Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа
Задачами данной курсовой работы являются:
Определить понятие выносливости, как физического качества;
Выявить особенности общей и специальной выносливости;
Описать и систематизировать основные средства и методы воспитания выносливости.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………........ 3
ГЛАВА 1. Выносливость как физическое качество
1.1. Понятие выносливости. Общая и специальная выносливость…......4-6
1.2. Факторы уровня проявления и развития выносливости…………… 7-9
ГЛАВА 2. Методика развития выносливости
2.1. Средства развития выносливости. ………………………………….10-13
2.2. Методы развития выносливости……………………………………14-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..19
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Выносливость
как физическое качество
1.1. Понятие выносливости. Общая и специальная выносливость…......4-6
1.2. Факторы
уровня проявления и развития выносливости……………
7-9
ГЛАВА 2. Методика
развития выносливости
2.1.
Средства развития выносливости. ………………………………….10
2.2.
Методы развития выносливости……………………………………14-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Если человек выполняет какую-либо достаточно напряжённую работу, то через некоторое время он ощущает, что выполнить её становится всё труднее. Со стороны можно объективно отметить ряд легко видимых признаков его состояния, таких, как напряжение мимической мускулатуры, появление испарины. Одновременно в организме происходят и более глубокие физиологические изменения. Несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счёт больших волевых усилий. Такое состояние получило название фазы компенсированного утомления. Если, несмотря на возрастные волевые усилия, интенсивность работы снижается, наступает фаза декомпенсированного утомления. Утомлением называется вызванное работой временное снижение работоспособности. Если предложить одно и то же задание нескольким людям, то утомление у них наступает через различное время – причиной этому будет, очевидно, разный уровень выносливости.
Двигательная деятельность человека многообразна: различными в разных случаях будут характер и механизмы утомления. Утомление, например, вызванное работой на пальцевом эргографе, мало похоже на утомление марафонца или боксёра, и выносливость в этих видах деятельности соответственно будет разной.
Задачами данной курсовой работы являются:
ГЛАВА 1.
ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК
ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
1.1.
Понятие выносливости.
Общая и специальная
выносливость.
Выносливость:
— это способность
— способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности.
Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) измеряется минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординацнонных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.
Так как длительность работы ограничивается, в конечном счете, наступившим утомлением, то выносливость можно также определить как способность организма противостоять утомлению. Утомление — это состояние организма, возникающее вследствие длительной или напряженной деятельности и характеризующееся снижением работоспособности. Оно возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с прежней эффективностью.
Развитие утомления проходит через 3 фазы:
Поэтому существуют разнообразные формы проявления выносливости которые группируются по тем или иным признакам. Например:
Однако нет таких двигательных действий, которые требовали бы проявления какой-либо формы выносливости в чистом виде. При выполнении любого двигательного действия в той или иной мере находят проявление различные формы выносливости. Скажем, силовая выносливость может носить аэробный или анаэробный характер, проявляться в циклических или ациклических упражнениях, в работе участвует небольшое чисто мышечных групп или почти все мышцы тела. Вследствие этого для практического использования целесообразно применять такую классификацию, которая позволяет оценивать отдельные формы выносливости во взаимосвязи.
В практике обилие всех форм проявления выносливости обычно различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.
Общая
выносливость играет существенную роль
в оптимизации
Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется:
Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.
Различные
виды выносливости независимы или мало
зависят друг от друга. Например, можно
обладать высокой силовой выносливостью,
но недостаточной скоростной или низкой
координационной выносливостью.
1.2.
Факторы уровня проявления
и развития выносливости.
Проявление выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости, личностно-психических, генотипа (наследственности), среды и др.
Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечнососудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообразования при этом являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допустимым объемом метаболических изменений в организме.
Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена.
Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности продолжительностью до 15—20с.
Анаэробные
гликолитические источники
Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.
Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), зависящую от уровня владения техникой пли рациональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.
Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.
Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу».
Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.
Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской — при работе умеренной мощности.
Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Например, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максимального потребления кислорода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обычных людей.
Развитие
выносливости происходит от дошкольного
возраста до 30 лет (а к нагрузкам
умеренной интенсивности и