Методические основы самостоятельных занятий. Методика аутогенной тренировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:56, реферат

Описание работы

Самостоятельные занятия физическими упражнениями должны быть обязательной составной частью здорового образа жизни студентов высших учебных заведений. Они восполняют дефицит двигательной активности, способствуют более эффективному восстановлению организма после утомления, повышению физической и умственной работоспособности.

Содержание

1. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий 3
2. Методика аутогенной тренировки 13
Использованная литература 18

Работа содержит 1 файл

физра.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Для оценки деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы можно  применять различные функциональные пробы, а их результаты записывать в  дневник самоконтроля.

     Вес тела рекомендуется определять утром  натощак, в одной и той же одежде. В первом периоде тренировки вес обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении веса следует обратиться к врачу.

     Тренировочные нагрузки основной части занятия и нарушение режима вместе с другими показателями дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

     Болевые ощущения: в мышцах, голове, в правом или левом боку и в области  сердца могут наступать при нарушениях режима дня при общем утомлении организма, формировании тренировочных нагрузок и т. п. Боли в мышцах на начальном этапе занятий явление закономерное. Во всех случаях продолжительных болевых ощущений следует обратиться к врачу.

     Наблюдение  за спортивными результатами является важным пунктом самоконтроля, которое показывает правильность применения средств и методов занятий и тренировок, и может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности.

     Особое  значение имеет самоконтроль для  студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности.

     Самоконтроль  помогает занимающемуся физическими  упражнениями и спортом лучше  познать самого себя, приучает следить  за собственным здоровьем, прививает  грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.

Методика  проведения функциональных проб

 

     Функциональная  проба – неотъемлемая часть комплексной методики врачебного контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Применение таких проб необходимо для полной характеристики функционального состояния организма занимающегося и его тренированности.

     Результаты  функциональных проб оцениваются в  сопоставлении с другими данными  врачебного контроля. Нередко неблагоприятные  реакции на нагрузку при проведении функциональной пробы являются наиболее ранним признаком ухудшения функционального состояния, связанного с заболеванием или переутомлением.

     Приведу наиболее часто встречающиеся функциональные пробы, используемые в спортивной практике, а также пробы, которые можно использовать при самостоятельных занятиях физической культурой.

     20 приседаний за 30 с. Занимающийся отдыхает сидя 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняются 20 глубоких приседаний за 30 с, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний, в положении сидя, вновь подсчитывается ЧСС в течение 15 с с пересчетом на 1 мин. Определяется увеличение ЧСС после приседаний сравнительно с исходной в % . Например, пульс исходный 60 уд./мин., после 20 приседаний 81 уд./мин., поэтому (81–60) : 60 ´ 100 = 35% .

     Восстановление  пульса после нагрузки. Для характеристики восстановительного периода после  выполнения 20 приседаний за 30 с подсчитывается ЧСС за 15 с на 3-й мин. восстановления, делается перерасчет на 1 мин. и по величине разности ЧСС до нагрузки и в восстановительном периоде оценивается способность сердечно-сосудистой системы к восстановлению (табл. 1). Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы наиболее широкое распространение получили гарвардский степ-тест (ГСТ) и тест PWC-170

Таблица 1

Оценка  функционального состояния сердечно-сосудистой системы

Тесты Пол Оценка
5 4 3 2 1
ЧСС в покое  
после 3 мин.  
отдыха в полож. сидя, уд./мин.
ж

м

<71

<66

71-78

66–73

79–87

74–82

88–94

83–89

>94

>89

20 приседаний за 30 с*, % ж

м

<36 36–55 56–75 76–95 >95
Восстановление  пульса после  
нагрузки**,уд./мин.
ж

м

<2 2–4 5–7 8–10 >10
Проба на  
задержку дыхания (проба Штанге)
ж

м

>74 74–60 59–50 49–40 <40
ЧСС×Ад  макс/100 ж

м

<70 70–84 85–94 95–110 >110
 

  

     Проведение (ГСТ) заключается в восхождении  и спуске со ступеньки стандартной  величины в определенном темпе в  течение определенного времени. ГСТ заключается в подъемах на ступеньку высотой 50 см для мужчин и 41 см для женщин в течение 5 мин. в темпе 30 подъемов/мин.

     Если  исследуемый не может поддерживать заданный темп в течение указанного времени, то работу можно прекратить, зафиксировать ее продолжительность  и частоту сердечных сокращений в течение 30 с 2-й мин. восстановления.

     По  продолжительности выполненной работы и по количеству ударов пульса вычисляют индекс гарвардского степ-теста (ИГСТ):

.

Более точно  можно рассчитать ИГСТ, если пульс  считать 3 раза: в первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления, тогда

,

где t – время восхождения в с; ¦ 1, ¦ 2, ¦ 3 – ЧСС за первые 30 с 2, 3, 4-й мин. восстановления.

     Оценка  уровня физической работоспособности  по ИГСТ осуществляется с использованием данных, приведенных в табл. 2.                                                    

     Принцип оценки в тесте PWC-170 основан на линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы, а занимающийся выполняет 2 относительно небольшие нагрузки на велоэргометре или в степ-тесте (методика проведения теста PWC-170 не приводится, так как он достаточно сложен и требует специальных знаний, подготовки, оборудования). 

     Таблица 2

ИГСТ Оценка работоспособности
55 и менее

55–64

65–79

80–89

90 и более

Слабая

Ниже  средней

Средняя

Хорошая

Отличная

 

     Ортостатическая проба. Занимающийся лежит на спине и у него определяют ЧСС (до получения стабильных цифр). После этого исследуемый спокойно встает и вновь измеряется ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10–12 уд./мин. Считается, что учащение его более 20 уд./мин. – неудовлетворительная реакция, что указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы.

     При выполнении физических нагрузок резко  увеличивается потребление кислорода  работающими мышцами, мозгом, в связи  с чем возрастает функция органов  дыхания. Физическая нагрузка увеличивает размеры грудной клетки, ее подвижность, повышает частоту и глубину дыхания, поэтому оценить развитие органов дыхания можно по показателю экскурсии грудной клетки (ЭКГ).

     ЭКГ оценивается по увеличению окружности грудной клетки (ОКГ) при максимальном вдохе после глубокого выдоха. Например, ОКГ в спокойном состоянии 80 см, при максимальном вдохе – 85 см, после глубокого выдоха – 77 см. ЭКГ = (85 – 77) :  80 × 100 = 10% . Оценки: “5” – (15% и более), “4” – (14–12)% , “3” – (11–9)% , “2” – (8–6)% и “1” – (5% и менее).

     Важным  показателем функции дыхания  является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Величина ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела и физической подготовленности.

Для того чтобы  дать оценку фактической ЖЕЛ, ее сравнивают с величиной должной ЖЕЛ, т.е. той, которая должна быть у данного человека.

     Для определения должной ЖЕЛ может  быть рекомендовано уравнение Людвига:  

; 

Мужчины:

ЖЕЛ = (40×рост  в см) + (30×вес в кг) – 4400,

женщины:

ЖЕЛ = (40×рост  в см) + (10×вес в кг) – 3800.

     У хорошо подготовленных людей фактическая ЖЕЛ колеблется в среднем от 4000 до 6000 мл и зависит от двигательной направленности.

     Есть  довольно простой способ контроля “с помощью дыхания” – так называемая проба Штанге. Сделать 2–3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до начала следующего вдоха. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо подготовленные студенты задерживают дыхание на 60–100 с.

Методика  самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта

12-ти  минутный тест  Купера для определения  физической работоспособности

     Кеннет  Купер - известный американский врач-практик, разработавший многочисленные тесты для оценки физического состояния организма. Тесты Купера просты и удобны, прошли проверку на тысячах энтузиастах и могут быть рекомендованы людям различного возраста и физической подготовленности.

     Важной  особенностью оценки физической работоспособности, заложенной Купером в своих тестах, является зависимость итоговых показателей от возраста тестируемого. Одинаковое количество баллов, набранное людьми разного возраста, в каждом случае будет означать разную оценку физической работоспособности.

     Нагрузки в тестах Купера носят так называемых «глобальный» характер, то есть при их выполнении в работу включено более 2/3 мышечной массы. Таким образом, эти нагрузки оказывают существенное влияние не только на мышечный аппарат, но и на системы, обеспечивающие мышечную деятельность, прежде всего, на сердечно-сосудистую и дыхательную. Следовательно, оценивая переносимость нагрузок при выполнении тестов Купера, можно косвенно оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Ниже приведены  три 12-минутных теста Купера: беговой, тест плавания и тест езды на

велосипеде.

     Сам Кеннет Купер не рекомендует использовать эти тесты для оценки физической подготовленности лицам старше 35 лет, если они не имеют хорошей физической тренированности.

     Перед выполнением любого из тестов необходимо провести 2-3 минутную разминку,

чтобы подготовить  организм к физической работе, а  после выполнения - заминку. Для заминки  можно использовать спокойную ходьбу. В качестве разминки подойдут общеразвивающие  упражнения на основные мышечные группы, также можно использовать ходьбу и легкий бег.   

12-минутный  беговой тест 

     С помощью 12-минутного бегового тест Купера оценивается состояние физической подготовленности организма на основе расстояния (в метрах), которое человек  способен преодолеть бегом (или шагом) за 12 минут. Предполагается, что в течение всего теста человек выполняет бег. Если тестируемый не справляется с этим требованием, можно перейти на шаг, секундомер, отсчитывающий 12 минут, при этом не останавливается. Чем более продолжительное время при выполнении теста человек будет идти, а не бежать, тем хуже результат теста. После 12-ти минутного передвижения замеряется преодоленное расстояние в метрах и по таблице оценивается физическая подготовленность.  
 

Информация о работе Методические основы самостоятельных занятий. Методика аутогенной тренировки