Методика развития гибкости борцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс спортсменов, занимающихся борьбой.
Предмет исследования - общая и специальная физическая подготовка юных борцов с ориентацией на развитие гибкости.
Цель работы: рассмотреть методику развития гибкости борцов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития гибкости борцов 4
1.1. Понятие физического качества гибкости 4
2.2. Методы измерения гибкости 7
Глава 2. Основы методики развития гибкости борцов 12
2.1. Методы развития гибкости и межмышечной координации 12
2.2. Игровые комплексы в процессе обучения борцов 17
2.3. Игровые упражнения, способствующие развитию гибкости 21
Заключение 25
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

КР Методика развития гибкости борцов.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Так как весь процесс обучения в единоборствах, при сравнении с циклическими видами спортивной деятельности, не ограничивается узким приобретением знаний, умений и навыков, а обязательно предполагает использование их непосредственно в схватке с различными противниками и в разнообразных условиях, то решению этих сложных задач прекрасно способствует использование игровых методов обучения. При этом необходимые приемы в единоборствах, удары, захваты, защиты и передвижения в сочетании с достижением необходимой цели, постепенно входят в арсенал технических и тактических средств учащихся. Тренеры не всегда стремятся только к разнообразию упражнений. Бывает, что задачи тренировки требуют, чтобы занимающиеся выполняли одни и те же действия. Поэтому в данных ситуациях применение специализированных подвижных игр приходит преподавателям на помощь. Их применение можно использовать на различных этапах и с различной целью. в начале с целью развить определенные группы мышц и основы приемов борьбы, а в последствии — с целью закрепить и усовершенствовать навык, а также для повышения эмоционального фона тренировочного занятия.

     При утомлении, нарушении устойчивости, вызванных высоким темпом или однообразным характером тренировок, введение подвижных игр в занятие вновь повышает внимание и способствует повышению работоспособности занимающихся.

     Процесс освоения технико-тактических действий, воспитание физических качеств находятся  в прямой зависимости от настроения спортсмена и его увлеченности. Поэтому  включение в тренировку подвижных  игр, способствует созданию у занимающихся положительных эмоций. При умелом применении игр в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжении всего тренировочного цикла15.

     Используя подвижные игры в вводной части  занятия (разминке) не следует забывать, что физическое и эмоциональное состояние у спортсменов перед началом тренировки различны и зависят не только от предыдущих тренировок, но и от другой деятельности в которой они участвуют.

     «Предтренировочное» состояние у участников единоборств  оказывает огромное влияние на интенсивность выполнения упражнений в разминке.

     В состоянии пониженной работоспособности  учащиеся с нежеланием приступают к  разминке и чаще всего выполняют  упражнения с очень низкой интенсивностью, и наоборот: в состоянии повышенной работоспособности выполняют упражнения с высокой интенсивностью.

     Включение в вводную часть общеразвивающих  и специальных подготовительных упражнений, с элементами ниже приведенных  подвижных игр, повышает ее интенсивность: ЧСС у занимающихся достигает  в среднем 22-23 удара за 10 секунд, что является наиболее рациональным вариантом разминки для подготовки организма спортсменов к предстоящим нагрузкам и предупреждение травм.

     Чтобы успешно выполнять технико-тактические  действия, спортсмену необходимо быть сильным, ловким, быстрым, гибким, а следовательно, постоянно совершенствовать эти качества.

     Казалось  бы, единоборства сами по себе является хорошим средством совершенствования  двигательных качеств, однако, как показывает опыт, развитие их средствами непосредственно  борьбы не дает желаемого эффекта. Чтобы учащиеся смогли раскрыть свои потенциальные возможности, двигательные качества их необходимо развивать целенаправленно специальными средствами и методами.

     Для развития специальной физической подготовленности в единоборствах можно подбирать и составлять игры, направленные в основном на развитие определенного физического качества.

     Процесс освоения технико-тактических действий, как и воспитание физических качеств  находятся в прямой зависимости  от настроения спортсмена и его увлеченности. Поэтому включение в тренировку подвижных игр, способствует созданию у занимающихся положительных эмоций. При умелом применении игр в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжении всего тренировочного цикла.

     Всем  известны случаи, когда борец, казалось бы, блестяще овладев структурой приема, не может выполнить его на соревнованиях. Что связано с тем, что реализация подготовленного приема на соревнованиях всецело зависит от умения выполнять его в условиях действия сбивающих факторов. Для повышения устойчивости техники выполнения основных приемов, необходимо условия совершенствования приближать к условиям соревнований. Применение специализированных подвижных игр в тренировочном процессе позволяет приблизить условия совершенствования разрабатываемых приемов к условиям соревнований. В этом случае автоматизация отрабатываемого действия проходит при все время изменяющихся ситуациях при сохранении подвижных навыков причем с разнообразными вариантами схватки. Причем в процессе игры у занимающихся уровень частоты сердечных сокращений держится от 174 ударов в минуту, что соответствует пульсу в соревновательных схватках16.

     Быстрое и эффективное овладение рациональной техникой находится в прямой зависимости  от ровня физической подготовленности. При этом рассматривать спортивную технику в отрыве от физической подготовленности спортсмена и от условий, в которых протекает спортивная деятельность, будет методической ошибкой. Отсутствие достаточной физической подготовленности часто приводит к ошибкам при стабилизации навыка и травмам. В единоборствах имеется определенная взаимосвязь между техникой выполнения излюбленный приемов и уровнем развития основных групп мышц, принимающих при этом активное участие.

     Таким образом, включение специализированных игр в тренировочный процесс значительно способствует развитию физических возможностей, а соответствующий уровень развития физических качеств повышает эффективность спортивной техники в соответствии с учетом тех специфических условий, моделируемых игровыми ситуациями, в которых они проявляются.

2.3. Игровые упражнения, способствующие развитию гибкости

 

     Под гибкостью понимают способность  человека выполнять упражнения с  большой амплитудой. В практике часто  определяют гибкость способностью человека достичь определенного положения (напр. выполнить продольный или  поперечный шпагат, способность встать из стойки на гимнастический или борцовский мост, коснутся лбом коленей при выпрямленных ногах)17.

     Для развития гибкости используются упражнения, при выполнении которых возможны движения со значительной амплитудой в соответствующих суставах. Особенность  занятий по развитию и поддержанию оптимального состояния гибкости состоит в том, что упражнения выполняют сериями, при достаточном количестве повторений, до 30-40 раз, желательно при определенных показателях ЧСС (170-180 уд/мин) с учетом работы организма при соревновательном режиме.

     Развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно, объем таких тренировочных  заданий должен быть индивидуальным, но для этапа концентрированного развития гибкости в единоборствах  рекомендуется 6-8 недель.

     Под специально-подготовительными упражнениями для развития гибкости следует понимать элементы технических действий, типичных для приемов изучаемого вида единоборства и в то же время требующих значительного проявления гибкости.

     Упражнения  для развития и совершенствования  гибкости удобно проводить используя игровые эстафеты. Можно подобрать соответствующие игры для целенаправленного, зачастую локального, воздействия на отдельные суставы, связки, мышечные группы. Такие игры должны создавать условия для увеличения амплитуды движения, дополнительного растяжения мышц и связок.

     Гибкость  принято разделять на активную и  пассивную. Активная гибкость проявляется  в максимальной амплитуде движений, выполняемых спортсменом самостоятельно. Под пассивной гибкостью понимают предельную амплитуду, выполняемую с помощью каких — либо вспомогательных средств (с помощью партнера, снаряда и т. п.).

     Активная  гибкость зависит от силы мышц, потому целесообразно включать в занятия  игры с преодолением веса собственного тела и т. п. упражнения в которых  нет статических усилий. К тому же следуют помнить, что эластические свойства мышц могут изменяться под влиянием центральной нервной системы. Так, например при высоком уровне эмоционального подъема — гибкость увеличивается.

     Играм, направленным на развитие гибкости следуют предварять соответствующую игровую разминку, чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон.

     Ниже  предлагаемые игровые упражнения позволят осуществить подготовку учащихся к  наиболее эффективному проведению приемов  в единоборствах требующих значительного проявления такого физического качества как гибкость.

     Основной  вариант

     Спортсмены  распределяются по парам и располагаются  вдоль лицевой линии, один за спиной у другого.

     По  сигналу руководителя игрок, стоящий  впереди, встает на гимнастический (борцовский мост), а другой участник проползает под ним и в свою очередь встает на гимнастический мост, а первый проползает под партнером. Передвигаясь таким образом, каждая пара играющих стремится как можно быстрее достигнуть линии финиша.

     Побеждает двойка спортсменов, успевшая пересечь эту линию первыми.

     Вариант 1

     Все участники игры, разделившись на команды, выстраиваются в колонны за лицевой линией.

     По  общему сигналу игроки в колоннах принимают положение борцовского (гимнастического) моста, а замыкающие игроки проползают под ними и сами встают на мост в начале колонны. Эстафета считается законченной, когда колонны, составляющие команду, достигнут линии финиша.

     Выигрывает  команда, которая закончила эстафету раньше.

     Вариант 2

     Является  продолжением первого варианта, команда, достигнув линии «промежуточного финиша», не прекращает игру, а возвращается к линии старта выше изложенным способом.

     Вариант 3

     Исходное  положение команд такое же, как и в первом варианте.

     По  сигналу преподавателя направляющий игрок поворачивается спиною к игровой площадке, а второй спортсмен сбоку поддерживает его под поясницу и помогает встать на борцовский мост и сделать «мост-перекидку назад. Таким способом игроки передвигаются до промежуточного финиша и, поменявшись ролями, возвращаются к своей команде. После их возвращения эстафету продолжает следующая пара игроков.

     Команда, которая выполнит задание раньше других, одерживает победу.

     Вариант 4

     Является  модификацией третьего варианта. Здесь  каждый игрок самостоятельно, без помощи партнера, проводит «мост-перекидку назад» до промежуточного финиша и обратно, после чего встает в конце своей колонны.

     Вариант 5

     Игра  похожа на второй вариант, но каждая команда  играющих располагается по кругам.

     По  сигналу участники встают на борцовский (гимнастический) мост, а капитан, ложится на спину и начинает передвигаться под участниками, либо на животе, либо на спине ногами или головой вперед, по направлению движения часовой стрелки. Как только он проползет под вторым игроком, тот ложится на ковер и следует за капитаном. Таким же образом поступают и остальные игроки команды. Капитан после того, как проползет под последним участником, сам встает на борцовский мост, и остальные игроки передвигаются под ним и принимает исходное положение.

     После того, как последний участник вернется на свое место, капитан начинает движение против часовой стрелки. Если кто  — либо из участников игры выполнит задание неверно, то он возвращается на то место, где была допущена ошибка, и повторяет задание.

     Победу одерживает та команда, которая выполнит задание раньше.

 

Заключение

 

     Гибкость  – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется  степенью подвижности звеньев опорно-двигательного  аппарата и способностью выполнять  движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически.

     Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточный анализ гибкости у спортсменов приводит к травмированию, а также к несовершенной технике.

Информация о работе Методика развития гибкости борцов