7 лет в дошкольных учреждениях»

 
 
 
 

                     Научный руководитель:

                                                преподаватель

                                                Трусова О.В.

Тирасполь – 2004

 

ма

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………… 3
     
ГЛАВА I. Анализ литературных данных …………….. 6
1.1. Упражнения  для детей дошкольного возраста              (от 3 до 7 лет)……………………………………….. 6
1.2. Физкультурные  занятия для детей на воздухе 12
1.3. Спортивные  развлечения……………………… 17
     
ГЛАВА II. Организация и методика исследования……….. 27
ВЫВОДЫ ………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………… 29

ВВЕДЕНИЕ

     Повышение устойчивости человека к различным  неблагоприятным факторам окружающей среды — основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.

     Задачи  физического воспитания тесно связаны  с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

     Организм  ребенка-дошкольника находится в  периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств  физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

     Удовлетворение  потребности дошкольника в движениях  является важнейшим условием его  жизнедеятельности и нормального  развития — не только физически, о котором уже говорилось выше, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.

     Научная профилактика в педиатрии своими корнями уходит в далекую историю народной медицины. В России с древних времен детей приучали к холоду, к физическому труду. Народная мудрость усматривала в этом главный, а может быть и единственный по тем временам, источник здоровья. Русские врачи XVIII века Н. М. Амбодик, С. Г. Зыбелин, А. И. Полунин уже тогда отмечали необходимость использования природных факторов для укрепления здоровья детского организма.

     Выдающиеся  детские врачи Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, Н. П. Гундобин, Г. Н. Сперанский видели в закаливании детского организма неисчерпаемый источник здоровья детей. Ещё в 1910 г. Г. Н. Сперанский публикует первую в России книгу о закаливании детей. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям.

     Закаливание организма — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат — снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

       Актуальность нашей  работы в том, что физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе.

     Объект  исследования - процесс физического воспитания и спорта детей дошкольного возраста.

     Субъект исследования – дети дошкольного возраста с различной организацией и направленностью двигательной активности. 
 

       Цель  работы - обосновать влияния двигательной активности различной организации на организм детей зависимости от возраста и пола.

     Гипотезой нашей работы является то, что повышенный двигательный режим может быть фактором существенного снижения заболеваемости детей простудными, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями.

     Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи

    1. Изучить литературные данные по вопросам влияния 
      занятий       физическими       упражнениями       с       различной 
      направленностью на развитие детей дошкольного возраста.
    2. Определить наиболее приемлемые и доступные средства  физической культуры для занятий с дошкольниками физическими упражнениями.

       Для решения задач, поставленных в работе, использовались следующие методы исследования:

    1. Теоретический     анализ     и     обобщение     литературных  данных.
    2. Педагогическое наблюдение.
    3. Обработку полученных данных путем систематизации фактов.

    Исследование  проводилось на базе МДОУ № 20 г. Тирасполя. 
     
     
     
     
     
     

     ГЛАВА I. Анализ литературных данных.

     1.1. Упражнения для  детей дошкольного  возраста от 3 до 7 лет

     С возрастом в распорядке дня ребенка  физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности. Для повышения мышечной активности необходимы физические упражнения для совершенствования двигательных процессов и навыков, осанки, предупреждения развития плоскостопия.

     В детских дошкольных учреждениях физические упражнения проводят в виде групповых гимнастических занятий и некоторых спортивных развлечений. Одежда ребенка должна быть свободной и не стеснять движения. Для придания разнообразия и увлекательности занятиям необходимо использовать различные предметы и оборудование: мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки. Важно, чтобы инвентарь соответствовал росту и возрасту ребенка.

     Согласно  «Программе физического воспитания в детском саду», начиная с 3-летнего возраста необходимо ежедневно проводить утреннюю гимнастику, вначале с 5—6 мин (3 года) и до 10—12 мин (6 лет). Помимо этого, предусматривается проведение физкультурных досугов 1 раз в месяц длительностью 15—20 мин для детей 3 лет и до 40 мин для детей 6 лет.

     Для занятий гимнастикой необходим  коврик, который важно содержать  в чистоте. Гимнастические упражнения лучше проводить не раньше, чем  через 30 мин после завтрака или  дневного сна. Весьма важно, чтобы у детей сформировалась привычка делать утреннюю гимнастику систематически. В особенности важно проводить сеансы гимнастических упражнений после длительных малоподвижных занятий — рисования, лепки, рукоделия.

     Воспитатель, медицинская сестра или родители должны освоить те упражнения, которые будут предложены детям. Рекомендуется давать задания детям четко и ясно, без длинных, пространных объяснений, поскольку в этом возрасте трудно сконцентрировать их внимание. Рационально упростить команды, называя упражнения обобщенным образом, например: «кошка», «птичка», «паровоз» и др.

     Не  следует требовать от детей абсолютно  правильного выполнения задания, поскольку  в этом возрасте еще несовершенна координация — она находится лишь в стадии становления. Дети дошкольного возраста быстро отвлекаются при однообразных упражнениях. Занятия необходимо построить таким образом, чтобы обязательная часть, связанная с выполнением упражнений, осуществлялась динамично и сконцентрировано, а далее, во второй части, необходимо перейти к упражнениям, где в большей степени имеется игровой элемент.

     Организация физических упражнений при закаливании  детей предусматривает прежде всего  подбор упражнений с преимущественным развитием больших мышечных групп. Необходимо чередовать упражнения большой и малой интенсивности. Продолжительность занятий для детей 4-го года жизни должна быть 20—25 мин. Вводная и подготовительная части занятий составляют 5—б мин, основная—12—14 мин, заключительная—3— 4 мин.

     Длительность  занятий с детьми 5-го года жизни составляет25—30 мин. Вводная и подготовительная части занятий занимают 6—7 мин.

     На 6-м и 7-м году жизни занятия  проводят 30—35 мин.

     Помимо  специальных занятий, дети ежедневно  выполняют утреннюю гигиеническую  гимнастику, а во время прогулок осуществляют подвижные игры, овладевают некоторыми видами спортивных развлечений (санки, лыжи, велосипед, самокат, плавание).

     Особое  место занимает утренняя гимнастика, которая должна быть введена как  обязательная часть режима для ребенка  с 5—6 лет. Комплексы утренней гимнастики должны включать имитационные движения, упражнения для развития мышц туловища, приседания, подтягивания, ходьбу, прыжки и бег.

     У детей этого возраста упражнения и движения должны быть связаны с  игрой или имитацией игры. Во время занятий необходимо чередовать упражнения для всех групп мышц. При этом происходит совершенствование ходьбы, бега, прыжков, лазания.

     Эффективность занятий в особенности велика при положительном эмоциональном фоне ребенка.

     Не  менее важно, чтобы соблюдалась постепенность в нарастании сложности упражнений и величины нагрузки на скелетные мышцы.

     На 4-м году жизни дети должны полностью  овладеть навыками ходьбы. Для совершенствования  ходьбы детям задают разный темп. На занятиях ходьба проводится во вводной и заключительной частях.

     Начиная с 4-го года совершенствуют другие формы  движений. Во время бега должны появиться короткая фаза полета, координация работы рук и ног. Для развития локомоции бега применяют различные упражнения — изменение ритма бега (ускорение и замедление), бег с препятствиями — ребенок на бегу должен перепрыгнуть через веревку. Во время упражнений для развития бега и ходьбы необходимо следить за положением головы и осанки.

     Дети  с 3—6 лет могут хорошо кататься на лыжах, коньках, ездить на велосипеде, самокате, осваивать элементы спортивных игр — бадминтона, настольного тенниса, футбола и др. Важно правильно подбирать спортивный реквизит, спортивную одежду и обувь с таким расчетом, чтобы не было переохлаждения и перегревания во время занятий.

     Принципиально важно то, чтобы в занятиях с 3—4-летними детьми постепенно нарастали сложность и трудоемкость. Также постепенно в занятия включают упражнения, которые должны выполняться с использованием различных предметов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят такие упражнения. Наиболее целесообразно проводить занятия физическими упражнениями на открытом воздухе с применением спортивных снарядов—турника, лесенки, бревна и др.

Информация о работе Методика реализации физического воспитания детей 6-7 лет в дошкольных учреждениях